Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Маркетологу » Конкурентная среда

Конкурентная среда

Конкурентная среда

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Конкурентная среда
2. Конкурентная среда рынка
3. Развитие конкурентной среды
4. Конкурентная среда предприятия
5. Состояние конкурентной среды
6. Формирование конкурентной среды
7. Оценка конкурентной среды
8. Условия конкурентной среды
9. Конкурентная среда организации
10. Регулирование конкурентной среды

Конкурентная среда

Конкурентная среда – сложившаяся ситуация, в рамках которой производители товаров и услуг находятся в состоянии борьбы за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

Конкурентное окружение производства не остается постоянным. Малые и средние производители имеют, как правило, более одного конкурента на конкретной рыночной доле. Потребитель чаще всего не видит разницы в товарах от конкурирующих предприятий.

Количество конкурирующих резидентов зависит от уровня развитости рынка. Стадия внедрения характеризуется небольшим количеством компаний, продвигающих новую продукцию. Рыночная экспансия обуславливает увеличение конкурирующих предприятий, вплоть до зрелого рынка. После этого начинается активное вытеснение конкурентов. Причем это процесс заметно прогрессирует, когда наступает стадия насыщенности рынка.

Объективный анализ конкурентных позиций – залог рыночной успешности. Оцениваются рыночная стратегия, реакция на смену стратегического курса вашим предприятием, сопоставление товаров и целых категорий товаров с продукцией конкурирующих компаний, сравниваются типы организационных структур. Наиболее эффективными методы конкурентного анализа будут по отношению к рыночному лидеру, так как это позволит выявить те факторы, в силу которых ваше предприятие уступает лидирующие позиции.

Информация о возможных действиях постоянных и будущих конкурентов крайне важна для стратегической безопасности предприятия. Анализ конкурентных позиций таких как: рыночные позиции, стратегические цели, источники роста конкурирующих производств, квалификация руководства, информация о наличествующем оборудовании – всё это должно быть подвергнуто скрупулёзному анализу. При сравнении с личным производством используется информация о 3–5 конкурирующих предприятиях.

Конкурентный анализ рынка требует привлечения собственных специалистов, прекрасно разбирающихся в продукции лидера рынка и прочих конкурирующих производств. Выработку определённых критериев для сопоставления категорий товаров лучше провести на внутрипроизводственном совещании. Помимо этого подлежит разработке и профиль требований к категории товаров, который позволяет определить значимость отдельных факторов для реализации этой категории товаров.

Рассмотрим пример профиля требований на станки с ЧПУ. Анкетирование проводится во время внутрипроизводственного совещания с каждым его участником. Продолжительность – не более четверти часа. Сравниваются продукция своего предприятия с аналогичными станками с ЧПУ важнейших конкурирующих производств.

Каждому оцениваемому фактору выставляются баллы от одного до шести. Причем, 1 – это наибольшая значимость, а 6 – минимальная.

После оценивания отдельных критериев получившиеся точки для каждого из конкурирующих предприятий соединяются. Результатом будут линии зубчатого вида, демонстрирующие значения несоответствия свойств товара вашего производства и конкурирующих предприятий профилю требований.

Итоги конкурентного анализа подлежат обобщению и, если это выполнимо, графическому представлению. Графический вид анализа конкуренции в табл. 2 демонстрирует явственные отличия между товарами конкурирующих производств. Очевидно, что по некоторым параметрам профиль требований превзойден.

В первую очередь участникам конкурентного анализа стоит обратить внимание на отрицательные значения параметров своего производства, которые выявляют характерные слабые стороны своей категории товаров. Анализу должны быть подвергнуты и положительные параметры. Итоги конкурентного анализа нуждаются во всестороннем открытом обсуждении, во время которого желательно планирование процедурных улучшений, увеличивающих конкурентоспособность всего производства и изучаемой категории товаров.

Устранение выявленных недостатков категории товаров сложный многоуровневый процесс, требующий чёткого планирования каждого шага и его увязки с календарным графиком. Скорость избавления от узких мест производства и недостатков категории товаров зависит от уровня представления и осознанности проблемы руководством предприятия.

Конкурентный анализ рынка и своих категорий товаров в сравнении с аналогичными товарами конкурирующих предприятий, возможно, станет пусковым механизмом по развитию или модернизации продуктов.

Разработка и внедрение новых продуктов с конкурентной стоимостью – основополагающий фактор успешности производства. Залог будущей успешной работы предприятия – своевременная модификация существующих товаров и быстрая разработка и внедрение новых. Исходя из вышесказанного, нельзя переоценить значимость отделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на предприятии.

Значительная часть производств на сегодняшний день работают на рынках со слабым ростом, что препятствует усилению конкурентного положения. Будущая успешность в данном случае скрыта в реализации резервов эффективности, что не возможно без конкурентного анализа.

Контролер должен видеть свою главную задачу в представлении значимых факторов для производства в виде пригодном для измерения и сопоставления. На контролере лежит ответственность по сбору анализа и интерпретации базовых данных: тенденции прогресса в производственной сфере, слабые и сильные стороны конкурирующих предприятий.

Выявление сильных сторон производства через анализ конкурентной среды предприятия позволит разработать стратегические планы по устранению узких мест и увеличению прибыли.

Используя методы конкурентного и методы стратегического анализа вовремя будут обнаружены пути стратегического развития и возможные угрозы. Установление слабых сторон у конкурирующих компаний – стартовая площадка под наступательную стратегию своего производства, что в будущем может привести к долговременному росту и прибыльности собственного предприятия.

