Сегодня компании на «упрощенке» ощущают неблагоприятные последствия неведения бухгалтерского учета, если собственники пожелали получить дивиденды. Но безоблачная жизнь бухгалтеров-«упрощенцев» подходит к концу.
Компании на «упрощенке» должны будут вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Льгота, закрепленная в п. 3 ст. 4 действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» (№ 129-ФЗ), новым одноименным законом (№ 402-ФЗ) не предусмотрена. И если ваша компания ею пользуется, то о предстоящем переходе на полномасштабное ведение учета лучше задуматься заблаговременно.
Сомнительные требования
Право на освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, закрепленное законом, заслуживает отдельного обсуждения. К нему весьма подходит характеристика из басни И.А. Крылова: «Видит око, да зуб неймет». Дело в том, что на протяжении ряда лет Минфин России настаивал, что на хозяйственные общества такое освобождение не распространяется (письма № 03-11-06/2/127, № 07-02-06/231, № 03-11-06/2/67 и др.). По мнению чиновников, данная льгота противоречит нормам корпоративного права. Разберемся, так ли это.
Обязанность вести бухгалтерский учет прямо закреплена лишь для акционерных обществ (п. 1 ст. 88 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Между тем постановление Конституционного суда № 13-П разъясняет: «Независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений». Специальным нужно признать закон о бухгалтерском учете. Этот тезис фактически получил дальнейшее развитие в определении Конституционного суда РФ № 319-О. В нем сказано: освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления бухгалтерской отчетности – по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности.
Итак, отсутствие официального бухгалтерского учета не считается непреодолимым препятствием для формирования отчетности. Возьмем этот важный вывод на вооружение.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Неконституционные привилегии
Спорить с Минфином России об обязательности бухучета не было необходимости. Ведь санкции за неведение бухучета не практиковались, а при разрешении гражданско-правовых споров суды не предъявляли требований о его восстановлении (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»). В итоге множество компаний на «упрощенке» ограничивались бухгалтерским учетом основных средств и нематериальных активов, то есть льготой пользовались. Правда, без особой уверенности в ее законности. Но в связи с приближением роковой даты этот вопрос приобрел новую остроту.
На самом деле Минфин России свою позицию сам же и дискредитировал. Поясним, почему.
Мало кто вникал в льготы, установленные для участников проекта в Сколково. А ведь формулировки, примененные законодателем для «упрощенцев» и «сколковцев», по сути, идентичны (таблица 1).
Таблица 1. Льготы для компаний, применяющих гл. 26.2 НК РФ
П. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ
П. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», … вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Организации, использующие это право, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета
Но за «сколковцев» Минфин России заступается, невзирая на их организационно-правовую форму. В письме № 03-03-06/1/779 сообщается, что вести этим компаниям бухгалтерский учет необязательно, хотя составлять бухгалтерскую отчетность все же нужно. Почему же в нем чиновники не вспомнили о существовании специальных законов о хозяйственных обществах? Получается, что корпоративные нормы не препятствуют реализации прав на льготу лишь «сколковцам». А ведь такой вывод противоречит п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Из положения «все равны перед законом и судом» вытекает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении (п. 2 определения Конституционного Суда РФ № 255-О).
Проще говоря, если сравнить правовое положение ООО – участника проекта в «Сколково» и ООО на «упрощенке», то закон о бухгалтерском учете должен предоставлять им равные привилегии.
Начальные остатки
Итак, если в этом году компания «на упрощенке» не ведет бухучет, невзирая на возражения Минфина России, то это совершенно законно.
Но чтобы вести бухучет, необходимо иметь остатки по счетам бухгалтерского учета на начало года. Сальдо счетов на конец дня и на начало дня совпадают. Возникает резонный вопрос: как их сформировать, если не путем бухгалтерского учета?
Бухгалтерам хорошо известен инвентаризационный метод восстановления остатков баланса. Напомним: он состоит в выявлении и оценке активов и обязательств. При этом собственный капитал определяется как разность первых и вторых.
ООО «Парус» по данным инвентаризации имеет: денежных средств – 55 000 руб., товаров – на сумму 75 000 руб., кредиторскую задолженность перед поставщиками – 200 000 руб. Кроме того, остаточная стоимость его основных средств – 190 000 руб., а сумма их дооценки за прежние годы, образующая добавочный капитал, – 40 000 руб. Поэтому собственный капитал ООО составляет 120 000 руб. (190 000 + 55 000 + 75 000 – 200 000). Уставный капитал, зафиксированный в уставе, – 10 000 руб. В итоге нераспределенная прибыль на 01.01.2013 – 70 000 руб. (120 000 – 40 000 – 10 000).
А вот обосновать этот подход пока никто не решался, компании рассчитывают на указания Минфина России. Между тем в них, по мнению автора, нет необходимости. В 2012 г. еще позволительно не соблюдать правила бухучета «в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации» (п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Закон № 402-ФЗ подобную возможность не предусматривает.
Поэтому начинаем рассуждать:
1. компания на «упрощенке» может не вести бухгалтерский учет в полном объеме методом двойной записи;
2. неприменение правил бухгалтерского учета на «упрощенке» не может рассматриваться как уклонение от их выполнения по той причине, что такие правила просто не установлены;
3. следовательно, компания вправе самостоятельно разработать правила с соответствующим обоснованием (за исключением порядка учета ОС и НМА);
4. если сообщить о фактах неприменения официальных правил бухучета в пояснительной записке, то нарушений законодательства о бухгалтерском учете не возникнет.
5. правом на разработку собственных правил можно воспользоваться, в период действия Закона № 129-ФЗ.
По этой схеме можно «легализовать» инвентарный вступительный баланс.
При определении финансового положения компании величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами (п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ).
Сравнительные показатели в отчетности
Баланс и отчет о прибылях и убытках (по формам, утвержденным приказом Минфина России № 66н), подлежащие представлению, должны содержать сравнительные показатели: соответственно. Откуда их брать?
В отношении остатков можно смело утверждать, что нужно указать лишь данные по ОС и НМА. Прочие показатели баланса «упрощенец» формировать не обязан. Кроме того, не требует специального формирования величина уставного капитала. Она определена в уставе.
По той же причине не заполняется и графа отчета о прибылях и убытках.
Отсутствие данных по строке отражается как прочерк (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Вообще говоря, компании на «упрощенке» в целях бухгалтерского учета определяют доходы и расходы по правилам гл. 26.2 НК РФ. Об этом прямо сказано в абз. 2 п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ. Подчеркнем: данный закон не может регулировать налоговую сферу. Он отождествляет объекты бухгалтерского учета с объектами учета налогового! Аналогично могут определять бухгалтерские доходы и расходы «сколковцы» (абз. 1 п. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Однако таких показателей, как «доходы» и «расходы», отчет о прибылях и убытках не содержит. В то же время термины «выручка», «себестоимость продаж» и т.д. для «упрощенца» не определены.
При определении финансового результата деятельности компании прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами (п. 7.7 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России).
Кассовый метод в бухгалтерском учете
Несмотря на то, что кассовый метод учета доходов и расходов получил нормативный статус (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), методика его применения до сих пор не разработана. Между тем этот метод представляет интерес именно для компаний на «упрощенке», поскольку в налоговом учете доходы и расходы она признает по факту их оплаты.
Официальные пояснения по кассовому методу мы найдем лишь в п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России № 64н. Скажем сразу: этот документ не имеет нормативного характера, поскольку не был зарегистрирован в Минюсте России.
В нем предлагается:
• затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражать на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат;
• по дебету счета 41 «Товары» обособленно отражать до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическую себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг).
Очевидно, следование этим рекомендациям сделает баланс совершенно неинформативным. Действительно, в пассиве не будет формироваться кредиторская задолженность (перед поставщиками, подрядчиками, персоналом компании и т.д.). А в активе будут фигурировать неоплаченные товары, отсутствующие на складе по причине передачи их покупателям.
Автор предлагает преодолеть эти проблемы при помощи счетов 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов». Идея в том, чтобы неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей относить на счет 98, а неоплаченные затраты, в том числе себестоимость товаров, списывать на счет 97. Покажем, как будет выглядеть учет в компании, оказывающей услуги.
Таблица 2. Кассовый метод бухгалтерского учета в сфере услуг
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Корреспондирующие счета
дебет
кредит
Март 2012 г. (фрагмент)
Начислена арендная плата
50 000
26
60
Подписан акт об оказании услуг клиенту
100 000
62
98
Поступил инвентарь и хозяйственные принадлежности
20 000
10
60
Инвентарь и хозяйственные принадлежности частично переданы в эксплуатацию
15 000
26
10
Произведена оплата поставщику за материалы
20 000
60
51
Получена оплата от покупателя
90 000
98
90-1
Закрытие счета 26:
а) в оплаченной части (материалы)
б) в неоплаченной части (аренда)
15 000
50 000
90-2
97
26
26
Выявлен финансовый результат продаж (90 000 руб. – 15 000 руб.)
75 000
90-9
99
Начислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН (75 000 руб. х 15 %)
Такая учетная политика позволяет сохранить роль и смысл баланса как документа, характеризующего финансовое положение компании. Неоплаченные доходы и расходы зафиксированы в балансе в качестве доходов и расходов будущих периодов. Использование счетов 97 и 98 позволяет формировать дебиторскую и кредиторскую задолженность.
В итоге нужно признать, что мы вовсе не игнорируем допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). В нашей схеме факты хозяйственной деятельности признаются вне связи с оплатой. А события оплаты порождают дополнительные операции, направленные на формирование финансового результата.
Примечательно, что запрет на отражение в бухгалтерском балансе затрат в случае, не предусмотренном нормативными правовыми актами, мы не нарушаем (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Дело в том, что неоплаченные затраты нельзя списывать в силу прямого указания п. 18 ПБУ 10/99: расходы признаются после осуществления погашения задолженности. К тому же данная формулировка предписывает фиксирование в учете задолженности перед кредитором. А вот соответствие доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99) при кассовом методе не соблюдается.
Как видно из таблицы 2, применение кассового метода в бухгалтерском учете обеспечивает ведение налогового учета.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?