Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Юристу » Арбитражный суд

Арбитражный суд

Арбитражный суд

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Арбитражный суд
2. Постановление арбитражного суда
3. Исковое заявление в арбитражный суд
4. Пленум арбитражного суда
5. Сроки в арбитражном суде
6. Заседание арбитражного суда
7. Система арбитражных судов
8. Споры в арбитражном суде
9. Органы арбитражного суда
10. Обращение в арбитражный суд
11. Арбитражные суды субъектов
12. Задачи арбитражных судов
13. Виды арбитражных судов

Арбитражный суд

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. На территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи арбитражных судов в России

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
• обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
• укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• формирование уважительного отношения к закону и суду;
• содействие становлению и развитию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Функции арбитражных судов в России:

1. разрешение споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
2. ведение статистического учёта и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности:

1. дела, возникающие из гражданских правоотношений (рассматриваются в порядке искового производства);
2. дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рассматриваются в порядке административного судопроизводства):
1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;
2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;
3. о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;
4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;
3. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (рассматриваются в порядке особого производства);
4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

6. Дела, отнесённые к специальной подведомственности:

1. о несостоятельности (банкротстве);
2. по корпоративным спорам;
3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учётом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесённым к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подсудности дел арбитражным судам:

• родовая подсудность
• подсудность арбитражных судов субъектов РФ
• подсудность федеральных арбитражных судов округов
• подсудность Суда по интеллектуальным правам
• подсудность Высшего Арбитражного Суда РФ
• территориальная подсудность
• общая территориальная подсудность (подсудность по месту нахождения или месту жительства ответчика)
• подсудность по выбору истца
• договорная подсудность
• исключительная подсудность

Классификация арбитражных судов в России

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично.

2. К полномочиям относятся:

• рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ
• пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов
• изучение и обобщение судебной практики
• анализ судебной статистики

В настоящий момент функционирует 85 арбитражных суда субъектов Федерации[2]. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу — 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объёме (по установленной форме). Часто в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть (краткое решение), тогда как полное решение (с вводной, описательной и мотивировочной частью) оформляется позже. По отдельным категориям дел, ВАС рекомендовано немедленное оформление решения суда в полном объёме.

2. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов;

3. Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 9. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. АС округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле

4. Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Постановление арбитражного суда

Деятельность арбитражного суда протекает в строго определенной процессуальной форме. При рассмотрении и разрешении хозяйственных споров арбитражный суд совершает определенные действия и высказывает суждения как по отдельным вопросам, возникающим в ходе процесса (на всех стадиях), так и по существу спора в целом. Его суждения и волеизъявления носят властный характер, однако не каждое действие арбитражного суда оформляется в виде постановления, судебного акта.

Арбитражные суды Российской Федерации либо рассматривают дела по существу (суды субъектов Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд РФ), либо рассматривают дела по существу и пересматривают их в апелляционном порядке (суды субъектов Российской Федерации) или по существу и в надзорном порядке (Высший Арбитражный суд Российской Федерации), либо только пересматривают дела в кассационном порядке (арбитражные суды округов).

Все арбитражные суды могут, выносить различного рода постановления, главными из которых являются решения и определения. Суды, выступающие в качестве судов первой инстанции, могут выносить решения и определения по первой инстанции. Суды, пересматривающие дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, выносят постановления.

Постановление, судебный акт арбитражного суда - это облеченный в письменную форму акт применения права в виде мотивированного суждения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения и разрешения хозяйственного спора, исполнения и пересмотра судебных актов арбитражного суда. Те постановления арбитражного суда, которыми разрешается материально-правовой спор сторон по существу, содержат ответ о правах и обязанностях субъектов спорного правоотношения, называются решениями. Постановления, которыми разрешаются отдельные процессуальные вопросы, возникающие при возбуждении и рассмотрении хозяйственного спора или при исполнении принятых арбитражным судом решений, называются определениями. Те процессуальные акты, которыми оформляются результаты пересмотра постановлений арбитражного суда в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке надзора, именуются постановлениями.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс ввел обобщающее понятие для всех постановлений арбитражного суда - судебные акты арбитражного суда. Эти два понятия - равнозначны и имеют одинаковое значение.