Определение нового вектора ориентации производства – постоянная и сложнейшая задача руководства предприятия. Перманентный конкурентный анализ позволит выявить сильные стороны конкурентов по сравнению с собственным производством. Это превосходство, зачастую, может базироваться на мелочах, устранение которые не потребует серьезных затрат. Отсюда очевидность необходимости конкурентного анализа для каждой категории товаров.

Конкурентная среда рынка

В настоящее время одной из основных задач развития экономики России становятся демонополизация и всемирное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков.

Конкурентная среда – рынок, на котором свободно соперничают независимые продавцы за право продать свой товар свободному покупателю.

Конкурентная среда состоит из следующих основных элементов:

• Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя на экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. При этом элементом товарного рынка являются взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления.
• Продуктовые границы товарного рынка – определяются потребительскими свойствами товара и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.
• Географические границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают изучаемый товар и не имеют такой возможности за ее пределами.
• Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
• Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке.
• Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (ценность), обладает определенным качеством техническим уровнем и надежностью.

Выделяют следующие показатели конкурентоспособности товара:

1. Технические показатели товара – определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Основные требования потребителей к техническим показателям отражены в национальных и международных стандартах.

Стандарт - документ, которым определяется стандартизируемый предмет. Он не только технический, но и государственный.

Соответствие стандартам – регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная организация стандартизации.

2. Качество товара – это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции.

Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим стандартам, сроки гарантий, сроки поставки, цена, актуальность товара на рынке политико-экономическая ситуация в стране и др.

Основные коммерческие показатели конкурентоспособности товаров:

3. Ценовые показатели;
4. Показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
5. Показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
6. Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке, а значит предпочтительнее позиции ее изготовителя.

Виды конкуренции:

• Конкуренция чистая – рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень цен на товар.
• Конкуренция монополистическая – рынок монополистической конкуренции составляет множество продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Такая возможность обусловлена способностью предположить покупателям различные товары.
• Конкуренция олигополистическая – олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования.

Одним из важнейших факторов оздоровления конкурентной борьбы, ограничения деятельности монополий является антимонопольное законодательство. В России, например, действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также многочисленные подзаконные акты, принятые в развитие указанного закона.

Всю информацию о конкурентах делят на две группы:

• Первичная информация – это данные, специально полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента. Основными методами сбора первичной информации являются наблюдения, опросы и эксперименты. Главными источниками первичной информации являются: каналы распределения продукции, поставщики и потребители продукции, рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, инженерный и торговый персонал предприятия конкурента.
• Вторичная информация о конкуренте включает данные, прошедшие предварительную обработку, цели которой, как правило, не совпадают с целями анализа.

Источники вторичной информации: отчеты о производственно-хозяйственной деятельности, статьи о деятельности конкурента в СМИ, справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях развития и др.

Развитие конкурентной среды

Трансформация экономической системы на рыночные механизмы обусловила ряд законодательных актов, направленных на развитие предпринимательства и др.

Вместе с тем актуализировалась проблема "преодоления" монополизма, развития конкурентной среды предпринимательства, формирования законодательной базы антимонопольной направленности.

Впервые принимается Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", определивший политику предпринимательства в последующий период. На первых порах экономических преобразований в России антимонопольная политика закладывается как пассивная защита возникающей конкуренции, которая "подстраивалась", по существу, под приоритетность экономической политики, не имела достаточно определенных собственных критериев.

Отсутствие четких ориентиров в содержании антимонопольной политики в ряде случаев способствовало прямо противоположным результатам: с одной стороны, разукрупнению предприятий и увеличению числа рыночных агентов, с другой — усилению концентрации капитала за счет приобретения одними и теми же хозяйствующими субъектами акций, лаев, долей в уставном капитале ликвидируемых предприятий.

Последующий процесс трансформации антимонопольного законодательства осуществляется в следующих направлениях:

— антимонопольная политика распространяется и на определенные отрасли и структуры;
— ориентируется не только на товарные, но инвестиционные потоки;
— происходит формирование критериев рыночной власти, в частности, вносятся уточнения в количественные параметры. Выделяются три группы предприятий:
1) с долей рынка до 35 % — исключаются из списка потенциальных нарушителей;
2) с долей рынка, превышающей 65 %, признаются доминирующими, подверженными искушению злоупотребления монопольным положением;
3) с рыночной долей от 35 до 65 % — занимают промежуточное положение, антимонопольные органы должны доказать наличие у них злоупотреблений и монополистических намерений;
— ориентация на обособление антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами, инструментами, методологией и пр.;
— разработка правил добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, определение критериев цивилизованной конкуренции.

Вместе с тем сохраняется несогласованность экономической и конкурент-ной политик, обусловливающая их пересекаемость и конфликтность.

Происходит дальнейшее изменение ориентиров и методов экономической политики:

— разграничение экономической и конкурентной политик, углубление представлений о предмете антимонопольной политики;
— "ориентация" процесса демонополизации не только на региональные, но и межрегиональные товарные рынки;
— распространение конкурентного законодательства на новые сферы регулирования — принимается закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", большое число подзаконных актов о регулировании конкретных финансовых рынков (банковской деятельности, страхования, пенсионной сферы, лизинговых услуг и пр.);
— расширение представлений о концентрации и монополии, формирование понятия необоснованной экономической концентрации;
— усиление антимонопольного контроля за слияниями и поглощениями, связанными с приобретением акций российских компаний зарубежными ТНК с целью недопущения вытеснения с внутреннего рынка российских конкурентов, «отмывания» криминальных денег.

Антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке, при этом оценка результатов деятельности объекта осуществляется не только по показателю, например, роста цен, но по совокупности факторов, с учетом возможного злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением.

Однако все еще сохраняется нечеткость и несогласованность антимонопольного регулирования, конкурентной и экономической политики.

Противоречивы и сами меры по антимонопольному регулированию, которые не всегда реально направлены на защиту конкуренции, например, "тарифная защита отечественных товаропроизводителей" скорее способствует росту концентрации отечественного капитала, а не решению проблемы конкуренции и пр.

Особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурентных действий государственной власти. Это направление отражает специфику России, для других стран не характерно, поскольку многие государства выступают на стороне конкурентного механизма, изначально рассматриваются как субъекты, защищающие конкуренцию, а не противоречащие ей.

Чрезвычайно важное изменение — переход от антимонопольного регулирования к государственной конкурентной политике.

В ее русле выдвигается новая концепция демонополизации экономики на основе дифференцированного подхода к отдельным отраслям и конкретным рынкам.

Важнейшая новация - вывод, что развитие крупных производств не мешает конкурентным процессам. Прямое разукрупнение предприятий, занимающих доминирующее положение, в большинстве случаев не может дать положительного эффекта. "Высокий уровень концентрации производства и централизации управления ... не может однозначно рассматриваться в качестве препятствующего элемента для реформирования экономики", в связи с чем "недопустима огульная деконцентрация национальных отраслей".

Таким образом, экономическая концентрация не всегда является необоснованной и наносит ущерб общественному благосостоянию. Важно "поддерживать процессы обоснованной концентрации, обеспечивающей устойчивость российских предприятий и конкурентоспособность их продукции на отечественном мировом рынках".

В рамках административной реформы создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России.

Вместе с тем проводимая политика по-прежнему носит пассивный характер — фиксирует реакцию антимонопольной службы на возникающие проблемы. Полноценной конкурентной политики нет. Не разработан механизм конкуренции, ориентированный на ее "оптимальный" уровень, определяющий, при каком минимальном уровне она уже эффективна и каком максимальном уровне еще не становится разрушительной для самого рынка и может допускаться антимонопольным законодательством?

Дальнейшее развитие взаимоотношений между органами, реализующими конкурентную и экономическую политику позитивно на путях сближения российского конкурентного права и конкурентного законодательства ЕС, где эти механизмы достаточно отработаны.

Сегодняшние ориентиры:

— использование гибкого подхода в политике антимонопольного регулирования;
— интегрирование в нормативных документах задач и интересов экономической и конкурентной политики;
— переход от пассивного антимонопольного регулирования к активной политике поддержания конкуренции.

Необходим контроль за действиями экономических субъектов, предусматривающий недопустимость ограничения конкуренции в интересах тех или иных участников рынка, руководствующихся собственными (ведомственными или узкоотраслевыми) интересами. Снижение степени конкурентного соперничества допустимо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения устойчивости экономического роста.

Конкурентная среда предприятия

Каждое предприятие, в рыночной экономике, действует в определенной конкурентной среде, факторы которой производят на него определенное влияние. Анализ и прогнозирование конкурентной среды достаточно трудоемкая составляющая. Ключевой элемент рынка – конкуренция: нет конкуренции, нет рыночной экономики.

Особую значимость в формировании новых предпринимательских структур в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям приобретает создание конкурентной среды. Конкуренция – движущая сила рынка, источник получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании. Чем меньше число фирм контролирует рынок, тем сильнее весы рыночного равновесия склоняются в сторону продавца, а не покупателя.

Понятие конкуренции достаточно сложное и многогранное, чем объясняется наличие множества определений. Однако множество экономистов представляют конкуренцию как борьбу субъектов рынка за достижение своих целей: получение больше прибыли, лучших, выгодных поставок ресурса, сбыта товара и т.д. В толковых словарях понятие конкуренции представлено в упрощенном виде – как соревнование на рынке. По нашему мнению, понятие конкуренции можно сформулировать следующим образом: Конкуренция - это борьба товаропроизводителей и других субъектов рыночной среды по достижению максимальных прибылей и других целей путем удовлетворения разнообразных потребностей потребителей с полным использованием при этом собственных ресурсов и возможностей внешней среды, устранением слабых собственных сторон и угроз извне. Субъектами конкурентной борьбы называют конкурентами.

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.

Существование конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением относиться к запросам потребителей из-за опасения, что они станут клиентами конкурентов. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, заставляющего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему обслуживания. Естественно, речь идет о добросовестной конкуренции, которая уважает право потребителя на выбор и соблюдает установленные обществом принципы и правила.

Организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили лишь потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Сущность конкуренции заключается в функциях, выполняемых ею:

1. Функция размещения – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли, где имеется спрос.
2. Распределительная – создает для успешных предприятий условия получения доходов, а предприятия, чья продукция не имеет спрос, приводит к банкротству.
3. Инновационная функция – способствует внедрению новых технологий, выпуску новой продукции, повышению качества продукции и услуг.
4. Контрольная – это средство, которое препятствует возникновению и существованию монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. Но в то же время, конкуренция дает возможность покупателю выбор среди множества продавцов.

Основными методами конкурентной борьбы являются введение нового ассортимента, улучшение качества, снижение цен, улучшение дизайна, эффективная реклама, введение мероприятий инновационной политики и т.д. Особенность современной конкуренции то, что ведется с помощью государства и регулируется механизмом законодательства.

