Когда же речь идет о человеческом обществе в целом (мировое общество), тут мы подразумеваем большое объединение, включающее в себя всех людей на планете земля. Без этого, общество было бы наполнено отдельными, разрозненными лицами, порознь живущих на определенной территории, которых не связывали бы нити общности целей, интересов, трудовой активности, деяний, экономики, традиций, культуры и тому прочее.
Понятие общества – это не только все люди, живущие на данный момент, но и все будущие и прошлые поколения, то есть все люди, которые когда либо жили на данной планете. Объединение людей в одну целостную систему происходит автономно, не зависимо хотят ли этого они или нет. В человеческое общество не принимают, и никто не попадает туда по заявлению: с рождением человек неизбежно становится частью общества.
Человеческое общество – это целостная система, которая расчленена внутри себя на части. Система исторически возникшая развивается и по сей день, проходя последовательные стадии развития. Общая закономерность системы, формирует характер любого состоящего в нем элемента и направляет его в русло своего развития. Следовательно, каждый элемент этой системы неразделимо связан со всеми окружающими его элементами. Психология отношений в обществе подтверждает этот факт.
Современное общество – это единая социальная группа, внутренняя организация которой представляется совокупностью характерных, определенных связей. Структура современного общества образованнапсихологическими отношениями: экономическими и социальными отношениями, производством; отношениями, которые включают в себя национальные, социально-групповые, семейные отношения; политическими отношениями, а также духовной сферой жизни общества – искусство, наука, религия, нравственность, философия и т.д.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Именно общество представляет собой условия нормального развития людей, ибо человек в одиночестве, который остается сам с собой наедине, бессилен против природы, ее стихий и хищных животных. Психология общества - предоставляет человеку личную свободу, но вместе с тем ограничивает ее определенными обычаями, нормами, обязанностями и правами. Но все эти ограничения вытекают из интересов самих членов общества.
Развитие человеческого общества
Развитие человеческого общества, науки и техники неразрывно связано с накоплением информации и передачей ее от одного поколения другому.
Развитие человеческого общества, изменение взаимоотношений в системе человек-природа тесным образом связаны с использованием доступных источников энергии.
Развитие человеческого общества и его успехи на пути цивилизации и прогресса непосредственно связаны с повышением производительности труда и улучшением материальных условий жизни людей. Необходимое условие научно-технического и социального прогресса состоит в увеличении количества потребляемой энергии и освоении новых, более эффективных ее видов.
Развитие человеческого общества неразрывно связано с применением сначала элементарных орудий, а затем и более сложных машин, инструментов, для изготовления которых требуются все более совершенные материалы с новыми свойствами. Иначе говоря, прогресс человеческого общества неразрывно связан с развитием конструкционных материалов.
Развитие человеческого общества, его науки, техники и культуры невозможно без накопления семантической информации и ее передачи от одного поколения людей к другому. В этом процессе важную роль играют способы передачи информации. История человечества свидетельствует о том, что способы передачи знаний оказывают огромное влияние на темпы общественного прогресса.
Развитие человеческого общества в условиях научно-технического прогресса и улучшение материальных условий жизни людей непосредственно связаны с увеличением количества потребляемой энергии и освоением ее новых видов.
Развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой, без воздействия на природу, без использования ее ресурсов. Человек получает от природы все необходимое для жизни - энергию, различные материалы, сырье для промышленности, продукты питания; природа необходима для удовлетворения его духовных и эстетических потребностей.
Развитие человеческого общества, как единого целого всех конкретных обществ, как человечества, происходит не прямолинейно.
Развитие человеческого общества и его успехи на пути цивилизации и прогресса непосредственно связаны с повышением производительности труда и улучшением материальных условий жизни людей. Научно-технический и социальный прогресс сопровождается увеличением потребляемой энергии и освоением новых, более эффективных ее видов.
Все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образование, и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса.
История развития человеческого общества неразрывно связана с развитием искусства графического изображения.
История развития человеческого общества знает две формы общественного производства: натуральное и товарное хозяйство. Натуральное хозяйство - это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства. Эта форма хозяйства была исторически первой и была характерна для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Следует заметить, что она может иметь место и в условиях развитого товарного хозяйства, но играть сколько-нибудь заметную роль в жизни общества не может.
История развития человеческого общества, история Родины, изучение законов общественного развития, новый предмет Основы советского государства и права вводят учеников в мир общественных отношений.
С развитием человеческого общества изменяется и бытовая среда. Это происходит путем развития ее антропогенной части. Последняя приобретает все большее значение в жизни человека. При этом основное внимание уделяется улучшению условий и повышению безопасности быта. В быт внедряются кондиционеры, совершенствуются системы электробезопасности, пожарной безопасности, безопасности на транспорте. В определенной степени изменяются и природные факторы бытовой среды - в той мере, в какой меняется сама природа.
С развитием человеческого общества роль антропогенных неблагоприятных факторов возрастает. В настоящее время в быту они имеют столь же важное значение, как и природные факторы. Достаточно вспомнить поражения от электрического тока, часто встречающиеся в бытовой среде, падения людей с ими же воздвигнутых сооружений, отравления газом, в т.ч. угарным, и многие другие примеры. В производственной среде антропогенные факторы являются основными неблагоприятными факторами.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей.
С развитием человеческого общества его активное воздействие на природу все возрастало и к настоящему времени проблема нарушения биологического равновесия стоит чрезвычайно остро. Разумеется, эта проблема связана не только с узким вопросом защиты растений.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей.
Вся история развития человеческого общества свидетельствует о том, что оно всегда стремилось к лучшему будущему. И на пути к этому ему приходится решать самые различные проблемы.
По мере развития человеческого общества, укрупнения и обобществления производства росло и значение хозяйственного учета. Учет более необходим при капиталистическом производстве, чем при раздробленном ремесленном и крестьянском.
На заре развития человеческого общества люди научились получать и обрабатывать такие металлы, как медь, железо, серебро, золото, олово и свинец.
Техническая направленность развития человеческого общества способствует распространению заблуждения, что человек лишь винтик в производственной системе.
На заре развития человеческого общества люди научились получать и обрабатывать такие металлы, как медь, железо, серебро, золото, олово и свинец. Одновременно с развитием человеческого общества совершенствуется и косметика. Большое влияние на развитие косметики оказали успехи, достигнутые в области таких наук, как медицина, химия, биология, анатомия, физиология.
Однако с развитием человеческого общества на человеческие популяции, помимо биологических, огромное влияние оказывают социальные факторы.
Основой существования и развития человеческого общества является производство материальных благ. В условиях развитого социализма все общественное производство подчинено основной и главной цели - наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей трудящихся и общества в целом. Осуществление этой благородной цели возможно только на основе непрерывно повторяемого производства материальных благ, в своей совокупности представляющих общественный продукт.
Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.
Важнейшей вехой в развития готового, сформировавшегося человеческого общества является возникновение общественных классов и государства или, как любят сейчас говорить, цивилизации.
Таким образом, период существования и развития готового человеческого общества, прежде всего, подразделяется на:
1) эпоху доклассового, или первобытного, общества,
2) эпоху классового, или цивилизованного, общества.
Для всех этапов развития человеческого общества характерно повышение производительности труда. Историческая тенденция изменения производительности труда состоит в том, что рабочий приводит в движение все большую массу средств производства, создавая все увеличивающуюся массу продукции. При этом в каждой единице продукции повышается доля прошлого труда и одновременно сокращается общее количество труда - прошлого и живого.
На последующих стадиях развития человеческого общества появляются повышенные требования к качеству строительного камня и одновременно усложняются способы обработки и переработки природного сырья для получения материалов с иными качествами и свойствами, например превращение обычной глины в камень при ее обжиге с получением стабильных свойств готового продукта. На определенном этапе развития человеческого общества главенствующим становится человеческий фактор. Как известно, основой производительных сил является человек, человек труда. Смена формы производственных отношений, переход к условиям рыночной экономики и, особенно в его начальном переходном этапе предъявляют высокие требования к персоналу, к уровню его профессиональной подготовки, к способности максимально скоро адаптироваться к новым условиям хозяйствования, организованности и инициативе.
На современном уровне развития человеческого общества природные атмосферные явления неуправляемы, за исключением случаев частичного принудительного конденсирования тумана (облаков) распылением для этой цели пыли азотнокислого серебра и управляемого осаждения града градобойными снарядами. Слишком велики энергии природных процессов в атмосфере планеты. Поэтому защита от опасностей - пассивная. Там, где проходят ураганы (грозовой фронт), особенно с вихрями, разрушения неминуемы - это стихийное бедствие. Обычные сооружения не рассчитываются на сопротивление урагану.
На всем пути развития человеческого общества постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях общества с окружающей природной средой. Суть данных проблем заключается в попытке человека использовать природу в интересах своего существования, не всегда сохраняя ее богатства.
За многие тысячелетия развития человеческого общества и технического прогресса накоплен некоторый опыт по предотвращению или снижению коррозии используемых изделий и устройств.
На всех этапах развития человеческого общества окружающая среда была материальным источником, из которого щедро черпались, казалось, безграничные и постоянно восполняемые вещества и энергия, воздух и вода.
Для всех этапов развития человеческого общества характерно повышение производительности труда. Историческая тенденция изменения производительности живого труда состоит в том, что он приводит в движение все большую массу средств производства, создавая все увеличивающуюся массу продукции. При этом в каждой единице продукции повышается удельный вес прошлого труда и одновременно сокращается общее количество труда.
Для всех этапов развития человеческого общества характерно повышение производительности труда и прежде всего живого труда. Историческая тенденция изменения производительности живого труда состоит в том, что он приводит в движение все большую массу средств производства, создавая все увеличивающуюся массу продукции. При этом в каждой единице продукции повышается удельный вес прошлого труда и одновременно сокращается общее количество труда - прошлого и живого.
Для всех этапов развития человеческого общества характерно повышение производительности труда и прежде всего живого труда. Историческая тенденция изменения производительности живого труда состоит в том, что он приводит в движение лее большую массу средств производства, создавая все увеличивающуюся массу продукции. При этом в каждой единице продукции повышается удельный вес прошлого труда и одновременно сокращается общее количество труда, прошлого и живого.
За многие тысячелетия развития человеческого общества и технического прогресса накоплен некоторый опыт по предотвращению или снижению коррозии используемых изделий и устройств.
На определенном этапе развития человеческого общества наблюдаются зачаточные формы разделения труда, поначалу не ведущие к подчинению одних людей другими. Разделение труда, как фактор, направленный на овладение силами природы, вызывает техническую специализацию работников, образует профессии и специальности.
Необходимо отметить, что развитие человеческого общества сопровождается неуклонным ростом потребностей в продуктах и благах леса.
В основе существования и развития человеческого общества лежит материальное производство. Именно развитие материального производства определяет все стороны жизни человеческого общества.
Современный период в истории развития человеческого общества замечателен теми огромными достижениями, которые наблюдаются почти во всех областях науки и техники. Крупные открытия, определенные технические достижения были и раньше, но еще никогда они не достигали таких масштабов; развитие их не было столь бурно и прогрессивно, как в настоящее время. Широкое использование достижений науки и техники в производстве создает необходимые условия для изменения не только уклада техники, но и характера труда и места производителя в производстве.
Отличительной особенностью современного этапа развития человеческого общества является более тесная связь культурных и политических процессов. В области культуры, как ив других сферах общественной жизни, политика направляет социальную деятельность людей. В свою очередь культура оказывает огромное влияние на политику в ходе исторического процесса своими представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.
История человеческого общества
Эпоха формирования и развития первобытнообщинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества.
«Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»— писал об эпохе первобытнообщинного строя Фридрих Энгельс.
Происхождение человека.
Процесс формирования человека и развития первобытнообщинного строя состоит из ряда последовательных этапов В. И. Ленин в своём произведении «Государство и революция», говоря о первоначальных стадиях человеческого развития, упоминает о «стаде обезьян, берущих палки», о «первобытных людях» и о «людях, объединенных в клановые общества» (родовые общины). Эти определения приняты советской наукой для обозначения трёх различных последовательно сменявшихся этапов эволюции человека и становления общества.
Первые два этапа являются временем выделения наших древнейших предков из мира животных. Они стали вследствие этого и поворотным пунктом в истории нашей планеты, открыв длительный, тяжёлый и сложный, но великий путь развития труда и общества, который шёл от бессилия перед природой ко всё возрастающей власти человека над ней.
Чтобы полнее представить ход событий на этих первых этапах истории человека, а также и на всём протяжении первобытной истории, необходимо, прежде всего, иметь в виду ту естественно-географическую обстановку, те события в истории земного шара, на фоне которых происходили изменения в жизни наших отдалённых предков, во многом тесно связанные с изменениями в окружавшей их природе.
Как известно, история Земли делится на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Последняя эра продолжается и в настоящее время. Каждая из этих эр делится в свою очередь на ряд периодов. Только во второй половине архейской («первоначальной») эры, продолжавшейся около l1/2 млрд. лет, на земле возникает жизнь, сначала в виде простейших организмов, затем водорослей, губок, кишечнополостных, моллюсков, кольчатых червей. Иногда время появления жизни на земле выделяют в особую эру — протерозойскую (эру «ранней жизни»). В палеозойской эре (эре «древней жизни»), продолжавшейся около 325 млн. лет, появляются рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, а также наземные споровые растения. Мезозойская эра (эра «средней жизни»), продолжавшаяся около 115 млн. лет, явилась временем развития исполинских пресмыкающихся. Кайнозойская эра (эра «новой жизни», время господства млекопитающих) делится на два больших периода: третичный и четвертичный.
Ближайшие предки человека.
Третичный период по сравнению со всей историей человека длился чрезвычайно долго. Начался он около 70 млн. и закончился примерно 1 млн. лет тому назад.
Значение третичного периода в истории Земли, особенно её животного и растительного мира, очень велико. За это время произошли большие перемены в облике земного шара. Образовывались обширные горные области, моря и заливы, менялись очертания целых материков. Возникли горы Кавказа, Карпаты и Альпы, поднялась центральная часть Азии, увенчанная горными цепями Памира и Гималаев.
Одновременно происходили не менее важные изменения в растительном и животном мире. Древнейшие растения, в том числе гиганты-саговники, древовидные папоротники и гигантские хвощи, давно уже уступили место более совершенным построению покрытосеменным растениям. Началось время господства млекопитающих животных. Совершилось, наконец, и важнейшее в истории развития жизни на земле о бытие, подготовленное всей прогрессивной в целом эволюцией животного и растительного мира: в конце третичного периода в результате процесса длительного развития появляются ближайшие предки человека.
Материалистически мыслящие естествоиспытатели, особенно Чарлз Дарвин, собрали к середине XIX в. громадный материал, позволяющий в общих чертах представить облик тех древних антропоидных (человекообразных) обезьян, которые должны были явиться непосредственными предками человека. Учёные выяснили основные черты образа жизни антропоидов и те биологические предпосылки, которые в ходе борьбы за существование подготовили переход от обезьяны к человеку путём естественного отбора.
В XIX в. в отложениях, относящихся к концу третичного периода, были найдены останки высокоразвитых древних обезьян, названных дриопитеками (От греческих слов «дрио»— дерево и «питекос»— обезьяна, т. е. буквально: «древесная обезьяна»). Дриопитеки были общим предком человека и африканских человекообразных обезьян нашего времени — гориллы и шимпанзе. Обнаруженные в Австралии три коренных зуба «дарвиновского дриопитека» имеют настолько большое сходство с человеческими, что ближайшее родство этой древней обезьяны с человеком не подлежит сомнению.
Открытие костей дриопитека явилось блестящим подтверждением материалистической теории Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны, так как впервые дало конкретное представление о том, как на самом деле должны были выглядеть эти обезьяны — предки человека.
В дальнейшем число подобных находок продолжало непрерывно возрастать. Они всё более и более заполняли ту пропасть, которую стремились вырыть между человеком и всем остальным органическим миром учёные-идеалисты, всячески пытавшиеся поддержать ветхую библейскую легенду о сотворении человека «по образу и подобию божию». На севере Индии в третичных слоях Сиваликских холмов были обнаружены, например, обломки челюсти рамапитека, древней антропоидной обезьяны, более близкой к человеку, чем дриопитек. Она отличалась от всех остальных человекообразных обезьян тем, что её клыки не выдавались вперёд по сравнению с остальными зубами. Облик рамапитека был, таким образом, менее зверообразным, ещё более сходным с человеческим. На территории Южной Африки были найдены ещё более интересные для освещения вопроса о предках человека останки нового антропоида—австралопитека (Название этого сущева происходит от слов «аустралис» — южный и «питекос» — обезьяна и может быть переведено как «южная обезьяна».). Впоследствии, были найдены останки, по крайней мере, 30 особей этой обезьяны. Как оказалось, австралопитек по своему строению стоял ближе к человеку, чем все остальные известные науке, в том числе и ныне живущие антропоидные обезьяны. Таз и бедренные кости австралопитека близки к человеческим; австралопитеки в основном передвигались на двух ногах в вертикальном или почти в вертикальном положении.
Причина перехода австралопитеков к прямо хождению объясняется общими условиями их жизни и борьбы за существование. В течение предшествующих сотен тысячелетий обезьяны в отличие от животных, ведущих наземный образ жизни, были четверорукими существами, широко применявшими свои конечности, в первую очередь передние, именно для хватательных движений. Но в отличие от других обезьян, которые жили на деревьях в тропическом лесу, передвигаясь по деревьям при помощи всех четырёх конечностей и хвоста, австралопитек жил в местностях, уже в те далёкие времена почти безлесных и полупустынных — на западе и в центре Южной Африки. Эти условия предопределили переход от лазаний по деревьям к наземной жизни, к передвижению с помощью одних нижних конечностей.
На это указывает строение костей верхних конечностей австралопитека. Его большой палец противопоставлялся остальным пальцам и в отличие от большого пальца у современных антропоидов был относительно велик. Поэтому австралопитеки вполне могли выполнять своими руками такие хватательные операции, которые затруднительны или недоступны для современных нам высших обезьян.
Следующей важной особенностью австралопитека, тоже неразрывно связанной с прямо хождением, являются черты строения черепа, указывающие на более вертикальную, чем у других антропоидов, посадку головы. Это видно из того, что на значительной части затылка австралопитека не было уже сильных шейных мышц, которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном её положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем, более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека.
Все эти взаимно связанные особенности, сложившиеся на протяжении сотен тысяч лет в условиях наземной жизни, поставили обезьян типа австралопитека в особое по сравнению с другими человекообразными обезьянами положение, открыли перед ними совершенно новые возможности в борьбе за существование. Освобождение передних конечностей от опорных функций и расширение их хватательной деятельности сделали возможным развитие деятельности австралопитека по совершенно новому пути — по пути всё более и более расширяющегося и систематического употребления различных предметов, в первую очередь палок и камней, как естественных орудий.
Об огромном, принципиально важном значении этого обстоятельства для дальнейшей эволюции предков человека свидетельствуют исследования останков других животных, найденных вместе с костями самих австралопитеков. Исследование черепов ископаемых павианов, найденных там же, где были обнаружены кости австралопитеков, показало, что 50 из 58 этих черепов имели повреждения в виде трещин в результате ударов большой силы, нанесённых какими-то тяжёлыми предметами. Найдены также кости крупных копытных животных, концы этих костей были сломаны и разбиты. В «кухонных кучах» австралопитеков найдены обломки панцырей черепах, кости ящериц, панцыри пресноводных крабов. Можно предполагать, следовательно, что помимо собирания растительной пищи, птичьих яиц австралопитеки добывали мелких животных, ловили ящериц, крабов, а иногда нападали и на сравнительно крупных животных, пользуясь при этом камнями и палками.
Постоянное употребление мяса животных этими древними обезьянами в отличие от тех обезьян, которые жили на деревьях и питались преимущественно растительной пищей, содействовало их ускоренному прогрессивному развитию. Мясная пища позволила предкам человека быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение, так как оказала большое влияние на развитие их мозга, доставляя мозгу необходимые для его развития вещества в большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном, легче усвояемом виде. Усиленное снабжение мозга веществами, нужными для его роста, являлось совершенно необходимым. Борьба за существование была сопряжена с применением первичных необработанных орудий, она требовала непрерывного развития и усложнения условно-рефлекторной деятельности, роста сообразительности и находчивости.
Таким образом, изучение обезьян типа австралопитека даёт представление; об, определённом и весьма важном звене в эволюции наших предков и, кроме того, достаточно ясно показывает, как должны были выглядеть ещё не обнаруженные из-за неполноты геологической летописи прямые предшественники и предки [Человека. Во всяком случае, это были очень близкие по своему типу к австралопитеку, такие же высокоразвитые человекообразные обезьяны. Они должны были иметь примерно одинаковое с австралопитеком физическое строение и вести сходный с ним образ жизни. Обезьяны эти заселяли, очевидно, обширную территорию в Африке и на юге Азии. В область их расселения, вероятно, входили и южные части СССР, о чём свидетельствует недавняя находка останков человекообразной обезьяны в Восточной Грузии. Этот вид человекообразной обезьяны был близок, как полагают, к дриопитеку и получил наименование «удабнопитека», по местности обезьяны.
Что же касается других представителей рода обезьян, то эти «младшие братья» наших далёких предков безнадёжно отстали и остались в стороне от той главной дороги эволюционного развития, которая вела от обезьяны к человеку. Некоторые виды высокоразвитых обезьян конца третичного периода всё более приспосабливались к жизни на деревьях. Они остались навсегда привязанными к тропическому лесу. Биологическое развитие других обезьян в борьбе за существование пошло по пути увеличения размеров их тела. Так появились обезьяны огромных размеров — мегантропы, гигантопитеки, останки которых обнаружены на юге Китая, а также обезьяны типа современной гориллы. Но их грубая сила, позволявшая успешно бороться за жизнь в первобытном лесу, нарастала в ущерб высшей сфере жизненной деятельности, во вред эволюции мозга.
Человеческое общество и природа
Человек связан с природой тысячью невидимых нитей. Природа — непременное условие материальной жизни общества — она дает пищу, тепло, свет. На протяжении большей части времени существования человечества его производственная деятельность мало влияла на ход природных процессов. Положение стало меняться приблизительно 200-250 лет назад, с началом промышленной революции. В связи с этим перед наукой встала большая и ответственная задача — разработать рекомендации для наиболее разумного использования природных богатств, предсказать будущие состояния природы и место в ней человека. Решать эти задачи призвано новое научное направление, возникшее на стыке географии, биологии и социологии, — экология человека. Термин «экология» от греческого слова «ойкос» — место обитания, дом) ввел в середине прошлого века немецкий биолог Эрнст Геккель для описания взаимодействия между организмом и окружающей средой. Следовательно, экология человека — это наука о нашем общем доме — Земле.
Длительный процесс эволюции живой материи был процессом адаптации, приспособления к меняющимся условиям среды. Действуя методом проб и ошибок, природа стремилась нащупать вариант, соответствующий наилучшему приспособлению к окружающим условиям. В животном мире этот процесс осуществлялся путем мутаций, выбраковывания вредных и закрепления полезных изменений.
В ходе эволюции человека механизм адаптации все в большей мере переходит в социальную сферу. Человеческое общество в целом можно рассматривать как адаптивную систему. Сказанное позволяет определить предмет экологии человека как исследование социальных и биологических механизмов приспособления человеческого общества к окружающей среде.
Для того чтобы глубже разобраться в проблемах экологии человека в современном мире и разработать рекомендации для будущего, необходимо знать, как складывались взаимоотношения человека с природой в прошлом.
История развития природы и отдельных ее компонентов (климата, растительности, животного мира, рельефа и т. д.) изучается особой наукой — палеогеографией. Другая наука — археология — располагает достоверными сведениями о развитии первобытного общества: его социального устройства, хозяйства, материальной и духовной культуры. Сопоставление данных этих двух паук дает возможность реконструировать взаимодействие природы и человеческого общества и прошлом, выявить некоторые фундаментальные закономерности этого процесса, которые могут пригодиться для прогнозирования поведения системы природа - человек в будущем. На стыке палеогеографии и археологии возникает новое научное направление — палеоэкология человека. Задача этого направления — восстановить историю социальной и биологической адаптации человечества к меняющимся условиям природной среды.
Древнюю природную среду стали изучать практически одновременно с открытием первых достоверных памятников каменного века в Европе во второй половине XIX в. В нашей стране (если учитывать наследие СССР) комплексные исследования по палеоэкологии человека проводятся с 20-30-х годов текущего столетия, когда были открыты многочисленные стоянки каменного века в Крыму, в центральных районах и на севере европейской части России, а также в Сибири. В конце 40-х в 50-х годах были изучены опорные памятники каменного века на Десне, Дону, Днестре. В настоящее время комплексные археолого-палеогеографические исследования охватили практически всю страну.
Основные проблемы нормализации взаимоотношении между природой и человеком.
Прежде всего, мы должны совершенно четко установить, что человек — это продукт эволюционного развития природы, это венец ее творения, это наиболее совершенное произведение природы, т. е. это часть природы.
Сейчас беда человечества заключается в том, что оно далеко не всегда стремится познать законы природы и правильно их применять. В результаты этого все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации между природой и обществом, влекущие за собой деградацию окружающей человека среды — загрязнение биосферы Земли, рост пустынь мира, обеднение генофонда планеты — уничтожение ряда видов растений и животных и т. д. Мы забываем пророческие слова К. Маркса о том, что человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастья. Следует ответить, что, конспектируя произведения Маркса, В. И. Ленин дважды подчеркивал эти слова и неоднократно эта мысль, в тех или других формулировках, встречается в работах Владимира Ильича.
Сложность нормализации взаимоотношений между природой и человеческим обществом определяется частной собственностью на природные ресурсы в ряде стран мира. Известны примеры безобразного отношения капиталистических стран к природе. В Токио 75 тысяч труб выбрасывают в атмосферу двуокись серы, азотистые соединения, углекислый газ и др. Гора Фудзияма восемь дней из девяти скрыта в облаках смога. Некоторые растения, в том числе знаменитая сакура, почти вымерли. В результате сброса неочищенных вод предприятий в р. Гудзон за 300 лет исчезли устрицы, большинство рыб, купаться в реке небезопасно и ее называют «гигантским резервуаром отходов». В погоне за сверхприбылями капитализм безудержно эксплуатирует природные ресурсы, нарушает экологические систему и ведет за собой деградацию окружающей его среды.
Острые проблемы взаимоотношений между природой и обществом беспокоят большинство населения нашей планеты. Защита природы — дело всеобщее, оно требует усилий всего человечества.
Перечислим, а далее постараемся хотя бы в самых общих чертах остановиться на конспективном разборе наиболее острых проблем, возникших на нашей планете в результате деятельности человека.
1. Изменение состава и температуры атмосферы.
2. Прогрессирующая ксерофитизация планеты, рост пустынь мира.
3. Борьба с загрязнением биосферы.
4. Рост населения Земли.
5. Охрана водных ресурсов планеты.
6. Борьба с голодом — охрана почвенного покрова и увеличение белковой продукции несельскохозяйственных угодий.
7. Сохранение генофонда планеты.
8. Экологическое природоохранное образование.
9. Рост городского населения мира, проблемы урбанизации.
10. Особенности эксплуатации невосполнимых ресурсов планеты.
11. Охрана природы, охрана здоровья человека.
12. Проблема оптимизации ландшафта.
13. Усиление правовой охраны природы.
14. Эстетическое значение природы.
15. Международное сотрудничество по охране биосферы.
Проблемы человеческого общества
В отношении настоящего времени все большее количество политологов, философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления. Соответственно, с глобализацией цивилизации можно говорить и глобализации ряда проблем.
Современный этап развития земной цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс.
Ему присущи следующие наиболее важные черты:
1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.
2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая - к многополярному миру. Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обусловливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми или экономическими кризисами, грозящими перерасти во всеобщий кризис.
3. Резкое ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.
4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
5. Обострение противоречий интересов человечества с региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей ее жителей и др.
Как отмечает абсолютное большинство исследователей, особенностями глобальных проблем является:
• имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
• угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
• нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
• требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности и т.д.
Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.
В наше время глобальные проблемы:
• с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;
• а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.
Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.
В настоящее время глобальными проблемами современности активно занимается Римский клуб, организация, которая возникла по инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Печчеи. Именно он объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем.
Первые доклады Римского клуба оказались сенсацией. Усилиями ученых было доказано, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены. Выступив в начале 70-х гг. с провозвестием катастрофы, которая грозит технической цивилизации, т.е. цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, члены клуба приковали внимание к тем проблемам, которые создают угрозу существованию человечества в целом.
Согласно этому критерию и были выделены глобальные проблемы:
- во-первых, гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны;
- во-вторых, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов;
- и, в-третьих, рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты.
Деятели Римского клуба ощутили острую потребность в получении новой информации о социальных процессах.
Им хотелось понять:
1) внешние пределы роста человечества (физические, биологические, среды обитания);
2) внутренние пределы роста человечества (психологические, духовные);
3) средства поддержания культурного плюрализма (множественности культур);
4) модели мировой организации (процесс трансформации отдельных государств в мировую общность);
5) механизмы приспособления человека к окружающей среде;
6) новые экономические системы, которые должны прийти на смену старым.
Невиданный научно-технический прогресс дал человечеству небывалые возможности в преобразовании окружающего мира. Но, как уже подчеркивалось, человечество не в состоянии оценить во всей полноте долговременные последствия своей преобразующей деятельности. В результате развитие технологии и усложнение цивилизации, ее эволюция от индустриальной к постиндустриальной только увеличивают разрыв между природой и человеком. Более того, самому человеку становится все труднее приспосабливаться к технизированному и искусственному миру, логика и язык которого все менее напоминают человеческие традиции.
Одна из важнейших предпосылок будущего - устранение угрозы ядерного уничтожения. Это необходимое, но не единственное условие. Свое призвание А. Печчеи видел в формировании нового гуманистического сознания. Именно поэтому его называют «человеком современного ренессанса». Он считал важным очистить традиционные ценности от идеологии насилия, Человечество должно осознать истинные последствия войны, как, впрочем, и любых других проявлений насилия. Их следует рассматривать в качестве такой же патологии, какой сегодня выглядят рабство и каннибализм. Сейчас во всем мире реализуется международная программа «Культура мира». Она базируется на глубоких исторических традициях, аккумулирует опыт, накопленный человечеством за всю его историю.
Сферы человеческого общества
Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Этапы развития человеческого общества
Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:
· Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизмнем. Urkommunismus). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.
· Азиатский способ производства (другие названия — политарное общество, государственно-общинный строй). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.
· Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
· Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.
· Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
· Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».
Эволюция человеческого общества
Человек отличается высокой степенью адаптации к постоянно изменяющейся среде по сравнению с животными. Специфика адаптации человека в том, что изменяется гораздо быстрее, чем внешняя среда. Если его адаптация происходит медленнее, чем изменения окружающей среды, он умирает. Как этого избежать? Кажется, ответ очевиден. Изменяться быстрее, чем изменяется окружающая среда.
Однако при изменении человека быстрее, чем изменение среды возникает проблема. Действительно, если адаптация идет одновременно с изменениями внешней среды, то с преемственностью между поколениями нет никаких сложностей. В случае если скорость изменения увеличивается настолько, что сопряженность двух преемственностей, а именно биологического вида и среды, исчезает, то возможностью сохранить саму направленность изменений системы будет являться такой способ накопления приспособительных реакций у изменяющейся системы, который будет препятствовать элиминации, т. е. исчезновению системы. Нам остается выяснить, что это за способ.
Этот способ имеет две особенности. Разберем первую особенность. Гоминиды, желая сохранить себя как вид, эволюционировали по пути придания неопределенности статуса основного способа жизнедеятельности, как сообщества в целом, так и в жизни человека. У гоминид предельная, для животного мира, индивидуализация образа жизни, которая достигается за счет субъективного отношения к миру. Эта особенность определяет специфику адаптации человеческой популяции и на уровне морфо физиологии (неспециализированность многих органов, т. е. их незавершенность развития при онтогенезе).
Вторая особенность. Субъективное отношение к миру в человеческой популяции ведет к тому, что каждое новое поколение отчасти изменяет стереотип поведения. Впрочем, изменение стереотипа поведения может происходить и происходит в течение жизни поколения. И это разнообразие есть условие сохранения вида.
Морфофизиологический эти изменения в способе жизнедеятельности были закреплены целым комплексом эволюционных компромиссов. Во-первых, снизилась скорость развития мозга. Когда человек рождается, его мозг не вполне сформирован. Это предполагает, что развитие мозга происходит в период детства. Отсюда столь удивительная для животного мира способность к обучению, в ходе которой происходит развитие способности, прежде всего, к абстрактному мышлению. Во-вторых, развитие интеллектуальных способностей привели к увеличению объема мозга. Это привело к осложнению родов. Эволюционный отбор на высокий интеллект, столь необходимый для сохранения человеческой популяции вступил в противоречие с возможностью репродуктивной функции у женщин. Решением этой проблемы стало расширение тазовых костей у женщины. Это значительно снизило ее способности к быстрому передвижению.
Что же получилось в результате? Женщина оказалась обремененной заботами о ребенке в течение гораздо более длительного времени, чем самка в животном мире. Кроме того, она стала больше зависеть от мужчины, который обеспечивает её и потомство пропитанием.
Так объективно-биологическая необходимость сохранения и распространения человеческой популяции привела к формированию над биологической системы, которая не требуют утраты высокой способности к обучению и автономности в построении индивидуальных жизненных стратегий особей. Такой над биологической системой стала культура.
Мы выяснили объективные биологические предпосылки появления культуры. Для того чтобы понять ее специфику необходимо рассмотреть трудовую деятельность. Потому что именно в трудовой деятельности происходит объединение интересов индивидуализированных особей.
Становление человеческого общества
Заря человеческой истории - это время возникновения человеческого общества. Проблема социогенная является одной из самых сложных. Решить ее означает, показать каким образом произошел переход от биологической формы движения материи к качественно иной - социальной. Для этого необходимо привлечение данных как биологических, так и социальных наук. В настоящей работе предпринята попытка, основываясь на материалах этологии, приматологии, генетики, общей теории эволюции, палеонтологии, с одной стороны, археологии, этнографии, фольклористики - с другой, дать решение этой задачи.
Трудно восстановить историю формирования физического типа человека, хотя в распоряжении науки имеется значительное число остатков формирующихся людей. Однако самой трудной является задача реконструкции процесса становления человеческого общества, т. е. формирования общественных отношений. От самих этих отношений ничего не осталось, ибо они не представляют собой чего-то вещественного, не имеют физического существования. В условиях, когда данных мало, и все они косвенные, первостепенное значение приобретают общетеоретические положения, руководствуясь которыми можно составить более или менее конкретную картину становления общественных отношений.
Самым важным является выявление природы возникновения общества, социальных отношений и отношения их к биологическому. Не вдаваясь в дискуссии о различии человеческих отношений и отношений в животном мире, следует признать, то, что мы называем социальным, есть над биологическая, присущая только человеку материя. Совершенно ясно, что эти различия имеют основу не в биологии человека вообще, а в чем то ином, отличном от биологического. Многие исследователи видят эту основу в культуре, наследовании знаний, в существовании языка, в анатомии человека, в душе и т. д. Однако при глубоком анализе становится ясно, что основой общественных отношений, конкретных норм поведения человека, являются производственное - экономические отношения, имеющие своей основой производительные силы.
Система этих отношений - социальная материя. Именно она - основной источник главных мотивов человеческой деятельности.
Социальные стимулы и мотивы, как правило, господствуют над биологическими. Удовлетворение биологических потребностей всегда контролируется обществом. Оно происходит в определенных рамках, с соблюдением определенных норм и правил.
Отличие человеческого общества от объединений животных столь велико, что не может быть речи о мгновенном превращении объединения животных в общество. С неизбежностью должен был существовать период превращения объединения животных в человеческое общество, т. е. становления человека (антропогенеза) и формирования общества (социогенеза). В период антропосоциогннеза человеческое общество одновременно существует, ибо оно уже возникает, и не существует, ибо оно еще не возникло.
Формирующиеся социальные организмы представляли собой становящиеся первобытные общины. Поэтому их с полным правом можно назвать также праобщинами. Начало становления социально-экономических отношений представляло собой зарождение новых социальных по своей природе факторов поведения. Это был процесс оттеснения на задний план ранее безраздельно господствующих биологических факторов поведения - инстинктов. Создание человеческого общества было процессом обуздания зоологического индивидуализма, завершившимся утверждением человеческого коллективизма.
Такое понимание становления человеческого общества является не единственным в науке. Многие ученые видят в социальных институтах человеческого общества прямое наследование животных инстинктов. В особенности, таких как стадность, доминирование и т. д. При всем внешнем сходстве многих явлений в животном мире и человеческом обществе (коллективизм, власть, нормы поведения) отождествлять их с биологическими явлениями не совсем корректно. И в основу различения социального и биологического должны быть положены на внешние признаки явлений, а их внутренняя сущность. Глубокое изучение поведения животных (в том числе высших приматов) показало, что отношения между животными основаны на зоологическом индивидуализме. Эти отношения могут быть самыми теплыми, пока не затрагивается пищевой и половой инстинкт. Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: "проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств". Несомненно, присутствие у животных попечительского инстинкта (забота о потомстве), являющимся альтруистическим. Этот инстинкт совершенно необходим, и является закономерным в процессе эволюции, так же, как и возникновение социального в праобществе было продиктовано не чьей то волей, а эволюционным ходом развития.
Именно господство зоологического индивидуализма стало на определенном этапе развития стада пред людей препятствием для дальнейшего развития производственной деятельности. И качественно новые, социальные отношения возникли первоначально как средство обуздания зоологического индивидуализма. Поэтому ошибочно рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических. В тоже время противоречие биологического и социального нельзя рассматривать в абсолюте. Попечительский инстинкт, коллективизм, различные акты взаимопомощи, не только не исчезли, а получили социальные стимулы.
Структура человеческого общества
Современная философия исходит из представления, что окружающий нас мир разделен, дискретен, но вместе с тем един, континуален. Он состоит из отдельных частей, объектов, а также включает в себя многообразные свойства этих объектов, которые выражают специфику связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом. Являясь органической частью природы, общество вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, организацию, чем природные системы.
Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет, и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были, и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность, поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.
И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми. В русской философской традиции эта составляющая общественной жизни обозначалась термином соборность, коллективизм. Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку.
Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:
1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,
2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.
Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят незримый, бесплотный, невещественный характер. Вот почему значение этих незримых связей и отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу. Хотя можно предполагать, что их значительная роль давно ощущалась людьми на интуитивном уровне, о чем свидетельствует тот факт, что один из самых значимых социальных институтов, возникший на основе духовной связи между людьми, обозначается термином религия, восходящему к латинскому слову religare, означающему отношение, связь.
Однако немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне.
Самыми распространенными из них являются следующие два заблуждения:
- крайний индивидуализм, или анархизм;
- воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением, которого является фашизм.
С точки зрения крайнего индивидуализма, или социального нигилизма, существуют только отдельные люди, личности, а общественные связи, взаимоотношения, следовательно, и общество не существуют. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, чистая фикция, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а, следовательно, и значение различного рода общественных организаций и государства. Так, по мнению русского социолога, видного теоретика анархизма, создателя концепции «без государственного общества» П.А. Кропоткина, свобода личности будет обеспечена, « ...если только основной идеей общины станет полная свобода, отсутствие власти анархия».
Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Суть этой концепции выражается следующей формулой: «существует только общество, одно лишь общество и ничего кроме общества». Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому, как руки и ноги являются частями человеческого тела, которые отдельно от него существовать не могут.
Нетрудно заметить, что при последовательном воплощении в жизнь концепция воинствующего коллективизма приводит к той или иной разновидности тоталитарного политического режима, при котором общество полностью подчиняет себе личность, стремится регулировать все моменты ее личной жизни, вплоть до мельчайших, насильственно внедряя, например, те или иные стандарты моды, танцев и т.п.
Оба этих предрассудка, несмотря на их, казалось бы, отвлеченный, теоретический характер, тем не менее, как показывает исторический опыт, могут послужить идейным источником многих человеческих страданий и бед, что еще раз свидетельствует, насколько опасными могут быть мировоззренческие заблуждения.
Конечно, два указанных компонента общественной организации люди и их взаимоотношения еще не выражают всей сложности структуры общества. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры. В действительности же структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна, представляет собой множество различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным только в целях удобства восприятия читателем этого многогранного социального явления.
Очевидно, что реально существующее, живое общество предстает перед нами во всем многоцветье своих ярких красок, во всем многообразии бесчисленных элементов и частей. Социальная система включает в себя в качестве своих подсистем материальную, духовную и другие сферы жизни, каждая из которых имеет свои компоненты. Так, духовная сфера включает в себя религию, науку, искусство, право, нравственность и т.д. Все эти многообразные части общества скреплены, слиты между собой благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность отдельных элементов социальной структуры в единую целостность, подобно тому, как тесные связи между клетками создают живой организм.
Несомненно, что общество все же существенно отличается от природных систем, не только физических, но и биологических, своей особой сложностью. Поэтому при социально-философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат.
Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как «элемент», «отношение», «организация», «система», «структура», в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.
Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического процесса развития философской мысли.
Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии (Лао-Цзы, Конфуций) они определялись категорией Дао, а в древнегреческой (Платон, Аристотель) понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти.
Элемент или часть общества представляют собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты.
Указанные понятия, во всяком случае, обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.
Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.
Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.
При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.
Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.
В качестве объекта могут выступать как вещи, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.
Уже этот перечень основных категорий, с помощью которых современная философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем.
Эти отличия сводятся к следующим:
1) множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений;
2) разно качественность, неоднородность социальных элементов, среди которых наряду с разнообразными материальными имеются еще более многокрасочные идеальные, духовные явления. Вот почему при исследовании общества особенно плодотворным оказывается комплексный подход, использующий методы как гуманитарных, так и естественных наук, свидетельством чего могут служить биосферная концепция Владимира Вернадского, культурно-историческая концепция пассионарности Льва Гумилева и др.;
3) уникальность основного элемента социальной системы человека, который обладает широкими творческими возможностями, способностью свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости. Обоснование этой мысли является одной из центральных тем в современной философии.
По мере выявления философской мыслью особой сложности и многообразия общественной жизни стало усиливаться и стремление исследователей отыскать некое единое основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем в этом своем стремлении философы лишь следовали за представителями других наук, каждая из которых в своей сфере познания обнаруживала тот или иной «первокирпичик»: физика элементарные частицы, химия атомы, биология живые клетки, психология явления раздражимости и т.д.
Типы человеческих обществ
В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Стоит сказать, для практических и научных целей важно выявить те, к????ые обладают нек????ыми существенными аналогичными признаками. На ???м основании их можно сравнивать и даже в неком отношении прогнозировать их развитие.
Сегодня существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.
Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:
• эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общество);
• цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
• формационное — по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое);
• открытые и закрытые общества;
• по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
• по особенностям властных структур (до государственные и государственные общества);
• по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
Понятие общества, его признаки и типы.
В
При этом общество как социальная система функционирует и развивается по собственным законам и имеет следующие специфические черты:
• носит всеохватывающий характер, содержит в себе все социальные группы;
• выражает и согласовывает интересы всех членов;
• осуществляет социализацию членов общества;
• будет независимым, само определяет содержание деятельности, вырабатывает принципы и нормы его функционирования;
• регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение;
• общество многослойно и многосферно.
Стоит отметить, что основными сферами общества будут экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов. тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В основе типологии обществ могут быть различные критерии. Так, Огюст Конт, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.
Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов, Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.
Немецкий социолог Фердинанд отметим, что теннис главное внимание уделяет разграничению двух основных типов обществ — до промышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская крестьянская община) и современного промышленно-городского (Гезельшафт).
Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер производственных отношений и разделил все общества на пять основных общественно-экономических формаций, - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая социализм как ее первую фазу).
Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств к существованию, различая:
а) общества охотников и собирателей;
б) садоводческие общества;
в) аграрные общества;
г) промышленные общества.
Сегодня довольно широко распространено (Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, Р. Арон и др.) деление обществ надо индустриальные или традиционные (в современном западном понимании — отсталые, примитивные, с натуральным сельскохозяйственным укладом, не восприимчивые к нововведениям, закрытые, не ???бодные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, ???бодные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу к????ых составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные изменения в социальной структуре и самих формах социальности).
Существует великое множество других типологий обществ. Отметим, что ни одна из указанных или подобных классификаций обществ не может считаться единственно правильной или, напротив, отвергаться изначально. Роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретной стороны изучается общество как сложное, многогранное образование.
Стоит отметить, что основатель социологии О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, которая, несмотря на ее позитивный в целом характер, еще несет черты умозрительной конструкции:
• стадия военного господства, теологической стадии духовного развития общества;
• стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
• стадия промышленной цивилизации, существующая позитивной стадии общественного сознания.
Стоит заметить, что он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:
• родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
• племенные, включающие в себя разнородные и слабо иерархизированные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Стоит сказать - полинезия, Меланезия);
• племенные с военной организацией, состоящие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
• родовые племена, объединенные в монархические государства при помощи теогоничсской и космогонической мифологии, непосредственно включенной в функционирование социальной структуры (черная Африка).
Далее идут шесть типов исторических глобальных обществ:
• харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
• патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
• города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
• феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
• общества, породившие просвещенный абсолютизма и капитализм (только Европа).
Наконец, в современном мире им выделяются:
• технико-бюрократическое общество;
• либерально-демократическое общество, построенное на принципах коллективистского этатизма;
• общество плюралистского коллективизма и т.д.
Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В частности, Г. Ленски иДж.Ленски классифицируют общества с основными характерными для них способами получения средств к существованию. При ???м каждая стадия характеризуется ключевым изменением в развитии техники.
В качестве главных зависимых переменных типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения, выраженную в единицах плотности (более крупные сообщества), и общие размеры общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования (структура основных верований), социальное неравенство, изменения в характере стратификации.
Глобализация человеческого общества
В течение длительного исторического периода разные народы нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкосновение соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны.
Со временем европейцы открыли новые, ранее им не известные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникновение культур.
В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В копне XIX — первой половине XX в. земной шар представлял собой территории нескольких развитых государств, взаимодействие которых не ограничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во много раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.
На современном этапе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств практически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды телезрителей могут увидеть события, совершающиеся в других странах и на других континентах. Сев на самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии. А экономический кризис в одной из развитых стран оказывает негативное воздействие на мировую экономическую систему.
Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Все осознали свою уязвимость перед лицом экологических, экономических проблем, угрозы мировой ядерной войны, агрессии мирового терроризма.
Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отсталости, нищеты и голода, зашита прав человека — решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосу-ществования государств. Для этого требуется объединение усилий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понимания, признания значимости общечеловеческих ценностей. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время на нашей планете складывается общечеловеческая цивилизация, модификациями которой выступают все ныне существующие общества и культуры. Сложность состоит в том, что в состав мирового сообщества входят народы, находящиеся на разных стадиях общественного развития. Тенденции мирового исторического процесса определяются, несомненно, самыми развитыми экономически и политически государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных народов — в частности.
Сейчас в мире существует 222 государства, из которых 43 находятся в Европе, 49 — в Азии, 55 — в Африке, 49 — в Америке и 26 — в Австралии и Океании. Но экономическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми государствами. В настоящее время мы можем говорить о формировании однопо-люсного мира, рычаги влияния в котором принадлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь других государств приводило в последнее время ко множеству локальных военных конфликтов.
Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название глобализации. Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических мировых процессов на основе общих правил, выработанных международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Всемирная Торговая Организация и т.д.
С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни. Национальные экономики уже не могут существовать изолированно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превышает суммы бюджета многих государств, Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в Китае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, собранные в России. Всем известные кафе «Макдоналдс» как сетью покрыли весь мир, В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыка, кино и т.д. Все это унифицирует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же время создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.
Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической системы с одновременной поляризацией мирового сообщества. Последнее проявилось в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран. В результате сложилась такая мировая капиталистическая система, в которой развитые страны — ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран — периферии. Таким образом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилением влияния стран ядра на страны периферии.
Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее характерные черты глобализации:
1) формирование единого мирового экономического пространства;
2) утверждение во всем мире ценностей демократии, связанных с соблюдением прав и свобод человека;
3) создание всемирного информационного пространства (радио, телевидение, Интернет);
4) принятие единого языка (английского) как средства общения разных народов;
5) унификация культуры;
6) объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;
7) реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.
В целом расширение связей между народами способствует распространению ценностей современной цивилизации во всех уголках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных последствий глобализации.
Во второй половине XX —начале XXI в. человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозначения наиболее важных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. От решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.
Глобальными проблемами признаются:
- предотвращение мировой ядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе сочетания их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
- преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире эко-номической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмотности;
- истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
- преодоление экологического кризиса, связанного с загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного
и сельскохозяйственного производства;
- прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах, а с другой стороны, преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;
- рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и своевременное предвидение и предотвращение ее различных отрицательных последствий;
- распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИДа, атипичной пневмонии и др.);
- борьба с международным терроризмом;
- сохранение культурного наследия человечества.
Перечень приведенных глобальных проблем не является исчерпывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабильности в этом регионе.
Возникновение глобальных проблем связано не только с колоссально возросшими техническими средствами воздействия общества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные проблемы порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества.
Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают человечество в целом. Однако не следует понимать современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного развития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи.
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего - экономического развития человеческого общества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно решить, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента — в 5 раз, при переработке нефти — в 9 раз, в производстве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что говорит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их расходованием.
Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отсталостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то, что темпы экономического роста в некоторых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обусловлен все еще сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью.
Какими бы серьезными для человечества ни были все остальные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Земле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет экологическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».
Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных переговорных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного воору-жения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно — возможность использования ядерного оружия агентами международного терроризма, которых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество.
Но, несмотря на сложность глобальных проблем современности, ученые убеждены в том, что человечество обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и материальными ресурсами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент - правильное определение приоритетов в решении глобальных проблем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно-следственные связи, которые диктуют определенную последовательность практического решения каждой проблемы. И самое главное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и первую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах должны сыграть ведущие в экономическом и политическом отношении страны, возложив на себя миссию, оградить человечество от катастрофы.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?