Важнейшим постановлением, судебным актом суда первой инстанции является решение. При разрешении спора сторон по существу (удовлетворение иска, отказ в иске полностью или частично) арбитражный суд выносит решение (ст. 124 АПК РФ).

Рассмотрев дело по поводу возникшего между сторонами спора о праве, арбитражный суд выносит решение на основе соответствующей нормы права и юридических фактов, установленных в заседании суда. Если нарушенное субъективное право или охраняемый законом интерес подтверждается, то суд своим решением защитит нарушенное право одним из способов, указанных в ст. 12 ГК РФ. Если нарушение спорного права, принадлежащего лицу, обратившемуся в арбитражный суд, не подтвердится, то суд отказывает этому лицу в иске и защитит тем самым интересы ответчика, которые могли быть нарушены неправильными действиями или утверждениями истца.

Поэтому решение арбитражного суда как судебный акт, которым в строгом соответствии с законом и фактами, установленными в заседании арбитражного суда, разрешается спор сторон по существу, является, прежде всего, актом защиты индивидуального права и охраняемого законом интереса каждой из сторон арбитражного процесса. Решение арбитражного суда направлено на укрепление законности в отношениях спорящих сторон и устраняет юридическую неопределенность, внося в них ясность.

В соответствии с АПК РФ при разрешении спора по существу арбитражный суд принимает решение (ст. 124).

Таким образом, решение арбитражного суда -TO постановление суда первой инстанции, которым разрешается материально-правовое требование истца к ответчику, спор сторон по существу, являющееся актом защиты нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов сторон арбитражного процесса.

По отдельным вопросам возникновения, движения и прекращения процесса, оставления иска без рассмотрения, собирания и представления в арбитражный суд доказательств, привлечению к участию в деле заинтересованных лиц, исполнения решений и другим вопросам арбитражным судом выносятся определения. Они многочисленны и разнообразны как по содержанию порядку их вынесения, так и по характеру влияния на развитие процесса. Но все они способствуют достижению одной цели - защите прав и законных интересов организаций и предпринимателей.

В зависимости от содержания вопросов, решаемых арбитражным судом, и последствий, которые наступают с вынесением определений, их можно разделить на следующие группы:

- определения, которыми решаются частные процессуальные вопросы, возникающие до начала рассмотрения спора.

Например, определение об отказе в принятии искового заявления (ст. 107 АПК РФ), о принятии искового заявления (ст. 106 АПК РФ), о возвращении искового заявления (ст. 108 АПК РФ), о подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 113 АПК РФ), об обеспечении иска (ст. 75 АПК РФ) и т.д.

Определения этой группы выносятся, как правило, при принятии дела к производству и подготовке его к судебному разбирательству. В отдельных случаях определения этой группы выносятся в судебном заседании, когда тот или иной вопрос не удалось решить в предшествующих стадиях процесса;

- определения, которые направлены на отложение, приостановление или прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения. Эти определения также не разрешают спор по существу, но содействуют принятию законных и обоснованных решений или окончанию производства без принятия решения по существу;

- определения, которые выносятся после рассмотрения дела по существу. К ним относятся, в частности, определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок или разъяснении решения (ст. 139 АПК РФ), об отсрочке или рассрочке исполнения решения, об изменении способа и порядка его исполнения (ст.205 АПК РФ) и др. Определения данной группы, в отличие от определений первых двух групп, имеют целью не создание условий, способствующих правильному разрешению дела, а устранению всего того, что препятствует исполнению законных и обоснованных решений: они либо уточняют смысл принятого решения, либо изменяют порядок его исполнения, либо отменяют то, что уже сделано во исполнение решения и т.п., и ни одно из них не может быть направлено на изменение существа решения арбитражного суда.

В случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организации, государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, должностного лица или гражданина арбитражный суд вправе вынести частное определение.

Частное определение, в котором отражается отношение арбитражного суда к обнаруженным при рассмотрении спора нарушениям законности, является также постановлением арбитражного суда.

В отдельных случаях арбитражные суды по рассматриваемым делам принимают решения или выносят определения о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм государственной пошлины. По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки. Поскольку в этом документе выражается властная воля суда на возврат денежных сумм из бюджета, его следует также считать судебным актом.