Конкуренция порождает конкурентную среду. Конкурентная среда представляет собой некоторое количество организаций, которые усиливают свое экономическое положение с целью привлечь покупателей, предлагая лучшие товары по сравнению с конкурентами.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам: по масштабам развития; по характеру; по методам соперничества. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. При ценовой конкуренции предполагается продажа товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены возможно при снижении издержек производства, или при уменьшении прибыли. Неценовая конкуренция это такая конкуренция, которая основана на предложении товаров более высокого качества, с более продолжительным сроком службы, а также на использовании рекламы и других способов сбыта.

По отраслевой принадлежности выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию между предпринимателями, производящими однородную продукцию, за лучшие условия производства и сбыта, за получение наибольше прибыли. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства.

По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция – свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния ни условия реализации товаров. Монополистическая конкуренция – это конкуренция в одной отрасли в условиях дифференциации продукции.

Воздействие на внешнюю конкурентную среду фирмы часто осуществляется путем давления со стороны государственных постановлений, частого перезаключения договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленных конкурентов и ускоренных технологических изменений, можно утверждать. По показателю разнообразия факторов воздействующих на внешнюю среду фирмы в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Так как конкуренты могут очень сильно повлиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет работать, можно выделить три вида конкуренции:

1. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, которые обеспечивают это удовлетворение, являются функциональными конкурентами.
2. Видовая конкуренция – появляется из-за того, что существуют товары предназначенные для одной для одной цели, но различаются по каким-то важным параметрам.
3. Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают одинаковые товары, различающиеся качеством.

Сложность, многогранность конкуренции как экономического явления находят отражение в многообразии форм и методов ее проявления. Классификация конкуренции как объекта исследования находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в ее основу.

Изменения внешней среды оказывают действие на фирмы, заставляя их менять свое поведение, адаптироваться к внешним изменениям и в дальнейшем поддерживать их.

Отсутствие экономической культуры, наличие большого количества предприятий-монополистов, ненадежность договоренностей, использование мошенничества и обмана в предпринимательской деятельности, а также группового эгоизма привели к достаточно широкому распространению в нашей стране недобросовестной конкуренции. Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства. Осуществление государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, может быть эффективным лишь при комплексном, всеобъемлющем подходе.

Государство продолжает играть активную роль в регулировании конкуренции, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от него во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения честной конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большой степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу - служить главным двигателем развития российской экономики и ее составляющих.

Состояние конкурентной среды

Процедура оценки состояния конкурентной среды включает три блока:

- оценку структуры рынка: уровня концентрации и возможности ограничивать монополистическую деятельность;
- определение рыночной власти хозяйствующих субъектов;
- заключение о состоянии конкурентной среды.

Структура рынка – это число субъектов рынка, распределение их долей и система отношений между ними, отражающая их экономические интересы и возможности. Экономическая наука выделяет четыре основные типа структуры рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Последние три структуры относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Данные типы структуры рынка хотя и не могут исчерпывающе представить все реально существующие рынки, являются аналитическими инструментами, позволяющими прогнозировать вероятное поведение хозяйствующих субъектов на рынке.

В практике российского антимонопольного регулирования структура рынка характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей.

К количественным показателям, характеризующим структуру рынка, относятся:

1) Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке. Данный показатель не позволяет сделать полные и достоверные выводы о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Полезна динамика численности тех или иных поставщиков за последние 3—5 лет.
2) Доли, занимаемые продавцами на рынке. Ранжирование долей и последующий анализ равномерности их распределения между участниками рынка позволяет сделать предположительный вывод о последствиях рассматриваемой структуры рынка для конкуренции. На рынке может иметься большое количество хозяйствующих субъектов с равномерно сбалансированными долями, но на функционирование его механизма может оказывать влияние один доминирующий субъект. Рынок, на котором действует небольшое число равномерно сбалансированных хозяйствующих субъектов, может быть более конкурентным.
3) Показатели рыночной концентрации. К ним относятся:
• Коэффициент рыночной концентрации. Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке;
• Индекс рыночной концентрации Герфиндаля—Гиршмана. Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равно масштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

К качественным показателям, характеризующим структуру рынка, относятся:

- условия входа на рынок для потенциальных конкурентов;
- открытость рынка для международной торговли.

Потенциальными конкурентами считаются:

- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого рынка;
- новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный рынок.

Анализ условий входа на рынок и выхода из него относится к ключевому этапу оценки конкурентности структуры рынка. Условия входа на рынок определяют возможность и темпы обновления состава субъектов на рынке и, соответственно, остроту конкуренции.

Легкий вход на рынок не позволяет хозяйствующему субъекту проявить рыночную власть даже при большой доле на рынке. Возможность входа потенциальных конкурентов на рынок является существенной рыночной силой, которая затрудняет проявление монополистической деятельности со стороны утвердившихся на рынке хозяйствующих субъектов. Использование рыночной власти ради установления монопольной цены спровоцирует появление на рынке потенциальных конкурентов в настоящем или обозримом будущем и приведет цены к конкурентному уровню. Свободный вход на рынок и выход из него поддерживают эффективность размещения ресурсов, беспрепятственно перемещая их между рынками в соответствии с их относительной прибыльностью.

Оценить условия входа на рынок, значит, определить существенность тех или иных барьеров, с которыми столкнутся субъекты при вхождении на рынок.

Барьеры входа — это такие обстоятельства, которые увеличивают риск предпринимательства, продлевают время становления субъекта на рынке или повышают финансовые затраты на вход нового поставщика.

