Образовательное право — одна из отраслей российского права. Его изучение не начинается с нуля. У каждого человека есть определенные представления о системе образования, законодательстве его регулирующем, есть собственное представление о том, каким образование и образовательное право должно быть. В качестве первого определения образовательного права можно использовать наиболее распространенную и понятную дефиницию.
Образовательное право — совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений. Можно выделить два противоположных правопонимания: право как приказ власти (закон) или любой приказ власти — это право. Данное правопонимание основано на идее, которая состоит в том, что правом считается приказ власти.
Другое правопонимание состоит в том, что право — это явление, которое основано на нескольких идеях: справедливости, свободы, добра, правды и силы. Эти идеи делают право эффективным регулятором общественных отношений, реализация которого позволяет построить свободное, справедливое общество (общество свободных людей), в котором созданы достойные условия жизни для каждого человека.
Образовательное право — сложная система, так как существует в нескольких формах:
1) объективное явление, относительно независимое от субъекта права — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т.е. образовательное законодательство;
2) совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах — отрасль образовательного права. Эта форма менее объективна, т.к. среди юристов немало споров по содержанию норм;
3) система правоотношений в сфере образования или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;
4) правосознание или представления людей об образовательном законодательстве;
5) наука образовательного права;
6) учебная дисциплина;
7) субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое;
8) образовательное право как правда;
9) образовательное право как свобода человека в сфере образования;
10) образовательное право как справедливость системы образования;
11) образовательное право как форма добра и зла;
12) образовательное право как сила;
13) образовательное право как правопорядок в сфере образования.
Образовательное право может быть представлено как система нормативных правовых актов. Под нормативным правовым актом (НПА) понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Права образовательного учреждения
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:
1. выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2. получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3. обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4. уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5. обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6. получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7. обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8. добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9. получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10. социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11. равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12. перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13. получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14. оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
15. продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16. перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17. участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18. уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19. свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.
Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
• угрозы в адрес обучающегося;
• преднамеренная изоляция обучающегося;
• предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• оскорбление и унижение достоинства;
• систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
• постоянная негативная характеристика обучающегося;
• демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе? Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.
Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены? Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства.
С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?
Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.
Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование – организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.
Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:
• заключить договор с образовательным учреждением;
• определить организационную форму семейного образования;
• обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
• подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
• ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;
• ознакомиться с личной карточкой обучающегося;
• получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
• получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
• осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;
• получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;
• получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;
• продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.
Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования:
• заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;
• предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;
• обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;
• осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;
• предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
• выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;
• издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;
• завести личное дело на ребенка – карточку обучающегося;
• выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.
Права образовательного учреждения:
• расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;
• получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;
• переводить обучающегося в следующий класс;
• оставить ребенка на повторный курс обучения.
Экстернат – это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.
В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:
• обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;
• обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.
Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната:
• установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;
• ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;
• организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;
• использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;
• предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;
• допустить к аттестации экстерна;
• установить порядок проведения аттестации экстернов;
• перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;
• издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;
• выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».
Право на образовательную деятельность
Подпункт «б» пункта 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), содержит такое лицензионное требование как «наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям».
Подпункт «г» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности содержит норму, согласно которой в числе документов, представляемых в лицензирующий орган, соискатель лицензии представляет нотариально заверенные копии документов, подтверждающих наличие у оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения учащихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии.
Рособрнадзор обращает внимание на то, что документами, свидетельствующими о наличии иного законного основания для использования указанных объектов недвижимости помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, являются:
• договор аренды;
• договор безвозмездного пользования;
• свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления;
• свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Необходимо отметить, что при лицензировании образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки, например, по подготовке (переподготовке) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов, заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям не является подтверждением наличия законного права владения и пользования соответствующими объектами недвижимости.
Частью 3 статьи 607 Гражданского кодекса установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, являются существенным условием договора и представляют собой конкретные сведения о таком имуществе, а именно: полный адрес объекта, указание на правоустанавливающие документы, на основании которых арендодатель имеет право передавать этот объект в аренду, площадь передаваемого в аренду объекта.
Данное правило в равной степени распространяется на правоотношения, связанные с безвозмездным пользованием имуществом.
Договор аренды, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации в органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При государственной регистрации сделки по передаче недвижимого имущества в аренду на договоре проставляется штамп с указанием даты и номера регистрации, фамилии и инициалов регистратора.
Договор безвозмездного пользования государственной регистрации не подлежит.
Документы, указанные в подпункте «г» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, должны свидетельствовать о наличии законного права владения и пользования объектами недвижимости, используемыми в образовательном процессе, на заявленный срок действия лицензии.
Договор аренды объекта недвижимости или безвозмездного пользования объектом недвижимости, используемым в образовательном процессе, срок действия которого не определен, целесообразно рассматривать как подтверждение законного права владения и пользования соответствующим объектом недвижимости на заявленный срок действия лицензии (в связи с отсутствием оснований для рассмотрения такого договора как заключенного на срок, меньший, чем заявленный срок действия лицензии).
Необходимо отметить, что договор аренды, заключенный на будущее время, не может быть принят лицензирующим органом в качестве подтверждения законного права владения и пользования соответствующим объектом недвижимости на заявленный срок действия лицензии, так как такой договор не порождает законного права владения и пользования объектом недвижимости в настоящее время. В этой связи представление соискателем лицензии нескольких договоров аренды объекта (объектов) недвижимости, заключенных сроком до одного года, каждый из которых заключен на последующий год после окончания срока действия предыдущего, не может являться подтверждением законного права владения и пользования соответствующим объектом недвижимости на заявленный срок действия лицензии.
В случае прекращения законного права владения и пользования объектом недвижимости, используемым в образовательном процессе (частью такого объекта), которое привело к изменению условий образовательной деятельности, лицензиат обязан в 2-недельный срок с момента произошедших изменений представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии в части соответствующего приложения с указанием новых сведений о лицензиате и документы, подтверждающие указанные изменения.
Если в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган выявит нарушение в части используемых в образовательном процессе объектов недвижимости, которое явилось результатом прекращения законного права владения и пользования объектом недвижимости, лицензирующий орган выдает предписание, неисполнение которого является основанием для приостановления лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Образовательные права обучающихся
Образовательный процесс - это система отношений, направленных на реализацию обучающимся своего конституционного права на образование. Обучающийся является главным участником образовательного процесса.
Права и обязанности обучающихся классифицируют по различным основаниям.
В зависимости от сферы их реализации выделяют:
• непосредственные образовательные права и обязанности, которые охватываются образовательным процессом и непосредственно связаны с получением образования (например, право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами);
• права и обязанности, которые связаны с образовательным процессом (стипендиальное обеспечение, предоставление общежитий, льготы по оплате проезда на транспорте).
Общие права реализуются в отношении всех обучающихся, независимо от условий получения образования и их личных особенностей.
Граждане РФ имеют право на получение:
• впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования;
• на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• неоднократно бесплатного профессионального образования по направлению государственной службы занятости в случае утраты возможности работать по специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности и в иных предусмотренных законодательством случаях;
• образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:
• на уважение своего человеческого достоинства;
• на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
• выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
• на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
• на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
• на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
• на перевод в другое образовательное учреждение реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
• на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
• по достижении возраста 15 лет - на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образованием).
Федеральное образовательное право
Система источников федерального образовательного права объединяет законодательные акты и принятые в соответствии с ними подзаконные акты.
Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена на федеральном уровне Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования, а также многочисленными «непрофильными» законами, которые содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Так называемые непрофильные законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое число таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна-две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые столкновения норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, - эти и другие причины делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования.
Многочисленные «непрофильные» законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы:
а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон РФ №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральные законы №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»);
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, военное образование и военная подготовка - в Федеральных законах №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; экологическое образование - в Федеральном законе №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; спортивная подготовка - в Федеральном законе №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; религиозное образование - в Федеральном законе №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обучение и профессиональная подготовка по охране труда - в Федеральном законе №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; профессиональное образование осужденных к лишению свободы - в Уголовно-исполнительном кодексе РФ);
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных правоотношений (например, Закон РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральные законы №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»);
г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных правоотношений (например, Федеральный закон №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ);
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ) и др.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить как указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, Указы Президента РФ №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»), так и указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования (например, Постановления Правительства РФ №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности») либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, Постановления Правительства РФ №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», №564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера»).
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:
1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ);
2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, Приказ Минюста России №31, Минобразования России №321 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах», Приказ Федеральной службы исполнения наказаний №771 «Об утверждении Инструкции об организации инспектирования деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний», Приказ Минздрава России №23 «Об утверждении Положения о клинической ординатуре», Приказ Министерства обороны РФ №80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации»);
б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, Приказ Минздрава России №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», Приказ министра обороны РФ №575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации»).
Характерной чертой современного этапа развития системы нормативно-правового регулирования образования на федеральном уровне является увеличение объема в общей массе правовых норм доли норм-рекомендаций. Использование рекомендаций в качестве метода правового регулирования соответствует особенностям статуса отдельных субъектов образовательных правоотношений, обладающих, например, академической автономией. Так, в целях оказания практической помощи подведомственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом №113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с учетом практики работы образовательных учреждений (вузов) Рособразование подготовило рекомендации по процедуре избрания президента высшего учебного заведения (письмо Рособразования №18-02-10/09). Содержащиеся в этом правовом акте рекомендации Рособразование предлагает использовать при разработке и утверждении ученым советом вуза положения о президенте высшего учебного заведения.
Участники образовательного права
Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Круг участников образовательного процесса назван в Законе РФ «Об образовании» (гл. V), а также в типовых положениях об образовательных учреждениях. Например, участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники.
В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники названных учреждений, родители (их законные представители) обучающихся. Аналогичные нормы воспроизведены в положениях о других учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, — о школе-интернате, учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др. Однако указанные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется с участием воспитанников и педагогов.
Иногда для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем также других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники. Их участие в осуществлении обучения и воспитания необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы. Например, в оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации. Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицинский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает помощь в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций.
Медицинские работники являются участниками образовательного процесса также в кадетских школах (школах-интернатах), которые реализуют образовательные программы, обеспечивающие военную подготовку несовершеннолетних граждан; коррекционных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Организация образовательного процесса для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.
Если учебный процесс в учреждении, реализующем общеобразовательные программы, включает в себя элементы профориентации и профессиональной подготовки, в нем должны участвовать инженерно-педагогические работники. Они названы в числе других участников образовательного процесса в межшкольных учебных комбинатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, специ-альных (коррекционных) учреждениях для детей с отклонениями в развитии и др.
В общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой учебно-воспитательный процесс осуществляется с участием таких субъектов, как старшие воспи-татели (командиры рот) и воспитатели (командиры взводов), старшины рот, руководители кружков. Старшие воспитатели-командиры рот назначаются из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях, а воспитатели-командиры взводов — из числа офицеров запаса, проходивших военную службу в авиационных воинских частях, учреждениях или образовательных учреждениях. Это — военные специалисты указанных образовательных учреждений. В их обязанности входит организация военно-специальной летной подготовки обучающихся.
В образовательных учреждениях профессионального образования участниками образовательного процесса выступают обучающиеся и педагогические (в вузах — научно-педагогические) работники. В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых им образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженерно-педагогические работники. К данной категории отнесены администрация, преподаватели, мастера (инструкторы) производ-ственного обучения, воспитатели и другие члены трудового коллектива учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.
Таким образом, анализ образовательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных учреждениях в образовательном процессе задействованы разные субъекты.
При этом обязательными участниками образовательного процесса в любом случае являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник. Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающийся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться как субъект, а не как объект образовательного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны, на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.
Правоспособностью в области образования обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Статья 43 Конституции РФ предоставляет каждому право на образование. Это означает, что реализовать данное право могут как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем ст. 5 Закона РФ «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан в области образования, а ст. 6 предоставляет гражданам РФ право на получение основного общего образования на родном языке.
Порядок приема и обучения граждан зарубежных стран в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета был утвержден постановлением Госкомвуза РФ. Он предусматривает, что иностранные граждане принимаются в названные учреждения в соответствии с межправительственными соглашениями, а также соглашениями, заключаемыми Минобразования РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся учебные заведения, с государственными органами управления образова-нием зарубежных стран.
Зачисление иностранных граждан в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на все формы обучения и повышения квалификации осуществляется на основании направления Управления международного сотрудничества Госкомвуза России. Досье кандидата на учебу включает в себя документы на русском или английском (французском, испанском) языке: анкету, копии свидетельства о рождении и до-кумента об образовании, медицинское заключение и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Иностранные граждане, не владеющие русским языком, зачисляются на подготовительные факультеты учебных заведений на один год для изучения русского языка и других предметов в зависимости от специальности, которую они намерены получить. В конце учебного года проводятся выпускные экзамены.
Учащиеся, успешно сдавшие экзамены на уровне российской средней (полной) общеобразовательной школы, получают свидетельства об окончании подготовительного факультета и направляются на обучение по избранной специальности в высшие учебные заведения. Учащиеся, успешно сдавшие экзамены на уровне основного общего образования России, получают соответствующие свидетельства и направляются на обучение в средние специальные учебные заведения. Город и учебное заведение, где будет обучаться после подготовительного факультета иностранный учащийся, предлагается российской стороной в соответствии с планом распределения. Иностранные граждане, не показавшие на подготовительном факультете знаний, необходимых для обучения в соответствующем учебном заведении, отчисляются.
Иностранные граждане могут получить образование по программе бакалавра, пройти обучение в магистратуре (при наличии соответствующих образовательных цензов). Они могут быть приняты в аспирантуру, если имеют высшее образование на уровне специалиста или магистра наук (искусств). Иностранным гражданам, успешно освоившим учебную программу и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются дипломы государственного образца соответствующего образования и квалификации, а окончившим аспирантуру и защитившим диссертацию присуждается ученая степень кандидата наук и также выдается диплом кандидата наук. Иностранным гражданам, успешно подготовившим и защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктора наук с выдачей соответствующего диплома.
Институты образовательного права
Систему отрасли права образуют подотрасли (в наиболее крупных отраслях, таких, как гражданское, конституционное и др.); правовые институты, которые представляют собой группы правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений: общая и особенная части; правовые нормы.
Система комплексной отрасли права в самом общем виде может быть представлена как совокупность правовых институтов и норм различной отраслевой принадлежности. Так, в систему образовательного права включаются, одновременно оставаясь в рамках основных отраслей, такие институты и субинституты, как управление системой образования (входящий в административное право), образовательные учреждения (гражданское право), трудового договора о работе в образовательном учреждении (институт трудового договора). Центральное место в системе образовательного права занимает институт, регулирующий педагогические отношения. Его можно подразделить на субинституты дошкольного, общего, начального и других видов профессионального образования, и др.
Под принципами права понимают основополагающие начала, ключевые идеи, определяющие и выражающие сущность права. Принято выделять общеправовые принципы, межотраслевые принципы, а также принципы отраслей права (в некоторых учебных изданиях упоминают и о принципах правовых институтов). В образовательном праве как комплексной отрасли реализуются общеправовые принципы и принципы соответствующих отраслей. К числу основных общеправовых относятся принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма, единства прав и обязанностей. Все они по-своему проявляются в сфере образования. Например, проявлением принципа равноправия граждан является допуск всех лиц, имеющих полное общее образование, к участию во вступительных испытаниях и конкурсе для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Но некоторые категории граждан пользуются льготами при поступлении в вузы, например, инвалиды I и II группы, дети-сироты и др. Они подлежат зачислению вне конкурса при условии сдачи вступительных экзаменов. Установление таких льгот можно рассматривать как проявление общеправового принципа справедливости, создания равных стартовых возможностей для граждан, нуждающихся в социальной защите, которые не могут участвовать в «образовательной конкуренции» на равных условиях с другими лицами. Гуманизм, в частности, проявляется в создании специальных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями (детей-инвалидов), для подростков с девиантным поведением. Демократизм – это один из универсальных принципов, который в системе образования проявляется как сочетание управления и самоуправления в образовательных учреждениях. Единство прав и обязанностей мы видим, например, при характеристике правового статуса обучающихся (об этом мы говорили выше).
В правовом регулировании образовательных отношений реализуются принципы соответствующих отраслей права. Например, если говорить о возмездном оказании образовательных услуг, то здесь можно констатировать осуществление гражданско-правового принципа свободы договора. Анализируя регулирование трудовых отношений в системе образования, можно убедиться в реализации принципов трудового права (свободы труда, обеспечения права на бесплатную профессиональную подготовку, обеспечения занятости, соответствия оплаты труда его количеству и качеству и т. д.).
Можно сформулировать и специальные принципы образовательного права, которые должны быть реализованы в сфере педагогических отношений. Это основополагающие идеи, направленные на достижение целей и задач образования (на развитие личности, удовлетворение потребностей общества и государства).
К их числу можно отнести закрепленные в ст. 2 Закона об образовании принципы государственной политики в области образования:
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей и т. д.;
2. единство федерального образовательного и культурного пространства;
3. общедоступность образования, адаптированность системы образования к особенностям личности обучающихся некоторых категорий;
4. светский характер образования;
5. свобода и плюрализм образования (академическая, педагогическая свобода);
6. демократический характер управления образованием.
Правовое регулирование педагогических отношений должно основываться также на принципе педагогического сотрудничества. По нашему мнению, раскрыть содержание данного принципа можно следующим образом. Обучающийся – это не объект, а активный субъект учебного процесса. Эффективность процесса обучения и воспитания непосредственно определяется тем, насколько обучающийся заинтересован в достижении этого результата. Этим объясняется поиск новых педагогических технологий, внедрение так называемых активных форм обучения, развитие самоуправления в образовательных учреждениях. Возможно, именно этот принцип при условии его успешной реализации позволит не только обеспечить повышение образовательного и культурного уровня населения России, но и воспитать новое поколение людей, адаптированных к условиям рыночной экономики и социальной демократии.
Защита образовательных прав
Внимание государства и общества к проблеме развития образования в Российской Федерации не ослабевает по сей день. И причин этому довольно много. Так, например, ежегодно увеличивается число обучающихся по программам детского дополнительного внешкольного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, постоянно совершенствуются образовательные программы, стремительно развивается законодательная база в данной сфере.
Кроме того, уровень и качество образования является одним из ключевых показателей развития общества и государства в целом. При этом совершенствование системы образования на каждом уровне положительно влияет на общее состояние жизни, что проявляется в снижении преступности, оздоровлении нации, в том числе граждан подросткового возраста, и повышении социально-экономического престижа страны.
Следует согласиться с В.С. Белгородским, который считает, что в новых социально-экономических условиях именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить высокий уровень образования и прежде всего высшего профессионального образования.
Говоря о значимости образования в современном мире, следует отметить тот факт, что, как подчеркивается в докладе ЮНЕСКО, для развития мира "единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование". Таким образом, в условиях развития информационного общества административно-правовое регулирование отношений в данной сфере приобретает особую роль.
В современной России важность образования в развитии общества, утверждения общечеловеческих ценностей трудно переоценить. За последний десяток лет случились серьезные изменения в сфере науки и образования. Инновационным является присоединение России к Болонскому процессу и Копенгагенскому процессу по созданию единого европейского образовательного пространства для высшего и среднего профессионального образования, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) при аттестации выпускников общеобразовательных школ и государственных именных финансовых обязательств и др. Однако, как и в большинстве областей человеческой жизнедеятельности, часть вопросов до конца остается нерешенной.
Важность образования нации подчеркивается еще и тем фактом, что Россия одной из первых мировых держав закрепила право на образование на конституционном уровне. Так, впервые в Конституции РСФСР было закреплено, что в целях обеспечения трудящимся действительного доступа к образованию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Далее указанное право последовательно закреплялось во всех действующих в России высших юридических документах, постепенно расширяя содержание и гарантии реализации указанного права с учетом развития потенциала общества. Однако право граждан на образование получило свое конституционное закрепление гораздо позже, чем другие основные права человека и гражданина.
Ныне действующая Конституция РФ, также закрепляет право каждого на образование с учетом гарантий, установленных нормами международного права. Статьей 43 Конституции России установлено, что каждый имеет право на образование. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Относительно высшего образования закреплен тот факт, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Следует отметить, что данная норма полностью коррелирует с принципами и положениями, закрепленными в Международном пакте "Об экономических, социальных и культурных правах", во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и в Конвенции о правах ребенка. Так, ст. 13 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" закреплено, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
Всеобщая декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами".
Важным является тот факт, что признание права на образование в России произошло гораздо раньше, нежели международным сообществом, которое все-таки оказало значительное влияние на образовательное законодательство РФ.
При этом стоит согласиться с Н.В. Третьяк, которая считает, что в настоящий момент в обществе существует ряд объективных социальных потребностей:
• Во-первых, возрастает значение образования как важнейшего общественного блага, доступ к которому обеспечивает всестороннее развитие личности, высокое социальное положение и материальную состоятельность граждан, а признание и гарантирование права на образование открывает реальную возможность для пользования им. Вместе с тем удовлетворение правовых притязаний человека во многом зависит от уровня организации системы образования, которая реформируется на протяжении длительного периода времени и нуждается в теоретических обобщениях и оценке. Кроме того, образование признано одним из приоритетных национальных проектов, что означает активизацию организационной, нормотворческой и финансовой деятельности государства в направлении усовершенствования условий получения образования.
• Во-вторых, интеграция российской системы образования в международное образовательное пространство открывает для граждан широкие возможности в получении и продолжении образования не только внутри страны, но и за ее пределами. Эти процессы порождают проблемы интегрирования норм международного права, регулирующих сферу образования, в российскую национальную правовую систему, которые должны быть решены путем обеспечения соответствия законодательства об образовании положениям международных договоров РФ.
• В-третьих, в последнее время произошло значительное обновление образовательного законодательства, что также требует научного осмысления.
Важной составляющей права на образование являются принципы, на которых основывается политика государства в сфере образования. Так, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин выделяет следующие принципы: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного ВУЗа (в ВУЗах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
На основе анализа положений Конституции РФ Н.В. Третьяк выделяет следующую систему конституционных принципов, определяющих содержание, значение и реализацию конституционного права на образование: общеправовые принципы, общие принципы правового статуса личности и специальные принципы права на образование.
К общеправовым принципам, на которых непосредственно основано право на образование, относятся принципы высшей ценности прав и свобод личности; правового государства; социального государства; светского государства; идеологического многообразия; гражданства; верховенства Конституции и законов; высшей юридической силы и прямого действия Конституции; приоритета договорных норм международного права. Определяющее значение для осуществления права на образование имеют также принципы народовластия; федеративного устройства; местного самоуправления; разделения властей и конституционные принципы экономики.
Специальными принципами конституционного права на образование являются принципы общей доступности начального и среднего образования; одинаковой доступности высшего образования на основе способностей каждого; общей доступности профессионального образования; бесплатности начального и среднего образования; бесплатности профессионального среднего образования; бесплатности высшего образования на конкурсной основе; обязательности общего среднего образования; многообразия форм образования и самообразования; направленности образования на развитие личности и преемственности образования.
Следует отметить, что в России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В негосударственных ВУЗах в России учится приблизительно пятая часть студентов (в Бразилии - 71%, в Индии - 75%, в Японии - 76%, но в государственных и муниципальных вузах России значительная часть студентов учится на платной основе, поэтому в ВУЗах было создано около 500 тыс. бюджетных мест, а общее число выпускников в этом году составило 822 тыс. человек).
Нельзя не отметить законодательных инициатив и преобразований в сфере науки и образования, которые стали предметом многочисленных дискуссий их сторонников и противников. Наиболее важным, ключевым моментом в развитии науки и образования стало принятие нового, кардинально переработанного Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ.
Названный Закон сменит действующий Закон РФ "Об образовании" N 3266-1, который в последнее время подвергался сильной критике со стороны общества и государственных структур, занимающихся проблемами образования и науки в России.
В новом Законе "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 2 под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Данное определение является более полным и подробным относительно ранее действующего понятия.
Названная статья также закрепляет важное положение относительно определения понятия отношения в сфере образования. Данные отношения представляют собой совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
Кроме того, новый Закон об образовании закрепляет ряд важных принципов. К таким следует отнести прежде всего обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Развитием положений ст. 43 Конституции РФ является ст. 5 нового Закона об образовании в Российской Федерации, которая закрепляет недискриминационный доступ каждого к образованию, в том числе и бесплатному.
Кроме того, законодатель установил, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3. осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.
Из многообразия законодательных норм в сфере образования стоит отметить Постановление Правительства РФ N 61 "О федеральной целевой программе развития образования". Реализация указанной Программы способствует внедрению и эффективному использованию новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения. Кроме того, документом предусматривается поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ N 1662-р, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Стоит отметить, что мы живем в период коренных изменений правовой системы, при этом данный процесс не завершен до настоящего момента. Интенсивное обновление законодательства, особенно в сфере образования и науки, только набирает обороты, но уже можно предположить, что, какие бы изменения или новшества не были разработаны и приняты в данной сфере, избежать споров о реализации норм такого законодательства не удастся. Таким образом, все это может привести к судебным тяжбам и разбирательствам.
Способы защиты конституционного права на образование, по мнению М.В. Смирновой, могут быть условно разделены на две категории: внесудебные (самозащита, привлечение общественности, административные способы защиты) и судебные способы защиты.
Закон N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает возможность обжалования в суд действий и решений учреждений, предприятий и их объединений, наряду с возможностью обжаловать подобные деяния должностных лиц государственных органов власти.
Кроме того, законодательством РФ предусматривается возможность обжаловать коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Указанные обстоятельства распространены в основном в негосударственных общеобразовательных учреждениях.
В перечень подобных действий и решений входит, например, несоблюдение учреждением лицензионных требований и условий, предъявляемых к образовательному процессу, необоснованное воспрепятствование свободному доступу к образованию или неправомерное отчисление.
Очевидным является и тот факт, что обучающиеся в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении для защиты своих прав пользуются нормами указанного Закона. При этом обучающиеся в негосударственном общеобразовательном учреждении могут использовать гражданско-правовые средства защиты.
Кроме того, процессуальное законодательство РФ сформулировано таким образом, что права и законные интересы несовершеннолетних представляют и защищают их родители (законные представители). То же самое происходит и с учениками негосударственных общеобразовательных учреждений. К средствам защиты интересов ребенка стоит отнести обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.
Большинство споров в сфере негосударственного образования возникает в связи с неисполнением своих обязательств, сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг. Эти споры подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции по правилам искового производства.
В указанной сфере до недавнего времени актуальным оставался вопрос о возможности применения к правоотношениям, возникшим из договоров возмездного оказания образовательных услуг, законодательства РФ о защите прав потребителей.
Судебная практика склоняется к тому, что применение к указанным правоотношениям положений законодательства о защите прав потребителей допустимо, но с некоторыми оговорками. Так, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ делает вывод о том, что на отношения, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, связанные с предоставлением услуг по обучению, распространяется действие Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний. Однако здесь же приводится и существенная оговорка, которая фактически опровергает попытки контролирующих органов навязать определенные правила поведения свободным участникам гражданского оборота.
Таким образом, Верховный Суд РФ поставил точку в споре о безусловном применении законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям в области получения образования на возмездной основе.
Еще одним способом обеспечения законности в сфере образования и защиты права на образование можно назвать государственный контроль и надзор в указанной области. Предметом надзорной деятельности в таком случае выступает соблюдение органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и научными организациями, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством РФ в области образования.
Государственный контроль качества образования заключается в проверке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
Новый Закон об образовании также закрепил понятия федерального государственного контроля и федерального государственного надзора. Первый, согласно ст. 93 данного Закона, представляет собой деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Тогда как надзорной деятельностью признается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Анализ законодательных актов, регулирующих вопросы образования, позволяет выявить некоторые общие черты государственного контроля и надзора в данной области:
• Во-первых, осуществление этой деятельности специально образованными в этих целях органами исполнительной власти.
• Во-вторых, надзорные полномочия в области образования по своей направленности являются выражением общей цели, поставленной перед исполнительной властью, а именно оказания упорядочивающего воздействия на развитие общественных отношений.
• В-третьих, контроль и надзор в области образования представляют собой процесс последовательно осуществляемых этапов.
• В-четвертых, специфика данного вида деятельности в области образования проявляется в наборе используемых форм и методов деятельности, таких как: лицензирование, аттестация, государственная аккредитация.
Осуществлением государственного контроля и надзора в сфере образования занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Основными направлениями деятельности указанной службы являются: государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования образовательными учреждениями; лицензирование образовательной деятельности; надзор за нормативно-правовым регулированием в сфере образования; государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников и другие.
Государственный контроль в области образования осуществлен в отношении 232 образовательных учреждений, расположенных на территории 40 субъектов РФ.
Одними из наиболее распространенных являются нарушения порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
По результатам проверок 159 образовательных учреждений (из них 12 проверено на основании поступивших обращений граждан), включавших вопросы соблюдения порядка приема, в 85% от общего количества образовательных учреждений, в которых был осуществлен надзор за соблюдением законодательства в области образования, выявлены те или иные нарушения.
К числу распространенных нарушений также следует отнести нарушения правил оказания платных образовательных услуг. По результатам проведенных проверок в отношении 32 юридических лиц и 34 должностных лиц образовательных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем очевидным является необходимость дальнейшего совершенствования существующего контрольно-надзорного механизма, в частности представляется полезным дополнить контроль со стороны государства контролем различных общественных и профессиональных объединений. На установление такого контроля направлены нормы вновь принятого Закона об образовании, закрепившего такие процедуры, как: независимая оценка качества образования; общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Данные процедуры в будущем должны повысить эффективность проводимого контроля и надзора в рассматриваемой сфере. Остается надеяться, что предусмотренные способы защиты права на образование и обеспечения его реализации в итоге приведут к успешному функционированию всей образовательной системы в Российской Федерации, снижению совершаемых нарушений в этой области и совершенствованию российского образования.
Уровни образовательного права
Конституция РФ определяет принципиальные подходы и общие основы образовательного права. Конституционные нормы и положения конкретизируются и развиваются в федеральных законах, среди которых первое место занимает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В указанном Законе регламентируются наиболее важные вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, связанные с регулированием образования и воспитания.
Помимо вышеуказанного закона законодательство об образовании включает иные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Среди «непрофильных» законов, которые также затрагивают проблемы образования, можно выделить законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» и др.
Большое значение для регулирования отдельных видов отношений в сфере образования имеют такие источники, как Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Следующий уровень источников образовательного права — подзаконные нормативные акты.
Подзаконные нормативные акты представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти на основе законов для их исполнения и конкретизации. К ним относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерства образования и науки РФ и т.д.
Большое значение для развития образовательного права имеют постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Осуществляя конституционный контроль по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также толкование конституционных положений, Конституционный Суд определяет в своих решениях правовую позицию по смыслу и содержанию конкретных норм, регулирующих конституционные права, свободы и обязанности. Это имеет непосредственное отношение и к праву на образование.
Вопрос о правовой природе решений Конституционного Суда РФ относится к числу дискуссионных.
Представляется интересной позиция В. В. Лазарева, который находит в решениях Конституционного Суда РФ все признаки источников права «в том смысле, что они:
• акты федерального органа власти;
• носят нормативный характер;
• принимаются в строго установленном порядке;
• по формулированию правовых положений часто приближаются к законодательным текстам, хотя и имеют особенности в плане законодательной техники;
• содержат целый набор обязательных внешних атрибутов;
• являются официально публикуемыми текстами;
• всегда обязательны не только для своих адресатов;
• действуют непосредственно;
• окончательны;
• влекут утрату юридической силы правовых норм;
• адресатами их является в большинстве случаев относительно неопределенный круг лиц (физических, должностных, юридических);
• участники правовых отношений всегда вынуждены руководствоваться решениями Конституционного Суда РФ;
• государство обеспечивает обязательность решений Конституционного Суда РФ не только соответствующими нормативными актами, но и соответствующими организационно-принудительными мерами».
Таким образом, система нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования включает большое количество различных источников права, структурированных по своей юридической силе.
В научных кругах неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия Образовательного кодекса, который объединил бы все нормы, связанные с регулированием отношений в сфере образования. Были даже разработаны два проекта такого кодекса. При этом в определенной мере учитывалась мировая практика, так как образовательные кодексы приняты и действуют в ряде государств, в том числе, во Франции, в Беларуси, Молдове. Существует Модельный образовательный кодекс для государств — участников СНГ.
Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по ряду признаков приближается к кодифицированному акту. Он создан путем объединения нескольких актов в один, при этом содержит множество ранее не существовавших норм. В то же время этот закон не отличается совершенством с точки зрения юридический техники. Многие статьи его излишне объемны, что затрудняет понимание воли законодателя. Закон предусматривает необходимость принятия многочисленных подзаконных актов, без чего часть статей попросту «не работает».
Формы образовательного права
Понятие образовательного права пробудет в нескольких формах, наиболее важные из которых:
• Объективное явление, максимально независимое от нашего сознания, - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т. е. образовательное законодательство;
• Совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в данных нормативных правовых актах, т. е. отрасль образовательного права. Кстати, эта форма менее объективна, так как среди юристов немало споров по содержанию норм;
• Система правоотношений в сфере образования, или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;
• Правосознание, или представления людей об образовательном законодательстве; науке образовательного права;
• Представления людей о справедливости общественных отношений в сфере образования;
• Состояние свободы человека в системе образования;
• Учебная дисциплина;
• Субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое.
Система образования может быть представлена как система нормативных правовых актов.
Нормативный правовой акт - письменный документ органа власти или управления, содержащий нормы права, общеобязательные Правила поведения.
Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:
1. право каждого жителя РФ на образование;
2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;
4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.
Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления):
1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2) обеспечение политической устойчивости власти;
3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);
5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:
• Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• Светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
• Свобода и плюрализм в образовании;
• Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).
Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей - доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.
Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.
Вправе ли муниципальное или государственное учреждение профессионального образования самостоятельно устанавливать нормативные сроки освоения основных образовательных программ?
Согласно п. 7 ст. 9 закона РФ «Об образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются этим законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п. 2 ст. 19 закона РФ «Об образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.
Согласно п. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
• первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
• вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);
• третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
• для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
• для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;
• для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?