Однако ни частное определение, ни справку суда на возврат пошлины нельзя ставить в один ряд с теми судебными актами арбитражного суда, которые направлены на разрешение спора по существу или процессуальных вопросов, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление в арбитражный суд

Для того чтобы исковое заявление в арбитражный суд было принято к производству суда, а заявленные требования были удовлетворены, нужно правильно выбрать способ защиты нарушенного права исходя из обстоятельств дела и желаемого результата и соблюсти процессуальные требования к форме и содержанию иска.

Исковое заявление в арбитражный суд должно соответствовать по форме и содержанию, обязательным требованиям, установленным арбитражным процессуальным законодательством, исполнение данного требования является необходимым условием для принятия к производству суда искового заявления. В случае несоответствия формы искового заявления к предъявляемым требованиям оно подлежит оставлению без движения, что означает непринятие дела к рассмотрению.

Неправильный выбор способа защиты нарушенного права повлечет за собой неправильный выбор предмета и основания иска, а, следовательно, отказ в удовлетворении иска.

В связи с изложенным, составление искового заявления в арбитражный суд лучше всего доверить профессионалам, это позволит добиться желаемого результата и значительно сократить срок его достижения.

Арбитражный адвокат подготовит для Вас исковое заявление в арбитраж по различным категориям споров в кратчайшие сроки.

В том числе:

• исковое заявление о взыскании задолженности по договору;
• о взыскании неустойки или процентов за пользование чужими денежными средствами;
• о понуждении заключить договор;
• о признании права собственности или иного вещного права на недвижимое имущество;
• исковое заявление в арбитраж о понуждении к исполнению обязанности в натуре;
• о признании недействительной ничтожной или оспоримой сделки;
• исковое заявление в арбитраж о признании недействительной крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность;
• о взыскании убытков;
• и др. исковые заявления в арбитраж.

Требования к исковому заявлению:

Требования к форме и содержанию искового заявления в арбитражный суд, а также к документам, прилагаемым к нему предусмотрены ст.ст. 125-126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, требования к исковому заявлению в суд общей юрисдикции предусмотрены ст. 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда (арбитража), в который подается исковое заявление;
2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
9) сведения о мерах, принятых арбитражем по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
10) перечень прилагаемых документов.

Пленум арбитражного суда

В связи с возникающими в судебной практике вопросами по спорам о достоверности адресов юридических лиц при их государственной регистрации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения. 1. При разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т. п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее — ГК РФ).

2. При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.

3. Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее — АПК РФ).

4. Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

5. Собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

6. При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона).

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона). Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица — ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

7. При рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке по названному в пункте 6 настоящего постановления основанию арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

8. Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т. п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.

9. При рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

10. Арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Сроки в арбитражном суде

Сроки совершения процессуальных действий могут определяться:

1) точной календарной датой;
2) указанием на событие, которое обязательно должно наступить;
3) периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Точная календарная дата указывается, например, при назначении судебного заседания после окончания подготовительных действий арбитражным судьей (ст. 137 АПК), при отложении разбирательства по делу (ст. 158 АПК). В этом случае процессуальное действие не может быть проведено ни в какое иное время. Ряд процессуальных действий могут быть осуществлены до определенного события, которое обязательно должно наступить. Этими событиями могут быть вынесение решения судом по делу, начало рассмотрения дела по существу и т. п. Например, (ст. 49 АПК) истец вправе изменить основание или предмет иска при рассмотрении дела в суде первой инстанции до принятия судебного акта по существу дела, отвод или самоотвод может быть заявлен до начала рассмотрения дела (ч. 2 ст. 24 АПК). Если срок совершения процессуальных действий определен периодом времени, то процессуальные действия могут быть совершены в течение всего этого указанного времени. Данные сроки составляют большинство всех процессуальных сроков, закрепленных в АПК или иных федеральных законах либо устанавливаемых арбитражным судом (например, месячный срок для подачи апелляционной жалобы (ст. 259 АПК), двухмесячный срок для подачи кассационной жалобы (ст. 276 АПК)).

Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями (ч. 3 ст. 113 АПК). В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Начало течения срока Исчисление всех сроков, определяемых периодом времени, независимо от того, исчисляются они годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Окончание данных сроков определяется ст. 114 АПК. Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока согласно правилу ч. 2 ст. 114 АПК. Это связано с тем, что в феврале может быть не 29 дней (високосный год), а только 28. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока (ч. 3 ст. 114 АПК). При определении срока, исчисляемого днями, необходимо учитывать правило ч. 3 ст. 113, которое говорит о том, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, днем окончания срока считается первый, следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 114 АПК).

Это положение усиливает защиту прав и законных интересов, прежде всего, лиц, участвующих в деле. При совершении процессуальных действий, которые могут быть выполнены только непосредственно в арбитражном суде или иных организациях, процессуальный срок в этих случаях истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции. Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если жалоба, документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. Подтверждением сдачи необходимых документов на почту будет являться штемпель на конверте, почтовая квитанция, выписка из реестра почтовых отправлений, а также расписка в получении документов непосредственно представителем соответствующего лица и т. п. Указанная в них дата и будет являться подтверждением соблюдения процессуального срока (его не истечения на момент выполнения процессуального действия). Последствия пропуска (нарушения) процессуальных сроков Впервые в действующем АПК прямо закреплены последствия пропуска (нарушения) процессуальных сроков. Связано это с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Основным негативным последствием пропуска процессуальных сроков является утрата права на совершение процессуальных действий (ст. 115 АПК). Документы, поданные по истечении процессуальных сроков, оставляются без рассмотрения или возвращаются (ст. 115 АПК).

Действующим АПК установлены и иные негативные последствия пропуска процессуальных сроков, в основном это связано с невыполнением процессуальных обязанностей, за что судом может налагаться судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК (например, не явка в суд по причинам, признанным судом неуважительными).

Приостановление, восстановление, продление процессуальных сроков Приостановление процессуальных сроков Законом предусмотрена возможность приостановления течения процессуальных сроков. Сроки текут непрерывно, за исключением случая приостановления производства по делу. Течение всех не истекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу (гл. 16 АПК). Приостановление производства по делу это временное прекращение всех процессуальных действий по делу, связанное с невозможностью его рассмотрения ввиду определенных законом обстоятельств. Приостановление сроков начинается со времени воз-никновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства, и после их устранения арбитражное дело возобновляется, а течение процессуальных сроков продолжается. При этом время, истекшее до приостановления, должно учитываться при исчислении приостановленного срока. Днем возобновления производства по делу является день вынесения определения арбитражным судом о возобновлении производства по делу (ст. 146 АПК), а не какая иная дата. Восстановление процессуальных сроков, Однако, закон предоставляет в некоторых случаях возможность восстановления пропущенного срока (ст. 117 АПК) и продления процессуального срока (ст. 118 АПК).

Пропущенный процессуальный срок по заявлению заинтересованного лица может быть восстановлен арбитражным судом, если причины пропуска срока признаны им уважительными. Пропущенные процессуальные сроки могут быть восстановлены в следующем порядке. 1. По ходатайству лиц, участвующих в деле (перечислены в ст. 40 АПК). В силу действия принципа диспозитивности арбитражный суд не вправе по собственной инициативе восстановить пропущенный процессуальный срок. Заявитель должен предоставить доказательства уважительности пропуска процессуального срока. 2. Ходатайство о восстановлении процессуального срока может быть оформлено в виде отдельного документа либо содержаться в жалобе или ином документе о восстановлении срока, на подачу которого оно направлено. 3. Действующий АПК вводит шестимесячный срок ограничения на возможность восстановления пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной и кассационной жалобы. Процессуальный срок не подлежит восстановлению, если это прямо предусмотрено АПК. Таким образом, арбитражный суд при восстановлении пропущенного процессуального срока должен не только признать причины пропуска указанного срока уважительными, но и установить, что не истекли предельные допустимые сроки для их восстановления.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении срока должно быть совершено процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы и т. п.), в отношении которого пропущен срок. Продление процессуальных сроков Процессуальные сроки могут быть продлены судом. Однако в силу действующего законодательства, продление процессуальных сроков возможно только в отношении сроков, установленных самим арбитражным судом (см. ч. 1 ст. 113 АПК и комментарий к ней). Продление сроков, установленных АПК и иными федеральными законами, не допускается.