Барьеры затрудняют или отдаляют момент выхода потенциальных конкурентов на рынок, на котором уже действующие хозяйствующие субъекты получают сверхприбыли. Они уменьшают шансы потенциального конкурента быть прибыльным и его присутствие на рынке становится случайным.

При оценке условий входа на рынок определяется та степень, в которой барьеры для потенциальных конкурентов ограничивают реальную конкурентную борьбу. Это требует понимания природы барьеров и характера их воздействий на стратегические установки действующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Для выявления барьеров анализируются следующие обстоятельства:

1. Экономические и организационные ограничения.

Анализируется значимость для входа на рынок следующих факторов:

- государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;
- среднеотраслевая норма прибыли;
- сроки окупаемости капитальных вложений;
- неплатежи;
- наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и конторские помещения. Этот вид экономических барьеров следует учитывать при анализе тех товарных рынков, на которых в основном представлены субъекты малого предпринимательства.
2. Административные ограничения. Выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.
3. Неразвитость рыночной инфраструктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п. Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок — с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять.
4. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке. Выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры. Если в силу вертикального объединения новый участник не смог получить необходимых входных ресурсов или рекламировать свой выходной продукт без одновременного вступления на вышестоящий или нижестоящий рынки и если такое дополнительное вступление представляется для него трудным, то препятствия для проникновения увеличиваются.
5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п. Наиболее крупные из числа действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцами, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным из действующих продавцов более доступны неценовые методы конкуренции. Среди данного вида барьеров следует выделить существование (или отсутствие) долгосрочных контрактов на поставку продукции с уже действующими субъектами рынка, выполнение ими поставок для государственных нужд. Рекомендуется уделить особое внимание анализу фактов использования крупными продавцами рыночного потенциала (раздел YIII настоящего Порядка) в антиконкурентных целях в динамике за 3—5 последних лет и оценить влияние данного фактора на развитие конкуренции путем опроса потенциальных конкурентов (продавцов).
6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов.
7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т.п.
8. Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке: строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.
9. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами. В связи с этим предлагается, по возможности, анализировать емкость товарного рынка раздельно — по спросу и по потребностям. В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара. Вместе с тем при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов. Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос.
10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из непреодолимых барьеров. Необходимо экспертным путем оценить капитальные затраты на освоение выпуска товара (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара) и возможность окупить эти затраты в течение определенного времени. Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов, потенциальных конкурентов или отраслевых специалистов.
11. Вмешательство неправового характера в процесс обращения товара. Анализируется влияние криминального фактора на решение о входе на конкретный рынок (наличие либо отсутствие рэкета, контрабандного ввода и вывода товара и другое).

Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, также отличаться от него в связи с отраслевыми и региональными особенностями.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3—5 лет выявляется редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких вступительных барьеров. Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

Для оценки степени преодолимости барьеров входа используются критерии:

- Своевременность входа. Своевременными считаются лишь такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации и соответственно ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок.
- Вероятность входа. Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.
- Достаточность входа на рынок новых субъектов. Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.

Возможность входа на товарный рынок продавцов из других стран существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, недостаточная открытость рынка для международного обмена усиливает рыночную концентрацию и увеличивает возможность использования власти над рынком у местных (отечественных) продавцов со всеми вытекающими отсюда последствиями для покупателей. Ориентировочно степень открытости рынка для участия в международной торговле можно оценить по доле импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Этот показатель является отправной точкой для оценки состояния рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для отечественных товаропроизводителей.

При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции анализируется поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам. Это позволит выявить наличие (отсутствие) у них власти над рынком.

Интегральным показателем власти хозяйствующего субъекта над рынком является устанавливаемая им цена. Возможность устанавливать цену, превышающую уровень конкурентных цен на данном рынке на длительный период, и при этом не спровоцировать входа потенциальных конкурентов, подтверждает наличие у хозяйствующего субъекта рыночной власти.

Анализ власти над рынком предполагает:

- измерение власти над рынком;
- выявление возможных направлений использования рыночной власти, в том числе в ущерб конкуренции.

Власть над рынком измеряется с использованием трех взаимодополняющих подходов:

1) Структурного анализа, основанного на оценке положения хозяйствующего субъекта на рынке посредством подсчета числа продавцов на нем и сравнения их долей. Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели власти над рынком: чем больше доля, тем больше рыночная власть. При применении структурного критерия тщательно взвешиваются условия, детерминирующие конкуренцию на рынке: учитывается возможность и вероятность входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров. Анализируются также другие факторы, свидетельствующие о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.
2) Оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. При этом подходе определяются: отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие отклонения. Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о власти над рынком лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).
3) Анализа зависимости деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности его конкурентов. Оценивается эластичность спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше его рыночная власть на рынке. Отслеживается поведение продавцов товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удается поддерживать на этом уровне.

Свидетельством власти над рынком у хозяйствующего субъекта также может быть наличие следующих факторов или одновременно нескольких из них:

- постоянное извлечение хозяйствующим субъектом прибыли выше нормальной в данной отрасли;
- сокращение выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков;
- ценовая дискриминация: установление разных цен для разных групп покупателей или в различных географических регионах, не оправданное разницей в затратах;
- превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;
- уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный;
- уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели;
- использование прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);
- соглашения между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, интеллектуальной собственности;
- появление в структуре издержек таких статей расхода, как, например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит структура изучаемого рынка.

Оценка степени развитости (или неразвитости) конкуренции на изучаемом рынке осуществляется после выявления зависимости между структурой рынка и вероятностью использования отдельным хозяйствующим субъектом власти над рынком.

В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой и при вынесении заключения о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на конкретном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства. Меры антимонопольного регулирования по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам дифференцируются в зависимости от уровня концентрации рынков.

Для высококонцентрированных рынков разрабатываются отраслевые программы демонополизации и осуществляется постоянный контроль за их реализацией. В случае умеренно концентрированных рынков проводится наблюдение за динамикой показателей концентрации и при появлении негативных тенденций также разрабатываются меры по развитию конкуренции.

Также осуществляется контроль над:

- слияниями хозяйствующих субъектов, созданием объединений юридических лиц и централизацией контроля над предпринимательской деятельностью у группы лиц;
- монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции, превентивные меры антимонопольных органов могут быть направлены на:

- увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке путем снижения барьеров входа, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций, содействия предпринимателям, желающим вступить на рынок, и реализации мероприятий, ограничивающих процессы слияний и соглашений между действующими на рынке хозяйствующими субъектами;
- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- ограничение власти над рынком субъектов рынка, особенно в случаях, если эти субъекты используют ее для ограничения доступа на рынок потенциальным конкурентам.

Заключение о целесообразности антимонопольного вмешательства в конкретный товарный рынок должно быть не только обоснованным, но и своевременным, так как действенно вовремя поддержать зачастую еще хрупкие экономические процессы саморегулирования на конкурентных рынках, а также скорректировать методы формирования конкурентной среды, где, несмотря на проведенные экономические воздействия, не удается достичь результата эффективного распределения ресурсов.

Формирование конкурентной среды

Конкуренция является одним из фундаментальных факторов развития рыночной экономики. Конкуренция способствует прогрессу: предпринимателям становится необходимо внедрять инновации и совершенствовать технологии, а неконкурентоспособные фирмы вынуждены прекращать своё существование. Сторонник либеральной экономики и свободного рынка австрийский экономист Фридрих Хайек определял конкуренцию как «централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидуумов». Таким образом, стимулирование конкуренции необходимо как для повышения эффективности бизнеса, так и для роста экономики государства в целом.

Целью данной статьи является исследование факторов развития конкуренции и анализ практики антимонопольного законодательства как направления повышения эффективности и защиты конкурентной среды рынка.

В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция — это рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. При несовершенной конкуренции же имеются силы, позволяющие влиять на цену. Основные формы организации рынка несовершенной конкуренции — это монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Крайнюю форму несовершенной конкуренции — монополию — можно определить, как тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующий цену.

Так как конкуренция является одним из важнейших явлений в рыночной экономике, государству необходимо поддерживать её и ограничивать их деятельность. Одним из важнейших средств этого является антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

В отдельных случаях нормы публичного законодательства распространяют свое действие не только на отношения внутри государства, но и на отношения, возникшие за рубежом. Это называется принципом экстратерриториальности, и он закреплен во многих развитых правопорядках, а исключение чаще всего составляют юрисдикции с «малыми экономиками» и незначительными территориальными границами.

В качестве одного из ранних примеров экстратерриториального применения национального антимонопольного законодательства можно привести дело компании Alcoa — американского производителя алюминия. Дочернее предприятие Alcoa, расположенное в Канаде, заключило несколько картельных соглашений с европейскими компаниями с целью ограничения поставок алюминия в США. В результате суд пришел к выводу, что, несмотря на заключение картельного соглашения за границей, оно всё же противоречит действующему американскому законодательству, поскольку его целью явилось причинение ущерба импорту США.

Повсеместно за антимонопольные нарушения распространённой санкцией является оборотный штраф, то есть штраф, составляющий определённый процент от выручки нарушителя. В европейском антимонопольном законодательстве этот штраф составляет до 10 % суммарного оборота нарушителя за предыдущий год. В Российской Федерации же этот штраф гораздо ниже — до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение.

Наряду с наложением на компании существенных штрафов еще одним трендом становится установление личной ответственности должностных лиц компаний в виде лишения свободы, штрафов и дисквалификации. Это относительно новая санкция, и более распространённой является привлечение к уголовной ответственности.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество антимонопольных органов различных государств является распространенной формой интернационализации антимонопольного регулирования. На уровне СНГ взаимодействие осуществляется в рамках Межгосударственного совета по анимонопольной политике (МСАП) и Штаба по совместным расследованиям нарушений антимоноопольного законодательства в государствах-участниках СНГ. Наилучшим же образом отлажен процесс взаимодействия между антимонопольными органами США и Европы.

Примером такого взаимодействия может служить дело о разоблачении участников международного картеля. Еврокомиссия оштрафовала корпорации Bridgestone, Yokohama (Япония), Dunlop Oil & Marine, Continental (Великобритания, Германия), Trelleborg (Франция, Швеция), Parker ITR (Италия, США), Manuli (Италия) на 131,51 млн. евро за картельный сговор на рынке. Самый большой штраф в размере 58,5 млн. евро заплатила компания Bridgestone как лидер картеля. В роли «координатора» картеля выступал британский бизнесмен, владелец консалтинговой компании PW Consulting (Oil and Marine) Ltd. Петер Вайтл, получавший за выполнение данной функции в среднем 300 000 долл. США в год. В США он был приговорён к 2,5 годам лишения свободы и выплате штрафа в размере 100 000 долл. США. Кроме того, Министерство Юстиции США привлекло к ответственности ряд иных должностных лиц компаний.

Оценка конкурентной среды

В маркетинге принято различать несколько видов конкуренции между товарами. Похожим образом выглядит разделение на виды конкуренции между предприятиями. На уровне отрасли выделяют межотраслевой и внутриотраслевой виды конкуренции.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между представителями разных отраслей за один и тот же ограниченный платежеспособный спрос. Конкуренция такого вида происходит между компаниями, которые выпускают товары-конкуренты на межродовом уровне. Например, между организациями, участниками пищевой промышленности и предприятиями общественного питания происходит такая конкуренция. Но это не означает, что всегда между конкурирующими предприятиями сохраняется противостояние. Те же самые предприятия пищевой промышленности, например, мукомольные, поставляют муку и прочее сырье предприятиям общественного питания.

Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между представителями одной отрасли за один и тот же ограниченный платежеспособный спрос.

Конкуренция такого вида происходит между компаниями, которые выпускают товары-конкуренты на межгрупповом и внутригрупповом уровнях.

Например, предприятие мукомольной промышленности, производящее манную крупу, конкурирует с предприятием, производящим макаронные изделия или с предприятием, выпускающим пищевые концентраты.

Этот вид конкуренции является очень мощным стимулом к развитию предприятий любой отрасли. На уровне фирм выделяют межфирменный и внутрифирменный виды конкуренции.

Межфирменная конкуренция - это борьба между представителями одной или разных отрасли за один и тот же ограниченный платежеспособный спрос.

Такая конкуренция возникает между организациями, производящими товары и предоставляющими услуги, относящиеся к межродовым, или межгрупповым, внутригрупповым или межфирменным конкурирующим товарам. В такого рода конкуренцию вступают предприятия по массовому пошиву одежды на фабриках и ателье, производящие одежду практически только на заказ.

Внутрифирменная конкуренция - это борьба между товарами, выпускаемыми одним производителем, за один и тот же ограниченный платежеспособный спрос. Такие товары относят к товарам, конкурирующим на внутривидовом уровне. Это могут быть, для примера, различные марки пива одного и того же пивоваренного предприятия «Балтика». Или конфеты одной и той же компании «Концерн Бабаевский». В подобного рода конкурентные отношения вступают не только предприятия-производители товаров или услуг, но и их розничные распространители, находящиеся, так сказать, на переднем крае конкурентных фронтов.

Конкурентная среда - это совокупность всех компаний-конкурентов, производящих и распространяющих аналогичные товары или услуги. Эта среда определяется не только конкуренцией между компаниями, но и конкуренцией между различными товарами.

Анализ этих двух основных элементов конкурентной среды и составляет такой показатель как оценка конкурентной среды.

Оценка конкурентной среды компании производится на основе данных о распределении сегментов рынка между предприятиями. Это позволяет выявить и описать структуру рынка.

К показателям конкурентной среды товаров относятся: избыток товаров-субститутов, степень насыщенности рынка, уровень монополизации рынка.

Избыток товаров - это превышение объема имеющегося на рынке предложения товаров над спросом на них. Разница между объемами спроса и предложения и провоцируют вступление предприятий в конкурентные отношения, в борьбу за ограниченный спрос.

Однако низкий спрос не всегда является признаком сильной конкурентной борьбы или пресыщенности потребителей. Иногда это является свидетельством того, что просто товар не может как либо существенно удовлетворять нужды и потребности людей, то есть сам товар мало на что годен.

Ограниченность объема платежеспособного спроса выступает самым сильным фактором, самым важным условием, стимулирующим наступление конкурентных отношений между товарами и предприятиями.

Если на рынке платежеспособный спрос не находит своего удовлетворения, поскольку требуемый товар является дефицитом, то он может частично переключиться на другие товары или услуги, которые хотя бы частично удовлетворят потребности и нужды потребителей. Также потребители могут отложить покупки требуемого товара на неопределенное время. Это называется отложенный спрос.

В таком случае, то есть в условиях дефицита, правильно говорить о слабоконкурентной среде, когда платежеспособные потребители, сами того не желая, вынуждены переключиться на рынок других продуктов.

Избыток товаров же определяет очень высокую степень насыщения рынка товарами или услугами, что может обусловить затоваривание, что для производителей будет означать омертвление капитала и снижение оборачиваемости вложенных средств.

Но предприятия-изготовители и их распространители все равно пытаются увеличить предложение, надеясь. Что их маркетинговая политика, конкурентная стратегия в целом помогут избежать значительного риска.

Степенью насыщенности рынка называют соотношение количества имеющихся на рынке товаров к объему платежеспособного спроса.

Следует помнить, что установить данное соотношение довольно трудно, поскольку рыночная ситуация может быстро меняться, а объем платежеспособного спроса, или емкость рынка, всегда зависит от множества факторов.

Косвенным свидетельством насыщенности рынка служит разнообразие марок аналогичного товара разных производителей или одного и того же.

Степень насыщения рынка также во многом зависит от уровня монополизации отрасли. Даже в условиях полной монополии компания не всегда избегает конкуренции. Железные дороги, естественный монополист в нашей стране, так или иначе конкурируют с авиаперевозчиками.

Однако чем меньше доля конкурентов на рынке, тем меньшее конкурентное давление оказывается на предприятие. Но это правило выступает и должно пониматься лишь как тенденция, как некоторая статистическая закономерность, а не жесткий, всегда выполняющийся закон.

Условия конкурентной среды

Основой рыночной экономики является конкуренция - борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Основные условия возникновения конкуренции:

- полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
- полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
- противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Суть конкуренции проявляется в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.

В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Конкуренция также есть важный инструмент регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

Сущность конкуренции раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а и так же цены;
2) экономии ресурсов (естественных, материальны, финансовых и др.);
3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;
4) улучшению качества продукции и обслуживание потребителей;
5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;
6) созданию условий для банкротства предприятий, росту безработицы;
7) возникновению экономических кризисов;
8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;
9) монополизации экономики.

Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Их соотношения зависят от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка.

Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является одной из ключевых категорий рыночной экономики. Без неё невозможно дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономической деятельности человека.

В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, что выразилось в различных определениях этого понятия.

На сегодняшний день можно выделить три подхода к исследованию конкуренции:

- структурный;
- поведенческий;
- функциональный (ролевой).

Структурный подход к определению понятия конкуренция: Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара. Отсутствие барьеров, то есть свободный вход и выход на рынок.

Поведенческий (динамический) подход к определению: Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества, состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.

Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция: Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:

• Регулирования;
• Мотивации;
• Распределения;
• Контроля.

Роль конкуренции заключается в широком рассредоточении, или рассеивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ.

Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

Конкурентная среда организации

Конкурент – это предприятие, производящее аналогичные товары и услуги.

Классификация конкуренции:

1) Экономическая классификация. 4 типа конкурентной среды:
- чистая или совершенная конкуренция (на рынке множество продавцов, предлагающих один и тот же товар);
- несовершенная (монополистическая): множество продавцов производит отличный друг от друга товар;
- олигополия (на рынке – небольшое количество продавцов и производителей);
- монополия (формально ее изжить нельзя).
2) Конкуренция товарная:
- параметровая конкуренция (между различными свойствами товара);
- марочная конкуренция (конкурируют торговые марки);
- имиджевая конкуренция (между брендами).

Позитивные аспекты существования конкурента для организации:

- конкурент может устранять пиковый спрос;
- конкурент может создавать ценовый зонтик;
- конкурент может работать в невыгодном сегменте рынка;
- конкурент может сокращать побочные расходы (на рекламу и т.д.).

Позитивные аспекты существования монополии для государства:

- способность осуществлять особо крупные проекты;
- обеспечение занятости;
- осуществление конкуренции на международном рынке;
- возможность серьезных вложений в наукоемкие отрасли (очень рискованные).

Элементы конкурентной среды:

1) государство и его политика (законодательство, деятельность специальных органов, налоговая и тарифная политика, особенно в области пошлин);
2) непосредственные конкуренты и производители товарозаменителей (товар в другой отрасли, но удовлетворяет аналогичную потребность);
3) поставщики и клиенты фирмы. Исследуется степень монополизма. Монополизм поставщиков – обслуживание одного клиента;
4) входной барьер в отрасль. Совокупность финансовых, организационных, управленческих и технических условий, необходимых для создания бизнеса данного профиля.

Базовые стратегии конкурентной борьбы:

1) Снижение себестоимости продукции может сразу не сказаться на цене. Базис этой стратегии – эффективная технология и стандартизация (чем стандартнее товар, тем легче его сделать дешевым). Есть масса рынков, которые это не приемлют. Дестабилизирующие факторы:
- товарозаменители (которые могут быть принципиально дешевле);
- кража технологий;
- отказ потребителя от стандартной продукции.
2) Дифференциация продукции – создание максимума ассортимента. Политика современных супермаркетов. Менеджеры так стимулируют работников. Дестабилизирующие факторы:
- высокие издержки;
- чрезмерная дифференциация.
3) Активный маркетинг (опережающий расходы на рекламу). Дестабилизирующие факторы:
- неоднозначность творческих усилий;
- высокие издержки.
4) Внедрение новшеств – выкладка на рынок постоянно новых товаров (дорогая и рискованная стратегия).
5) Нишевая стратегия – фирма выбирает маленькие сегменты рынка, на которые может быть монополизм.
6) Немедленная реакция на потребности рынка. Быстро следуют за рентабельностью. Этим фирмам не нужно тратиться на имидж.

Регулирование конкурентной среды

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды.

В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.

В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво.

В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т.е. экономических, технических, организационных и правовых условий, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем, речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции.

Вместе с тем, переход от сверхмонопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной защите и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего.

Такая помощь наиболее реальна в следующих направлениях:

- выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;
- сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;
- снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;
- информирование и просвещение предпринимателей, в том числе правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;
- защита предпринимателей от преступных посягательств.

В последнее время при выборе модели государственного регулирования чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия.

И заключается оно в следующем:

- разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
- жесткий контроль за исполнением законодательства;
- формирование и перераспределение финансовых потоков;
- распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;
- адресные социальные гарантии отдельным категориям населения;
- инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.

Сегодня степень реализации перечисленных функций государства далека от того, чтобы стало возможным достижение тех целей, для которых эти функции предназначены. Поэтому современным предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства.

темы

документ Конкурентный рынок
документ Конкурентная фирма
документ Конкурентные преимущества
документ Конкурентные стратегии
документ Конкурентный анализ




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара
Курс евро
Цифровые валюты
Алименты

Аттестация рабочих мест
Банкротство
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские изменения
Бюджетный учет
Взыскание задолженности
Выходное пособие

График отпусков
Декретный отпуск
ЕНВД
Изменения для юристов
Кассовые операции
Командировочные расходы
МСФО
Налоги ИП
Налоговые изменения
Начисление заработной платы
ОСНО
Эффективный контракт
Брокеру
Недвижимость



©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты