Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Налоговый арест

Налоговый арест

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Арест

Вернуться назад на Арест
Не забываем поделиться:


Налоговые органы давно и прочно закрепились в современном российском правовом поле как неприкасаемые с точки зрения административного законодательства организации, чьё доброе мнение зачастую значит больше, нежели само требования закона. Но это отнюдь не является правовым произволом, а наоборот находит своё закрепление в самом налоговом законодательстве. Так, в статье 32 НК РФ, посвящённой обязанностям налоговых органов, говорится о том, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Они и соблюдают, но создаётся такое впечатление, что соблюдают они только именно законодательство о налогах и сборах, а о другом и понятия не имеют.

Необходимо начать с определения возможных объектов ареста. Налоговый кодекс РФ однозначно определяет их круг в статье 77, где даётся определение понятию «арест имущества»: арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Таким образом, арестовано может быть только то имущество, которое принадлежит лицу на праве собственности. Не на праве оперативного управления, не на праве хозяйственного ведения, а именно на праве собственности.

Далее из статьи следует, что арест производится только в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Если буквально толковать эту статью кодекса, то приходишь к выводу, что налогообложению подлежит только имущество, находящееся на праве собственности. Однако это противоречит норме того же Налогового кодекса, содержащейся в статье 8, где объясняется понятие самого налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налицо коллизия в праве. Представляется, что верной в этом случае следует признать ст. 77 НК РФ, потому что отчуждение, что собственно и предполагает арест в перспективе, того, что не принадлежит тебе на праве собственности - довольно сомнительная процедура с точки зрения правомерности. Однако на практике весьма часты случаи, когда арест накладывается на имущество находящееся в режиме оперативного управления, хозяйственного ведения, и даже имущества, арендованного у собственника. Разумеется, налоговые органы в лице их руководителей привыкли в своей практике руководствоваться статьёй 8 НК РФ.

Также не совсем ясен вопрос о режимах арестованного имущества. Так, НК даёт понятия полного и частичного ареста имущества. В соответствии со ст. 77 п. 2 полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным же арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Чем должны руководствоваться при установлении режима арестованного имущества, остаётся загадкой.

Совершенно очевидно, что эти два режима в корне отличаются друг от друга, и от установления одного из них, в конечном счёте, будет зависеть не только успешное выполнение налоговых обязанностей, но и экономическая, деловая состоятельность организации. Здесь всё опять-таки зависит от произвола самого налогового органа, от его внутреннего убеждения.

В п. 5 этой же статьи говорится о том, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

В пункте 10 говорится: при производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости. То есть при невозможности оценить реальную стоимостную оценку того или иного имущества организации налоговый орган вправе арестовать любое имущество, которое, как кажется налоговому органу, необходимое и достаточное для исполненияобязанности по уплате налога.

Такого одностороннего либерализма не ожидали даже самые заядлые скептики.

Арестовывать имущество и назначать для него тот или иной режим ареста без оценки его рыночной стоимости - полномочие поистине чрезвычайное.

Статья 35 Конституции РФ гласит:

1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В статье 15 Конституции указано: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, никто, за исключением полномочного органа (в данном случае - только суда) не может лишить гражданина, организацию принадлежащего им имущества. В данном случае речь идёт как об ущемлении в праве распоряжения, так и во владении и пользовании таким имуществом. Арест, как мы знаем, предполагает ущемление во всех правах триады, составляющей право собственности.

Итак, налоговый кодекс противоречит главнейшему закону РФ: налоговые органы берут в свои руки функции правосудия. Конституция уже не имеет никакой высшей юридической силы и прямого действия. Представляется, что законодателю следует внести некоторые коррективы (нет, не в Налоговый кодекс). Следует поменять смысл некоторых положений Конституции.

Например: Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами до тех пор, пока налоговым органам не придёт в голову за счёт него пополнить статью расходов в федеральном бюджете на содержание налоговых органов, или что-нибудь в подобном роде.

Далее: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению налогового органа. Можно пойти дальше и сказать резче: всякий может быть лишён по решению налогового органа не только своего имущества, но и имущества других лиц, находящееся у него, скажем, по договору аренды.

Дальше: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации в части не противоречащей Налоговому кодексу, а также решению главы такого органа. Таким образом, действия налоговых органов приобретут хоть какое-то подобие законности в традиционном смысле этого слова.

По налоговому законодательству арест может быть произведён только при совпадении двух необходимых условий: в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Не совсем, однако, понятно, что понимать под неуплатой налога: сам ли налог как таковой, либо пени за просрочку и разнообразные многочисленные штрафы.

В этом случае, как и в любых других случаях смутности формулировок, следует руководствоваться правилами, установленными самим законодательным актом и смотреть, что в нём понимается под термином налог. И если налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то, наверное, не стоило бы его путать с суммами денежных средств, взимаемых с налогоплательщиков в случаях нарушения налогового законодательства, просрочки времени уплаты налогов и так далее, то есть с пенями и штрафами.

Неудачность формулировки статьи 77 НК РФ даёт справедливое право сотрудникам налоговых органов накладывать арест на имущество при фактической уплате налога. Правда имеется постановление ФАС ЦО по делу N А68-123/АП-02 призывающее не накладывать арест на имущество выплатившей налоги организации, но что значит это постановление по сравнению с установленной годами и удобной схемой действий налоговых органов, когда они, действуя в законных рамках, могут в серьёзной степени повредить успешному функционированию любой не понравившейся им организации.

Следующее непременное условие наложения ареста это наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Здесь всё опять отдаётся на справедливый суд налоговиков. Достаточные основания полагать - конструкция довольно неоднозначная и хитрая для законодательства. Было множество примеров из судебной и административной практики, когда так называемые достаточные основания оказывались не такими уж достаточными, а зачастую и незаконными. Но по-прежнему наложение ареста происходит по старой схеме: существуют невыплаченные налоги, а уж достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество у налоговых органов, не заставят себя долго ждать.

Так, с одной стороны законодатель создаёт некоторую видимость демократизма, декларируя в Конституции широкие права и свободы граждан и организаций, с другой же ставит эти же права и свободы под сомнение и произвольное толкование "полномочных органов", отнюдь не судебных.

Налоги и сборы издревле являлись признаками развитого государства и государственной власти, основой, базисом для её суверенитета и независимости, и, в конечном счете, суверенитета и свободы народа, населяющего территорию этого государства, от нападок и влияний извне. Издревле являлись и сейчас являются. Кто же может поспорить с тем, что в России нет налогов? Налоги есть, да еще, какие налоги! Но сможет ли нас защитить от внешней угрозы и агрессии то государство, которое не в состоянии бороться с произволом и волюнтаризмом своих же собственных органов? Вопрос назрел. Однако, думается, отвечать придётся не политикам и чиновникам, а как всегда обыкновенным налогоплательщикам.

темы

документ Административно правовой статус
документ Расторжение брака
документ Наследство
документ Юридические факты

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Какой процесс Уинстон Черчилль считал самой выгодной инвестицией?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел...

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году
Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



©2009-2023 Центр управления финансами.