Заседание арбитражного суда

Рассмотрение и разрешение спора по существу (судебное разбирательство) принято называть основной, центральной стадией арбитражного процесса. При всей значимости иных стадий (принятия заявления, подготовки дела к судебному разбирательству, проверки правильности принятого судебного постановления в порядке апелляции, кассации, надзора) именно эта стадия призвана, прежде всего, выполнить главную задачу арбитражного суда — защитить права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц, которым закон предоставил возможность искать защиты в арбитражном суде. Так или иначе, все остальные стадии арбитражного процесса «работают» на стадию судебного разбирательства: при принятии заявления решается вопрос о возможности приступить к судебному разбирательству, в последующей стадии определяется насколько дело готово к тому, чтобы его можно было быстро и правильно разрешить по существу в первом же судебном заседании. В проверочных стадиях выясняется — в полном ли объеме достигнута цель судебного разбирательства, а именно вынесение нижестоящим арбитражным судом законного и обоснованного судебного постановления. Судебное разбирательство предоставляет лицам, участвующим в деле, наиболее благоприятные возможности высказать перед судом свое отношение к спору, убедить противоположную сторону и прежде всего суд в правоте своей позиции, опираясь при этом на анализ доказательств, законодательства, регулирующего спорное правоотношение, предложить суду тот вариант решения, которое они хотели бы от него услышать.

Со своей стороны арбитражный суд должен использовать такую благоприятную возможность, которую предоставляет судебное заседание, для глубокой проверки обоснованности требований истца и возражений ответчика, установления действительных взаимоотношений сторон, принадлежащих им прав и наличия обязанностей. Гарантией достижения цели судебного разбирательства выступает установленный порядок его проведения, в котором наиболее полно и наглядно проявляют себя принципы арбитражного процесса законности, независимости судей, равенстве сторон, состязательности, диспозитивности, гласности, непосредственности, сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дела и др. Отсюда непременное требование судебного разбирательства — строгое соблюдение порядка его проведения. Можно выделить некоторые общие положения, касающиеся этого порядка. Прежде всего, согласно ч. 1 ст. 153 АПК РФ разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Само судебное заседание происходит, как правило, открыто. Исключение составляют случаи, когда возникает необходимость соблюсти требования охраны государственной или коммерческой тайны.

Решение о проведении закрытого судебного заседания полностью либо в определенной его части принимается арбитражным судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Как правило, дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Однако в случае, если какая-либо из сторон экономического спора заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, то это дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в составе судьи и арбитражных заседателей.

Исключение составляют дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела, рассматриваемые в порядке особого производства. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дела осуществляется по правилам ст. 19 АПК РФ. Судья еще при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам их право заявить соответствующее ходатайство. С таким ходатайством стороны вправе обратиться к судье не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства. При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей стороны также принимают участие в выборе кандидатуры арбитражного заседателя (ч. 3 ст. 19 АПК РФ). При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Однако на арбитражного заседателя не могут быть возложены функции председательствующего в судебном заседании.

При изменении состава суда дальнейшее разрешение спора в текущем судебном заседании исключается. Оно должно быть начато заново. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса обращаются к арбитражному суду со словами: «Уважаемый суд». Свои объяснения и показания суду, вопросы другим лицам, участвующим в деле, ответы на вопросы они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено только с разрешения суда (ч. 2 ст. 154 АПК РФ). При выходе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают, также стоя выслушивается оглашаемое судом решение. Проявляя знаки уважения к суду, лица, участвующие в деле, и иные участники процесса вправе рассчитывать на уважительное отношение к ним со стороны судей. Допускается с разрешения суда кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению. Однако указанные действия не должны мешать порядку в судебном заседании и могут быть судом запрещены либо ограничены во времени. Что касается звукозаписи, то на ее осуществление какого-либо разрешения арбитражного суда не требуется. Судебное заседание производится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса.

Все лица, присутствующие в зале судебного заседания, независимо от степени их участия в процессе и отношения к делу, обязаны соблюдать установленный порядок. Руководство ходом судебного разбирательства возложено на судью, а при коллегиальном рассмотрении дела, на председательствующего в судебном заседании. Председательствующий (судья) в судебном заседании призван следить за соблюдением порядка в зале судебного заседания. При нарушении порядка или неподчинении законным распоряжениям председательствующего (судьи), нарушитель после предупреждения может быть удален из зала судебного заседания.

Арбитражный суд также вправе подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего (судьи при единоличном рассмотрении дела), судебному штрафу в порядке и размере, которые установлены в гл. 11 АПК РФ. Участники процесса со своей стороны могут обратить внимание председательствующего (судью) на те или иные нюансы судебного заседания, высказать свое отношение к происходящему, в том числе и к действиям председательствующего (судьи). Указанные заявления заносятся в протокол судебного заседания. Вопрос разрешается всем составом суда, а при единоличном рассмотрении — судьей. В случае возражений относительно действий судьи последний дает разъяснения, касающиеся своих действий, и может отказаться от их совершения.

Так, в ходе судебного заседания председательствующий не может ограничить других судей в возможности задавать вопросы лицам, участвующим в деле, снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса, сужать пределы исследования доказательств, комментировать высказывания и вопросы других судей. Судьи арбитражного суда не должны прерывать своими репликами, комментариями, даваемые лицами, участвующими в деле, объяснения. В то же время допустимы замечания лицу, уклоняющемуся от соблюдений установленного порядка судебного заседания от существа рассматриваемого дела, не соблюдающего культуру поведения, нарушающего этические и моральные нормы. В судебном заседании обязательно ведение протокола, который составляется в письменной форме судьей, рассматривающим дело либо секретарем судебного заседания или помощником судьи (ч. 3 ст. 155 АПК РФ).

Система арбитражных судов

Деятельность арбитражного суда обеспечивается его аппаратом, возглавляемым руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда.

В состав аппарата арбитражного суда входят:

- отдел делопроизводства (канцелярия суда), подразделениями которой являются экспедиция (специалисты, получающие корреспонденцию из отделений связи, от граждан, организаций и отправляющие исходящую корреспонденцию) и группа регистрации (специалисты, получающие документы из экспедиции и регистрирующие их в базе данных автоматизированной информационной системы);
- архив суда и заведующий архивом, который именуется архивариусом;
- специалисты судебного состава – работники суда, исполняющие обязанности по ведению делопроизводства в судебных коллегиях, составах, а также у конкретных судей;
- помощники судей, на которых возлагаются обязанности по оказанию помощи судье в подготовке и организации судебного процесса;
- секретари судебных заседаний, главной обязанностью которых является ведение протоколов судебных заседаний.

В апелляционных арбитражных судах и федеральных арбитражных судах округов состав аппарата аналогичен вышеописанному.

Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Кроме того, они пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно ст.33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» на территории России должны действовать 20 таких судов, по 2 на каждый судебный округ.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено в системе арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В Российской Федерации действуют 10 таких судов.

Федеральные арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Споры в арбитражном суде

днём из самых важных отличий арбитражного судопроизводства является то, что дела рассматриваются не судами общей юрисдикции или мировыми судьями, а арбитражными судами. И надзорные жалобы подаются не в Верховный суд РФ, а в Высший арбитражный суд Российской Федерации.

В арбитражных судах рассматриваются споры между юридическими лицами, споры с участием иностранных предпринимателей, а также дела, связанные с признанием и исполнением решений третейских и иностранных судов по экономическим спорам.

Если же в конфликте одной стороной будет гражданин – они станут рассматриваться в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Однако есть тут и исключение – если гражданин является акционером или участником общества и суд рассматривает спор между ним, и его хозяйственным обществом, то дело также будет рассматриваться в арбитражном суде.

Помимо этого, разбор дел в арбитражном суде зависит от предмета спора.

К арбитражным делам относятся:

- вопросы взыскания задолженностей с юридических лиц;
- вопросы защиты деловой репутации;
- вопросы банкротства;
- оспаривание правовых актов;
- оспаривание решений, действий или бездействия органов государственной власти РФ и ее субъектов;
- оспаривание решений, действий или бездействия иных органов и должностных лиц;
- вопросы, связанные с отказом в создании, реорганизации или ликвидации фирм;
- иные дела, указанные в АПК РФ.

