Минфин США впервые анонсировал персональные санкции против семи российских бизнесменов, попавших в список SDN (specially designated nationals), который предполагает почти полный бойкот со стороны американских физических и юридических лиц.
Туда же угодили гиганты российской промышленности «Русал» и «Ренова», на предприятиях которых трудятся более 100 тыс. человек. Несмотря на все попытки договориться с американскими регуляторами (в случае с «Русалом» довольно далеко продвинувшиеся), дальнейшая судьба обеих компаний до сих пор под вопросом.
В США действует небезызвестный закон CAATSA, смысл которого в ужесточении санкций против Северной Кореи, Ирана, но в большей степени — против России. Его главная опасность для российских граждан и компаний состоит в расширении вторичных санкций, которые распространяются, по логике американского Минфина, на все иностранные лица. Именно по этой причине Виктору Вексельбергу пришлось спешно снижать свои доли в швейцарских активах ниже 50%, а его счета на сумму более 1 млрд. франков оказались замороженными в нескольких банках Швейцарии. Вторичные санкции подобны ядовитому облаку — те, которых оно накрывает, становятся нежелательными клиентами, поставщиками, резидентами и партнерами.
13 февраля в сенат США был внесен законопроект, который в случае принятия приведет к санкциям в отношении России в банковском и энергетическом секторах. Об этом сообщило агентство Reuters.
В частности, ограничительные меры коснутся некоторых российских банков, проектов, которые касаются сжиженного природного газа за пределами страны, сделок с суверенным долгом России и деятельности некоторых лиц. Предположительно, законопроект намерены предложить сенаторы Линдси Грэм и Боб Менендес.
8 февраля члены комитета палаты представителей конгресса США по финансовым вопросам заявили о неэффективности антироссийских санкций. Они считают, что РФ снизила зависимость от Запада и активно налаживает деловые и политические отношения с такими странами, как Китай, Индия и Саудовская Аравия.
13 февраля США назвали условие для снятия санкций с России. Им является получение Донбасса и Крыма под контроль украинских властей.
Накануне газета Financial Times сообщила, что США и Евросоюз находятся на пороге согласования новых ограничительных мер. Они могут быть применены из-за задержания украинских моряков после инцидента в Керченском проливе.
25 ноября три корабля ВМС Украины вторглись в исторические территориальные воды России в Черном море. Они не реагировали на требования погранслужбы ФСБ остановиться и продолжали совершать опасные маневры. Российским военным пришлось применить силу для их остановки. В результате провокации корабли и 24 моряка были задержаны, а затем арестованы. Возбуждено уголовное дело.
Лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе утвердили политическое решение о продлении на полгода экономических санкций против РФ на следующие полгода из-за "нулевого прогресса" в имплементации минских соглашений.
ЕС ранее привязал вопрос продления санкций против РФ к ходу выполнения минских соглашений, и каждые полгода заслушивает доклад Франции и ФРГ перед принятием политического решения о продлении ограничительных мер ещё на шесть месяцев.
Пятого июля Совет ЕС оформил решение о продлении экономических санкций против РФ еще на полгода — до 31 января 2019 года. Меры направлены в отношении финансового, энергетического и оборонного секторов, а также на товары двойного назначения.
За прошлый год в американский конгресс поступило 10 законопроектов о мерах против России.
Первый — S.2313 (H.R.4884) — был внесен 16 января и требует заблокировать активы 6 госбанков, «Газпрома», «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, запретить инвестиции в новый госдолг, а также расширить санкции против чиновников и олигархов.
Проект H.R. 5428 от 5 апреля требует блокировки активов и запрета на долларовые расчеты уже для 7 госбанков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк и ВЭБ), а также ограничений на операции с деривативами. Проект S.2780 (H.R.6475, H.R. 6573) был внесен 26 апреля и требует признать Россию государством-спонсором терроризма.
Следующий документ — H.R.5910 — появился 29 мая и требует киберсанкций в ответ на кампанию дезинформации. 18 июля в Сенат внесли закон (S.3229) о полном запрете на финансирование российских энергопроектов (S.3229). Тогда же в палату представителей поступил смягченный вариант санкций против госбанков (H.R.6423), согласно которому под ограничения должны попасть лишь 3 из них.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1 августа все эти инициативы были суммированы в итоговый законопроект (S.3336), который поддержали обе партии. Помимо новых санкций против новых чиновников и олигархов он требует, чтобы как минимум один госбанк был отключен от возможности проводить долларовые расчеты, а иностранным инвесторам было бы запрещено покупать новые облигации правительства РФ. Именно санкции против госбанков — наиболее опасный для России сценарий. По сути он означает слом системы обращения долларов в стране.
Новый законопроект обязывает президента США принять ряд ограничений.
Группа американских сенаторов от Демократической и Республиканской партий представила законопроект, предусматривающий введение новых жестких санкций против России за предполагаемое вмешательство в выборы в США и роль в украинском конфликте.
Ниже приведены ключевые положения законопроекта, получившего название "Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля 2019 года" (DASKA), объявление о котором ударило по российским финансовым рынкам. Конгресс пока не приступил к рассмотрению законопроекта. Предыдущая версия законопроекта в прошлом году не прошла через Конгресс.
В течение 60 дней с момента принятия DASKA президент США должен ввести санкции в отношении любых лиц, в том числе любых финансовых институтов, которые, по его мнению:
• сознательно участвуют в значимых сделках с любыми лицами в России, которые поддерживают или способствуют злонамеренным действиям в киберпространстве;
• сознательно принадлежат или контролируются, или сознательно выступают или стремятся выступать, напрямую или косвенно, в интересах или от имени лиц, участвующих в описанных выше значимых сделках. В течение 180 дней с момента принятия DASKA президент должен ввести санкции в отношении;
• политических фигур, олигархов и других лиц, которые способствуют незаконной и коррупционной деятельности, напрямую или косвенно, от имени президента России Владимира Путина, и лиц, действующих в интересах или от имени таких политических фигур, олигархов и персон;
• российских структур с участием государственного капитала, которые способствуют незаконной и коррупционной деятельности, напрямую или косвенно, от имени Путина;
• членов семей лиц, перечисленных выше, или тех, кто получает значительную выгоду от подобной незаконной и коррупционной деятельности, и лиц, включая финансовые институты, участвующих в значимых сделках с упомянутыми выше лицами.
В течение 180 дней с момента принятия DASKA президент США должен ввести санкции в отношении лиц, если:
• они сознательно, на момент или после принятия законопроекта, инвестируют в энергетические проекты за пределами России, поддерживаемые российской структурой с государственным капиталом или структурой, которая принадлежит российскому правительству или контролируется им;
• если стоимость проекта превышает или, как ожидается, превысит $250 миллионов.
Санкции против РФ в 2019 году
Применение санкций против России в 2019 году, как сказано в докладе, будет определяться рядом политических и правовых факторов.
Санкции против России носят разноскоростной режим. Усиливается разрыв политики США и ЕС в отношении России. Со стороны США наблюдается экспоненциальная эскалация антироссийских санкций. Со стороны ЕС — последовательное выполнение ранее принятых решений по «украинскому пакету» при ограниченном наращивании санкций.
Санкции оказывают прямое или косвенное воздействие на партнеров России, таких как Китай, Индия и другие. Наблюдаются разные подходы правительств и частного бизнеса к санкциям против России в странах-партнерах: правительства критикуют санкции, тогда как частный бизнес вынужден приспосабливаться к санкционному режиму США и в целом выполнять его.
Российское правительство предпринимает шаги по адаптации к санкциям. Сохраняются возможности для работы на российском рынке иностранных компаний, создаются новые механизмы для международных экономических связей в обход санкций, используются точечные контрсанкции. Вместе с тем предотвращение влияния санкций на Россию остается крайне сложной задачей в силу значительной асимметрии экономических потенциалов в сравнении со странами—инициаторами санкций, а также доминированием США в мировой финансовой системе.
Растет давление американских санкций на другие страны. В числе ключевых индикаторов — выход США из иранской ядерной сделки и возобновление санкций против Тегерана. На этом фоне обозначились разногласия между США и ЕС. Брюссель принимает меры по защите бизнеса из стран ЕС, а также рассматривает возможности долгосрочных решений по повышению роли евро в мировых расчетах.
Крупный международный бизнес сохраняет приверженность требованиям американских регуляторов и санкционного законодательства США независимо от страны происхождения бизнеса и политических позиций национальных правительств. В руках США сохраняется мощный рычаг воздействия на бизнес путем использования санкций.
Нарастает политическая неопределенность, в которой обостряются кризисные ситуации. Они порождают новые санкции, особенно в случаях низкой эффективности дипломатии и ограниченных возможностей по применению военной силы. «Дело Скрипалей», применение химического оружия в Сирии, ситуация вокруг «вмешательства в выборы» и инцидент в Азовском море показывают уязвимость к локальным кризисам и порождают «автоматизм» политики санкций.
Ситуация в Украине, риски эскалации конфликта на Донбассе, провокаций в Азовском и Черном морях, на границах с Крымом. Базовый прогноз по Украине на 2019 год предполагает снижение стабильности в Донбассе, ухудшение отношений с Киевом, дальнейшую деградацию минских соглашений. По мнению экспертов, выросла вероятность резкого обострения ситуации из-за инцидентов и провокаций военного характера. Секторальные санкции против России по «украинскому пакету» в 2019 году сохранятся. При постепенном ухудшении российско-украинских отношений, расширение санкций коснется лишь списков российских физических и юридических лиц.
Ближний Восток. Основные риски, как следует из обзора, связаны с ситуацией в Сирии и вероятностью провокаций с использованием химического оружия. Тем не менее базовый прогноз состоит в том, что сирийская проблематика не приведет к радикальному усилению санкций против России. Их наращивание может ограничиться точечными мерами со стороны США против отдельных российских физических и юридических лиц.
Внутриполитическая ситуация в США и в ЕС. Базовый прогноз экспертов РСМД состоит в том, что, несмотря на общее снижение остроты темы вмешательства в 2019 году, она с «задержкой» получит отражение в законодательстве с перспективой серьезной эскалации санкций вплоть до новых секторальных ограничений. Специалисты ожидают новых ограничений со стороны США против энергетического и финансового секторов. Введению таких рестрикций будут содействовать дискуссия о возможном импичменте действующего президента и старт избирательной кампании в конце 2019 года.
В ЕС фактор «российского вмешательства» будет носить менее критичный характер. Базовый прогноз экспертов: сохранение темы в информационном поле при отсутствии новых значительных санкций по данной тематике.
Среди «черных лебедей» пальму первенства авторы отчета уверенно отдают «делу Скрипалей». Инцидент в Солсбери, по их словам, не привел к формированию механизмов кризисного регулирования, способных справляться с такими проблемами. Более того, он создал почву для новых инцидентов. Эксперты оценивают риски «нового Солсбери» в 2019 году как высокие. Эскалация санкций на этом фоне будет касаться расширения списка физических и юридических лиц, модификации законов (в особенности в США), а также действий исполнительной власти США против предполагаемых «виновных».
В числе правовых факторов составители доклада отмечают нормативные документы, само существование которых предполагает законодательные, правоприменительные или исполнительные действия в 2019 году.
Авторы напоминают, что сейчас против России действуют санкции 37 государств.
Имплементация закона PL 115–44 (CAATSA). В зоне наибольшего риска — «Северный поток-2» и российский военно-промышленный комплекс, хотя закон потенциально может затронуть значительно более широкий круг вопросов.
Имплементация закона PL 102–182. «О контроле и уничтожении химического и биологического оружия». Речь может пойти о запрете финансовым институтам США кредитовать Россию (что и так ограничено секторальными санкциями), сворачивании экспорта и импорта (который и так невелик) или отказе для полетов российских авиакомпаний в США (что невыгодно самим американцам). Однако в США, по прогнозу авторов доклада, может быть поставлен вопрос о доработке закона, либо его нормы в измененном виде будут инкорпорированы в новое санкционное законодательство против России, в частности DASKAA и DETER. Основное направление доработки норм закона — акцент на их экстерриториальном характере.
Обсуждение в конгрессе законопроектов DETER и DASKAA. Принятие нового санкционного законодательства в развитие законов PL 115–44 и PL 102–182. Эксперты РСМД рассматривают принятие новых более жестких американских законов в отношении России как базовый прогноз. Основной проблемой для России станет перспектива усиления санкций против энергетического и финансового секторов. Полное эмбарго энергетического сектора и санкции против обязательств российского суверенного долга потенциально нанесут вред и американскому бизнесу, что может потребовать более мягких формулировок. Принятие закона в текущем виде приведет к шоку на российском фондовом рынке. В качестве базового прогноза авторы доклада рассматривают более мягкие формулировки.
Имплементация указа президента №13848. Указ обязывает разведку США дать заключение о вмешательстве в промежуточные выборы в Конгресс. На основе заключения могут вводиться персональные, а затем секторальные санкции. Базовый прогноз экспертов подразумевает высокую вероятность того, что Россия будет обвиняться в попытки вмешаться в промежуточные выборы, хотя конкретные случаи будут характеризоваться как малочисленные и эпизодические. Возможные персональные санкции. Секторальные санкции по данному указу, по мнению авторов обзора, маловероятны.
Дальнейшее использование указов президента №13660, №13661, 1№3662 и директив к нему. Как и другие действующие нормы, данные указы будут, как поясняют эксперты, применяться в качестве «санкций за нарушение санкций». Речь идет о применении штрафов Минфина США к компаниям—нарушителям санкционного режима. В 2019 году появился первый случай урегулирования претензий Минфина по нарушению санкций «украинского пакета» (случай компании Cobham). В будущем число таких случаев будет, как следует из доклада, нарастать.
Санкции США в 2019 году
Аналитики не рекомендуют инвесторам инвестировать в рублевые активы, несмотря на всю их высокую доходность.
Управляющий крупнейшими биржевыми фондами, ориентированными на развивающиеся рынки, не включил российские активы в перечень приоритетных покупок на 2019 год.
Менее агрессивная политика Федрезерва США, передышка в торговой войне и привлекательная сравнительная стоимость окажут поддержку облигациям развивающихся рынков.
Но инвестировать на разнице в процентных ставках Morgan Stanley советует за пределами России. Лучше всего для этого подходят аргентинский песо, бразильский реал и южноафриканский рэнд.
Активы развивающихся стран подверглись распродаже в этом году, испытав давление со стороны укрепления доллара, повышения процентных ставок в мире и торговой напряженности между двумя крупнейшими экономиками — Китаем и США.
Основными рисками для вложений в облигации федерального займа аналитики считают угрозы санкций, несмотря на их высокую реальную доходность.
Центробанк РФ в декабре повысил ключевую ставку, удивив трейдеров и подтолкнув скорректированную на инфляцию доходность почти к 6 процентам — максимальному после Бразилии уровню среди развивающихся рынков.
Новые вероятные санкции со стороны США превратились в риск, который невозможно просчитать, указывает экономист Barclays в Лондоне Лиза Ермоленко: «Чтобы понять, что происходит в Конгрессе, требуются большие усилия, и не ясно, будут ли эти усилия вознаграждены».
Ведущие инвесторы развивающихся рынков отказываются от одной из самых аппетитных реальных доходностей и выходят из активов РФ на фоне тщетных усилий определить масштаб угрозы новых санкций.
Вслед за фондами США деньги выводят крупнейшие европейские инвесторы Amundi SA, GAM Holding и Ashmore Group, которые одно время входили в число самых ярых "быков" на российском рынке. Хедж-фонды сокращают вложения в гособлигации, поскольку угроза ужесточения санкций США становится слишком непредсказуемой.
С апреля, когда под санкционным ударом оказался "Русал", а конгрессмены внесли два законопроекта об ограничениях на инвестиции в российский госдолг, нерезиденты вывели из ОФЗ более 500 млрд. рублей, сократив свою долю среди владельцев бумаг с рекордных 34,2% до минимальных за два года 24,7% (на конец ноября).
Список санкций в 2019 году
Исполнительные органы и отдельные силовые ведомства представили Конгрессу ряд докладов, которые в дальнейшем могут стать основой для расширения и интенсификации санкционных мер (раздел 241 CAATSA). Первый из таких докладов был подготовлен Минфином США и получил название «Кремлевский доклад». Он включал в себя список «российских высокопоставленных политических деятелей и олигархов, определяемых их близостью к российскому режиму», данные о них, масштабы их состояний и источники доходов, перечень аффилированных с ними компаний. В «кремлевский доклад» вошли 210 человек, из которых 114 чиновников и 96 бизнесменов. В отношении отдельных физлиц и контролируемых ими юрлиц, указанных в докладе, 6 апреля были введены персональные санкции.
Второй доклад Министерства финансов США содержал оценку последствий возможного введения ограничений на операции с российским суверенным долгом. Минфин США в своем анализе указывает, что ограничения на операции с новыми выпусками российских гособлигаций и деривативов могут дестабилизировать финансовые рынки и усилят напряжение в банковском секторе. В докладе говорится, что российский рынок госдолга является привлекательным для международных инвесторов и играет значимую роль: около 30% рынка внешнего и внутреннего долга приходится на иностранных инвесторов.
Внесенный на рассмотрение в Конгресс США законопроект «Акт о защите США от агрессии Кремля» (DASKA) предполагает целый ряд серьезных мер, направленных на дальнейшую изоляцию России и причинение значительного урона стабильности ее экономики:
• запрет для американских инвесторов совершать сделки, предоставлять финансирование или проводить другие операции с суверенными долговыми обязательствами РФ, выпущенными через 180 дней после вступления закона в силу;
• запрет на сделки со всеми активами в США отдельных российских финансовых институтов, включая Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк;
• запрет инвестиций в любой энергетический проект, контролируемый государственной компанией из России или компанией с большой долей государственного участия;
• запрет инвестиций в российский нефтяной сектор;
• запрет поставки товаров, технологий, услуг, необходимых для разработки новых месторождений нефти в России;
• возможность применения санкций к российским IT-компаниям, которые осуществляют «враждебные действия по отношению к США в киберпространстве»;
• возможность отнесения России к стране-спонсору терроризма.
DASKA не содержит обязанности Минфина США докладывать Конгрессу о возможных негативных последствиях от введения финансовых ограничений против России для американских компаний и мирового финансового рынка.
Энергетический пакет санкций DASKА продолжает логику ранее введенных секторальных санкций в отношении нефтяного сектора РФ. Исполнение энергетического пакета DASKA делает невозможным реализацию проектов российских энергетических гигантов, таких как «Роснефть» или «Лукойл». Ограничения не касаются газового сектора. Угроза отсутствует и для ранее начатых проектов, таких как «Северный поток-2». При этом разведка глубоководных и шельфовых месторождений, а также сланцевой нефти уже находится под секторальными санкциями. Секторальные санкции действуют по принципу сложного процента с накапливающимся эффектом. Начиная с 2020 года негативные тенденции будут проявляться все более заметно и могут привести к снижению добычи нефти в России на 5% к 2025 году и на 10% к 2030 году от текущих уровней. Снижение добычи в таких размерах, конечно, не катастрофично для российской экономики, но достаточно чувствительно.
Интерес представляет и цифровой блок санкций, предусмотренных DASKA. В этой части санкции позволяют применить наказание к любой российской IT-компании, которая осуществляет «враждебные действия по отношению к США в киберпространстве».
Государственный департамент США установил, что Россия поддерживала применение химического оружия в Сирии. Это послужило основанием для применения новых санкций.
Санкции предусматривают:
• запрет продажи РФ вооружения и любой оборонной продукции;
• прекращение выдачи лицензий на экспорт американского вооружения российским государственным компаниям;
• запрет на предоставление финансирования сделок по приобретению оружия РФ.
Ключевая особенность применения закона о контроле распространения химического оружия заключается в отсутствии экстерриториальности его действия и отсутствии вторичных санкций.
Вашингтон объявил о своем выходе из соглашения в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Результатом этого явилось возобновление прежней санкционной программы против Ирана со стороны США. Остальные участники СВПД заявили о невозможности денонсации СВПД, а Европейский союз анонсировал целый ряд мер для обеспечения полного выполнения СВПД, среди которых – актуализация блокирующего статута и создание специального механизма для платежей с Ираном. Кейс Ирана подтвердил известный «парадокс Дрезнера»: максимальное давление на политических противников приносит минимальный ущерб от санкций, тогда как минимальное давление на союзников зачастую приносит максимальный результат. Выводы по иранскому кейсу имеют практическое значение для России с точки зрения понимания модели поведения, которая может являться успешной для минимизации последствий санкций и их смягчения.
Издан указ президента Путина, который продлил запрет на импорт ряда товаров из США, Евросоюза, Норвегии, Австралии и Канады. Кроме того, Путин подписал указ о применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ. Правительство ввело специальные экономические меры в отношении 322 украинских граждан и 68 компаний.
В Госдуму был внесен законопроект о введении уголовной ответственности за исполнение зарубежных санкций. На следующий день он прошел первое чтение, а 17 мая предполагалось второе. Однако инициатива вызвала серьезное противостояние со стороны широких кругов бизнес-сообщества, поэтому рассмотрение законопроекта было решено отложить на следующее пленарное заседание.
Управление по контролю за иностранными активами в США направило в Конгресс уведомление о намерении исключить En+, Rusal, EuroSibEnergo из-под действия санкций. Основным фактором послужили изменения в структуре владения и состава совета директоров, корпоративные изменения и активное сотрудничество компаний с американским регулятором. Этот кейс демонстрирует: санкции в отношении компаний могут быть отменены, если причиной их введения явилась фигура собственника.
Российский бизнесмен Борис Ротенберг, находящийся под санкциями США, подал иск против четырех банков Северной Европы. Коммерсант обвинил банки в дискриминации, поскольку они не позволяли Ротенбергу совершать платежи, нарушали право на равное обращение по отношению к гражданину Евросоюза. Ротенберг имеет гражданство Финляндии, из-за чего не подпадает под действие европейских санкций. Кейс интересен тем, как будет разрешена ситуация, когда две правовые системы сталкиваются между собой на поле применения санкционных ограничений.
Владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг намерен обжаловать введение против него ограничительных мер США. Вексельберг был включен в санкционный список из-за событий на Украине. У Вексельберга есть шанс, что введенные против него санкции могут быть отменены, но ограничительные меры вряд ли будут пересмотрены на уровне Управления по контролю за иностранными активами США. Можно допустить определенные перспективы для Вексельберга в рамках судебного обжалования.
Определенные тренды, наметившиеся в санкционной политике, вероятнее всего, получат свое развитие в 2019 году. Если говорить о санкциях в отношении России, то ЕС фокусируется исключительно на украинском вопросе, а будущее санкций зависит от реализации Минских соглашений. Санкции ЕС носят инструментальный характер и направлены на достижение четких и измеримых действий, а санкции США являются частью геополитической стратегии. Подобное понимание дает основания, чтобы прогнозировать отсутствие предопределенности в части усиления санкций со стороны ЕС и, наоборот, интенсификацию санкционного давления со стороны США.
В начале 2019 года ожидается введение второго пакета санкций по закону об ограничении распространения химического оружия. Также получит свое развитие инициатива с законопроектом DASKA. Расширение американских санкций на российский суверенный долг видится маловероятным.
Российские банки могут отключить от системы SWIFT. Однако, учитывая наметившиеся разногласия по санкционному вопросу между ЕС и США, вполне вероятно, что ЕС не одобрит отключение.
Наибольший интерес с точки зрения наметившегося расхождения во взглядах на санкционную политику вызывает то, в какой форме будут реализованы меры Евросоюза по противодействию американским санкциям в отношении Ирана. Если Европе удастся ограничить экстерриториальность мер США и защитить свои компании от вторичных санкций, этот механизм может получить применение и для других стран, в частности для России. Обострение ситуации с инцидентом в Керченском проливе, а также противоречия России и США по соглашению о ракетах малой и средней дальности, возможно, приведут к эскалации санкций. Наличие большого количества неопределенных факторов, которые могут повлиять на санкции, делает любой прогноз в этой области в какой-то мере условным.
Санкции ЕС в 2019 году
Совет продлил экономические санкции в отношении специфических секторов российской экономики до 31 июля 2019 года. В документе отмечается, что это решение связано с тем, что никакого прогресса в реализации минских соглашений нет. Решение вступит в силу на следующий день после публикации.
Политическое решение о продлении ограничительных мер было принято главами государств и правительств Евросоюза на саммите. Оно было основано на кратком отчете канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эмманюэля Макрона о "прогрессе в ходе выполнения минских соглашений". Специфика этих отчетов состоит в том, что единственным ответственным за выполнение минских соглашений в них рассматривается только Россия, вместе с тем страны ЕС полностью игнорируют саботаж Киевом своих обязательств по этим соглашениям, и никакую ответственность за это страны ЕС не рассматривают.
Экономические санкции против России были введены в действие после гибели над Донбассом малайзийского Boeing, выполнявшего рейс MH17. С тех пор они продлеваются раз в полгода в неизменном виде. Саммит ЕС принял решение, что санкции могут быть отменены только после реализации минских соглашений.
На пресс-конференции на саммите ЕС председатель Европейского Совета Дональд Туск заявил, что канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон "также представили информацию о состоянии выполнения Минских соглашений, и мы решили продлить экономические санкции против России, поскольку никакого прогресса достигнуто не было".
После публикации в "Официальном журнале" Европейского Союза решение о продлении истекающих 31 января 2019 года санкций вступит в силу.
Эти ограничительные меры были первоначально введены сроком на один год "в ответ на действия России по дестабилизации ситуации в Украине". Они были усилены. Европейский совет связал срок действия санкций с полным выполнением Минских соглашений.
Меры касаются финансового, энергетического и оборонного секторов, а также товаров двойного назначения.
Экономические санкции включают:
- ограничение доступа на первичный и вторичный рынок капитала ЕС для пяти российских финансовых учреждений с мажоритарной долей государства в уставном капитале и их дочерних подразделений, в которых эти организации имеют мажоритарную долю и которые учреждены за пределами ЕС, а также для трех крупных российских энергетических компаний и трех оборонных компаний;
- экспортный и импортный запрет на торговлю оружием;
- введение запрета на экспорт в Россию товаров двойного назначения для военных нужд или для российской армии;
- ограничение доступа России к отдельным, имеющим стратегическое значение, технологиям и услугам, которые могут использоваться для разработки и добычи нефти.
Последний раз эти ограничительные меры были продлены решением Совета ЕС до 31 января 2019 года.
В коммюнике Совета ЕС, распространенном в пятницу в Брюсселе, также содержится напоминание о том, что, помимо продленных в очередной раз экономических санкций, еще ряд ограничительных мер Евросоюза действует в отношении России в качестве реакции на украинский кризис.
Это индивидуальные санкции, касающиеся запрета на поездки в ЕС и замораживания финансовых авуаров, которые в настоящее время распространяются на 164 человека и 44 юридических лица. Эти меры действуют до 15 марта 2019 года.
Осуществляется также санкционный пакет в связи с "незаконной аннексией Крыма и Севастополя", ограниченный их территорией. Он действует до 23 июня 2019 года.
Банки попавшие под санкции в 2019 году
Американские сенаторы предлагают ввести санкции в отношении государственных банков и государственного долга России. Об этом речь идет в законопроекте S.3336 под названием «Об усилении НАТО, борьбе с международной кибер преступностью и наложении дополнительных санкций на Российскую Федерацию».
В новом документе речь идет о том, что нужно начать ограничивать финансовый сектор Российской Федерации. Согласно новому законопроекту, все резиденты Соединенных Штатов не смогут принимать участие в операциях, связанных с облигациями госдолга РФ, которые будут выпущены в течение полугода после того, как закон вступит в силу.
Запрет распространится на все государственные облигации и производные финансовые инструменты, срок обращения которых более 2 недель.
Рассматривается запрет операций и заморозка собственности в Штатах одного из финансовых институтов РФ. В их число входят:
• ВЭБ;
• Сбербанк;
• ВТБ;
• Газпромбанк;
• Россельхозбанк;
• Промсвязьбанк;
• Банк Москвы.
Санкции будут запрещать покупать недвижимость крупным компаниям РФ в США.
Согласно чему банкам запрещено привлекать новые долговые и акционерные финансирования в Соединенных Штатах. Новый законопроект гласит о том, что перечисленные выше банки не смогут осуществлять перечисления стандартных расчетов в нацвалюте США через корсчета в банках Штатов.
Были рассмотрены поправки относительно усиления контроля над структурой собственности в случае покупки американской недвижимости. В связи с этим страховщики США будут обязаны передавать информацию о бенефициарах компании, которая покупает дорогую недвижимость в стране.
Последствия санкций в 2019 году
Санкция – мера воздействия, направленная против правонарушителя, предполагающая создание для него неблагоприятных условий. В частности, в международной экономике под санкциями понимают ограничение торговых взаимодействий со страной, нарушившей права людей или создавшей конфликтную ситуацию.
Подобные пресечения чаще всего выражаются в целом комплексе мер:
• Торговом эмбарго – полном прекращении экономических взаимодействий со страной нарушителем со стороны целого ряда государств;
• Политических ограничениях – запретах на посещение других стран чиновниками и крупными бизнесменами страны-нарушителя;
• Развязке информационного конфликта;
• Банковские санкции – замораживание счетов граждан страны-правонарушителя в иностранных банках и прекращение кредитного взаимодействия с ее финансовыми учреждениями.
Введение санкций предполагает весьма серьезные последствия для экономики страны, которые, прежде всего, выражаются в резком снижении взаимодействий на мировом рынке:
• Резко падает экспорт – предприятия страны теряют крупные рынки сбыта в других государствах, что влечет сокращение доходов, а как следствие, и снижение налоговых выплат;
• Сокращается импорт. При торговом эмбарго бизнесмены зачастую не могут приобрести импортное сырье для производства, аналогов которому в стране не имеется. В подобных ситуациях заводы и фабрики вынуждены приостановить работу, а позже и вовсе признать себя банкротами.
Наиболее страшными последствиями санкций становится ситуация на международном фондовом рынке: котировки акций ограниченного в торговом отношении государства падают и инвесторы теряют к ним интерес. Происходит отток иностранного капитала, который регрессирующая экономика страны не в силах компенсировать.
Несомненно, санкции сказываются и на уровне жизни населения в стране, подвергшейся изоляции. В то время как доходы предприятий снижаются, источники пополнения капитала исчезают, снижается и курс государственной валюты, что сказывается на покупательской способности. При длительном действии санкций возникает высокий уровень безработицы и увеличивается количество людей, оказавшихся за порогом нищеты.
Катастрофические события в Украине стали причиной мощного политического противостояния внутри страны, когда «пророссийский» восток категорически отказался подчиниться власти, принятой на Западе, мечтающем о вступлении в Евросоюз. Первым серьезным последствием стал откол Крыма, который имеет высокий экономический потенциал и наверняка оказал бы неплохие услуги европейцам. Россия, принявшая граждан Крыма в состав федерации, была подвергнута санкциям со стороны Евросоюза и США.
Трактовать события можно по-разному, но фактические изменения в экономике не заставили себя ждать: резкое падение курса рубля, заморозка деятельности крупнейших банков страны на международном рынке создали предпосылки для недовольства населения.
Но, введенные Западом санкции, оказали воздействие и на их собственное благополучие. Наиболее существенные потери понес немецкий автопром, потерявший крупнейший рынок сбыта, курорты Испании и Италии, недополучившие значительную часть прибыли, а также польское и французское фермерство.
Постепенно стоимость российской нефти возрастает, рубль возвращает свои позиции, а отдаленных последствий санкций еще предстоит ожидать.
Суть санкций 2019 года
Присоединение Крыма к территории Российской Федерации не осталось незамеченным со стороны европейских стран и Америки. В частности, в ответ на такое увеличение территории эти страны решили ввести ряд ограничений и запретов. Какие санкции против России введены на сегодняшний день в странах мира, и к чему это приведёт для данных стран и Российской Федерации обсуждается повсеместно.
К перечню государств, которые ввели санкции против Российской Федерации, относятся:
Суть санкций против России состоит в ограничении сотрудничества с российскими компаниями в различных отраслях, в частности в основных стратегических сферах.
Санкции ЕС были введены в области энергетики, в отношении компаний:
• «Газпром»;
• «Роснефть»;
• «Транснефть».
Также запреты коснулись и оборонной сферы, а именно компаний:
• «Оборонпромторг»;
• «Уралвагонзавод».
Объединённой авиастроительной корпорации.
Не обошли санкции и банковские организации России:
Гражданам европейских стран запрещается осуществлять сделки с определёнными ценными бумагами данных компаний, наложен запрет на операции в европейских банковских организациях. Оказание услуг по добыче полезных ископаемых и поставка технологий для российских компаний также под запретом.
В отношении ряда российских компаний, поставляющих товары двойного назначения, европейскими странами введены санкции. Среди них «Сириус», концерн «Калашников» и другие.
Существует санкционный список российских должностных лиц, активистов и глав ДНР и ЛНР для стран Европейского союза. Им запрещается въезд на территорию европейских стран, а активы, размещённые там, подлежат заморозке.
Канада также опубликовала санкционный список, состав которого меньше. Не пощадила эта страна и «Сбербанк России», «ЭкспоБанк», «Росэнергобанк», российские исследовательские институты и машиностроительные заводы. Эти организации канадцы не могут финансировать сроком более 30 дней.
Соединённые Штаты Америки ввели санкции против российских энергетических организаций:
Эти компании не могут получать американские кредиты на срок более 90 дней и инвестиции в новые ценные бумаги. Самым широким стал американский санкционный список российских юридических лиц в сфере обороны и промышленности. Поставки товаров данных отраслей от компаний России заморожены. Не обошли американские санкции и российские банковские учреждения.
Австралия запретила своим гражданам и организациям торговлю с Крымом и инвестирование полуострова, ввоз с территории России оборудования для нефтегазовой сферы, ввела ограничения для российских банков.
В японский санкционный список вошли лидеры и должностные лица ЛНР, ДНР и Крыма, а также их организации.
Санкции против России сегодня причиняют не только неудобства Российский Федерации, но и наносят непоправимый ущерб экономике стран, против которых были введены ответные меры.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?