Органы арбитражного суда

Система арбитражных судов возникла с принятием Закона “Об арбитражном суде”. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда регулируются также Арбитражным процессуальным кодексом РФ, действующим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется как общими судебными законами - Законом “О статусе судей в РФ”, Законом “О судебной системе РФ”, так и специальными - Федеральным конституционным законом “Об ар-витражных судах в Российской Федерации”, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).

Обращение в арбитражный суд

Каждый гражданин Российской Федерации (в дальнейшем заинтересованное лицо) имеет право обратиться в арбитражный суд с целью защиты своих интересов. Заинтересованность в судебной защите подобного рода предполагается в большинстве случаев, однако существует ряд законов, которые четко оговаривают круг лиц имеющих право прибегать к защите своих интересов в арбитражном суде, минуя этапы досудебного или так называемого претензионного урегулирования спора.

Перед тем как мы приступим к детальному рассмотрению ситуаций и заинтересованных лиц, имеющих право обращаться в арбитражный суд, давайте для начала ответим на вопрос: что такое арбитражный суд и чем этот орган судебной власти отличается от остальных?

Арбитражный суд (в мировой практике) – это официальный государственный орган, который занимается урегулированием хозяйственных споров между крупными компаниями, предприятиями, фирмами и т.п. организациями. Его сфера деятельности – это контроль соблюдения договорных отношений и вытекающих из них обязательств. Сюда также можно отнести и внешнеторговые экономические связи международного уровня. Если говорить в частности об арбитражном суде Российской Федерации, то в нем рассматриваются споры участников гражданского оборота, связанные с их предпринимательской деятельностью, а также ряд других споров, которые перечислены в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ). Но самое главное, что вы должны знать об арбитражных судах это то, что их решения являются окончательными и не подлежат обжалованию. Т.е. это высшая инстанция, с помощью которой вы можете защитить свои интересы.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД? В статье 4 АПК РФ выделяется две группы субъектов, которые имеют право обращаться в арбитражный суд. Первая группа - это заинтересованные лица, которые хотят защитить свои права и интересы, охраняемые законом; вторая группа - это лица, которые обращаются в арбитражный суд для защиты национальных и государственных интересов. В первую группу входят истцы, третьи лица (т.е. лица, имеющие личные требования к предмету спора), а также заявители по делам особого производства. Как вы уже поняли, у вышеперечисленных лиц из первой группы есть собственный (материальный) интерес к исходу судебного разбирательства.

Ко второй группе заинтересованных лиц относятся прокуроры, органы местного самоуправления и государственные органы. Эта группа лиц отличается от первой тем, что ее участники защищают не свои интересы, а общественные или государственные, т.е. они материально не заинтересованы в исходе судебного разбирательства.

Если смотреть, в общем, то обе эти группы имеют схожие черты: все их участники имеют право обращаться за защитой в арбитражный суд, у них есть процессуальная заинтересованность в исходе дела, они обладают широкими правами, которые позволяют им доказывать обоснованность своих требований. Помимо этого участники обеих групп обладают и распорядительными правами, т.е. они могут отказаться от иска, внести поправки в основания и предмет иска, а также увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Согласно действующему законодательству, заинтересованные лица могут обращаться в арбитражный суд сразу, без досудебного разбирательства. Однако есть два исключения: когда досудебное разбирательство предусмотрено федеральным законом и когда этого требуют условия договора, ранее заключенного между участниками спора.

Обращение в арбитражный суд может быть составлено в следующей форме: заявление (по делам, связанным с административными правонарушениями), исковое заявление (экономические споры), жалоба.

По общему соглашению сторон дело, находящееся на рассмотрении арбитражного суда, может быть передано на рассмотрение третейского суда, до принятия первой инстанции судебного акта.

Арбитражные суды субъектов

Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в системе федеральных арбитражных судов, куда также входят Арбитражные апелляционные суды, федеральные Арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ (с лета 2014 года его функции переданы Верховному Суду).

В Российской Федерации действует 83 арбитражных суда субъектов РФ, в том числе 4 арбитражных суда в автономных округах: Коми-Пермяцком, Ханты- Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком. Местом их постоянного пребывания является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. Между тем согласно ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах один арбитражный суд субъекта Российской Федерации может осуществлять правосудие на территориях нескольких субъектов Российской Федерации и, наоборот, судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять сразу несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды субъектов РФ были образованы во втором полугодии в силу Закона РСФСР «Об арбитражном суде» вместо действовавших органов государственного арбитража, а также по некоторым отдельным Постановлениям Верховного Совета РФ.

Структура каждого арбитражного суда субъекта РФ включает в себя президиум суда, может включать также судебные коллегии, рассматривающие споры, возникающие из гражданских и административных правоотношений. При этом численность судебного состава в соответствии с Регламентом арбитражных судов должна составлять не менее пяти судей.

Задачи арбитражных судов

Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о "желании: водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных". Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.

Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст.2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст.5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст.2 АПК в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете, все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они, так или иначе, отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о правах человека "Право на справедливое судебное разбирательство" каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию.

Все приведенные в ст.2 АПК задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.

Виды арбитражных судов

Широкое развитие международных хозяйственных связей неуклонно приводит к возникновению внешнеэкономических споров гражданско-правового характера. На сегодняшний день существует немало способов разрешения таких споров. Пожалуй, один из наиболее эффективных – разрешение данного вида споров международными арбитражными судами.

Как правило, в международной арбитражной практике выделяют 2 вида арбитражных судов: разовый арбитраж (арбитраж ad hoc) и постоянно действующий (институционный) арбитраж. Следует также отметить администрируемые арбитражные суды, занимающие промежуточное положение между постоянно действующими судами и судами ad hoc. Принцип их функционирования основан на том, что определенные коммерческие учреждения либо постоянно действующие арбитражные суды на указанных в специальных регламентах условиях осуществляют администрирование деятельности суда ad hoc.

Разовый арбитражный суд (случайный арбитраж, или арбитраж ad hoc) создается для разрешения конкретного спора, после разбирательства, которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны сами выбирают место проведения арбитражного разбирательства, устанавливают правила избрания арбитров, арбитражной процедуры и апелляционного обжалования. Стороны пользуются практически неограниченной автономией в выборе процедуры разрешения спора. Они могут детально согласовать ее между собой, взять за основу регламент какого-либо существующего институционного арбитража. Большинство дел в судах ad hoc рассматриваются быстро и эффективно. Однако данный вид суда обладает и недостатками. Самостоятельная разработка арбитражной процедуры иногда приводит к тому, что стороны долгое время не могут прийти к единому решению, что затягивает рассмотрение спора.

Постоянно действующий (институционный) арбитраж создается при торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциациях, союзах, обществах и других организациях. Для институционного арбитража характерно наличие постоянно действующего органа, который, не принимая участия в разрешении споров, выполняет некоторые административно-технические, консультативные и контрольные функции; наличие положения о нем (или устава) и регламента, уста-навливающих правила арбитражного процесса. Состав институционного арбитража также может определяться по-разному. Однако, как правило, при большинстве институционных арбитражей существует рекомендательный список арбитров, из которого стороны могут выбирать арбитров. Наличие собственных правил арбитражной процедуры, предусматривающей порядок разрешения спора, является отличительной особенностью данного вида арбитража по сравнению с арбитражем ad hoc.

Стороны наделены полной свободой выбора арбитражного суда – институционного либо аd hос. Вид суда они должны определить в арбитражном соглашении. Если арбитраж институционный, должно быть указано, о каком именно арбитражном учреждении (третейском суде) идет речь. Указания лишь места проведения арбитражного разбирательства не всегда бывает достаточно (к примеру, если в данной стране (городе) существует несколько институционных арбитражей).

Наиболее предпочтительным предполагается активное использование обоих видов судов. Тем более в Республике Беларусь, согласно ст. 1 Закона «О международном арбитражном (третейском) суде», может существовать как институционный арбитраж (создаваемый в целях рассмотрения соответствующих споров, постоянно действующий международный арбитражный суд), так и арбитраж ad hoc (меж-дународный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора).

темы

документ Государственные органы союзных республик
документ Свобода совести как правовой институт
документ Советское законодательство о религиозных культах
документ Личность в советском государственном праве
документ Конституционные права и свободы



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты