Индустриальное общество - одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т. наз. “развитых” обществ в отличие от “традиционных”, “аграрных” (родоплеменных, феодальных и др.) Термин “ Индустриальное общество”, впервые введенный в научный оборот в 19 в. Сен-Симоном, употреблялся видными представителями социологии Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др.
Он наполнился новым, более широким и конкретным содержанием в 50-60-х 20 в., когда теория индустриальное общество сформировалась и стала одной из главенствующих на Западе. Эта теория, базирующаяся на принципах технологического детерминизма, первоначально была сформулирована в двух вариантах: Ароном в его лекциях в Сорбонне в 1956-1959 и Ростоу в книге “Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест”. Теория индустриальное общество исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации “традиционных” аграрных обществ к “индустриальным”, сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума.
Именно быстрое развитие техники и становится главной детерминантной социально-экономического развития. Основные компоненты становления индустриальное общество состоят в том, что в процессе его возникновения создается крупное машинное производство (Ростоу), национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком (Арон), с фабричной организацией труда, символом которой является фабричная труба (Тоффлер).
Белл считал, что в индустриальное общество центральными переменными, определяющими его социальную динамику, становятся труд и капитал. Опираясь на этот тезис, Дарендорф утверждал, что в этом обществе основным социальным конфликтом является противостояние вдоль оси собственности между пролетариатом и капиталистами.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Свойственные “традиционным” обществам жесткие социальные перегородки в процессе характерной для индустриальное общество активной социальной мобильности разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению и обогащению гражданских прав, к демократизации общественно-политической жизни.
По мере нарастания могущества индустриализма и повышения роли специалистов в управлении экономикой и другими сферами общественной жизни в индустриальное общество происходит отделение собственности от процесса управления, а реальная власть переходит к “техно структуре” – специфической социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, торговле, рекламе, экспертов в области отношений с общественностью (Гэлбрейт).
Тем самым индустриальное общество предстает в качестве более широкой социальной категории, включающей в себя “капиталистическое общество” в качестве частного случая, преодоленного в процессе дальнейшего развития. На протяжении 70-90-х 20 в. акценты в оценке индустриальное общество основательно сместились в критическую сторону. В частности, утверждается, что современное социально-экономическое развитие привело к отвержению ценностей индустриальное общество, что это общество находится в кризисе, а человечество движется к общественному устройству, “отличающемуся большей способностью к самоизменению, чем индустриальное общество” и которое условно может быть названо “постиндустриальным обществом”.
Индустриальное и постиндустриальное общество
Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.
Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
Отличия:
1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)
2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)
3. Интенсивная урбанизация
4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры
5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования
6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)
7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")
8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")
9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.
Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.
Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.
Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.
Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.
Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").
На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.
Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".
Черты индустриального общества
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
4. Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.
Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).
Новое индустриальное общество
Книга под таким названием вышла в 1967 г. Трактуя современный капитализм как "новое индустриальное общество", Гэлбрейт считает его главным составным элементом индустриальную систему, под которой разумеет систему крупных корпораций. Крупную корпорацию, составляющую основу индустриальной системы, он трактует как олигополию, осуществляющую несовершенную, т.е. неполную монополию. Тенденция развития индустриального общества - усиление экономических позиций крупных корпораций. Последние контролируют все сферы хозяйства, производство, научно-технический прогресс, рынок, капиталовложения.
Второй характерной экономической чертой нового индустриального общества у Гэлбрейта выступает существенное усиление экономической активности государства.
Третьей особенностью экономики индустриального общества является ее плановый характер. Гэлбрейт полагает, что современная зрелая корпорация (в отличие от предпринимательских корпораций прошлого времени) подчинила рыночный механизм своим целям, ничего общего не имеющим с капиталистическими прибылями. Зрелая корпорация устраняет конкуренцию, а вместе с ней и стихию рыночных отношений. Более того, она стремится ликвидировать рынок как таковой и обеспечить плановое ведение хозяйства. Планирование капиталистической экономики Гэлбрейт выводит из потребностей производительных сил. Своим тезисом о плановом характере индустриального общества он стремится доказать свою центральную идею о переходе от капитализма к некапиталистическому обществу.
Четвертой чертой индустриального общества, по Гэлбрейту, выступает процесс слияния "индустриальной системы" с государством. Этот процесс он непосредственно выводит из требований современной техники. Под "техникой" же Гэлбрейт понимает применение научных и иных видов систематизированных знаний для решения практических задач. Столь широкая трактовка "техники" не связывает ее непосредственно с производством. Она легко охватывает и неэкономические сферы.
По Гэлбрейту, техника включает в себя следующие элементы: науку, рабочую силу рабочих и инженеров, машины, разделение общественного труда. Следовательно, в трактовке ученого термин "техника" выходит за рамки орудия труда и приближается к категории производительных сил общества. Он пишет: "Требования, диктуемые технической организацией общества… - вот что определяет облик экономического общества". Эта идея проходит красной нитью через всю его книгу. Роль крупных корпораций, замену рыночного механизма планированием, государственное вмешательство в экономику - все это Гэлбрейт выводит из требований научно-технической революции.
Рассматривая современное "западное общество", Гэлбрейт акцентирует внимание на коренном изменении его социально-экономической сущности, на преодолении капиталистической, буржуазной природы. По его суждению, Маркс был прав по отношению к прошлому, но в современных условиях все изменилось: капиталисты утратили свое господствующее положение. Власть переходит от собственников капитала к "техно структуре", т.е. к коллективу специалистов-управляющих. Эта техно структура занимает автономное положение в корпорациях и определяет иные цели, нежели нажива.
То, что Гэлбрейт называет техно структурой, фактически представляет собой рабочий аппарат управления корпорациями. Он полагает, что буржуазия сходит с исторической арены. Вместе с тем идет "депролетаризация" рабочего класса. Основанием для этого он считает процесс возрастания доли наемных рабочих, занятых в большей или меньшей мере умственным, квалифицированным трудом, так что рабочий класс размывается. Гэлбрейт делает заключение о том, что антагонизм интересов, ранее характерный для отношений рабочих и предпринимателей, теперь устранен.
Принципиальное различие социально-экономических систем капитализма и социализма с точки зрения теории индустриального общества представляется несущественным. Будущее, по Гэлбрейту, - это конвергенция, т.е. сближение и слияние различных систем, представляющих собой лишь особые разновидности индустриального общества.
Наряду с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе.
Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами.
Признаки индустриального общества
Признаки индустриального общества:
- урбанизация;
- индустриализация;
- классовое деление общества;
- классовый антагонизм;
- переход власти в руки собственников;
- представительная демократия;
- относительно малая социальная мобильность.
Постиндустриальная стадия
О новом этапе развития индустриального общества социологи заговорили во второй половине XX века, когда темпы научно-технического прогресса превысили все мыслимые пределы. Потребовалось новое понятие, лучше отражающее социальные реалии. Им стало «постиндустриальное общество», придуманное Д. Беллом. Кроме него используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супер индустриальное общество», «третья индустриальная революция», «кибернетическое общество».
70-е годы XX века послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества. Он характеризуется появлением невиданных средств производства - информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе.
В середине 70-х годов в развитых странах резко сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве: в Японии до 15%, в Германии до 10%, в США до 5%, а также занятость в промышленности: в Японии - 36%, в Германии - 46%, США - 30%, Англии - 41 %. Напротив, занятость в сфере обслуживания растет: в США до 65%, Японии до 50%, Германии до 45%, Англии до 43%.
Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства.
К 2000 г. так называемые «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составили в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени, так как производительность труда «надомников», работающих с компьютерами, возрастает в четыре раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Известный американский футуролог Алвин Тоффлер придумал им особое название - когнитариат. Так он обозначил основную производительную силу постиндустриального общества - пролетариев умственного труда.
Признаки постиндустриального общества:
- развитие сферы услуг - науки, образования, здравоохранения, всех отраслей экономики, создающих комфортные условия жизни;
- стратификация;
- менеджерская революция;
- большая подвижность людей в обществе;
- снижение престижа промышленного труда;
- социальный мир.
Социальный прогресс
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, прогрессирует. Прогресс – это результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации.
Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда - и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения.
Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации - города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.
Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории.
Регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - коренное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого общества. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах обществах или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Пример - введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения.
Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - политических реформ.
Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям, они вполне могут сравниваться с революциями. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинской реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения), но позже вовлекают все общество. По своей продолжительности реформы и революции могут не различаться.
Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Октябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро составил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация рассматривались как продолжение Октябрьской революции. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.
Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества.
На самом деле, полагают археологи и этнографы, ни одно открытие последних 10 тысяч лет не идет ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых важных революций - приручению животных и окультуриванию растений. Распространение земледелия считается вторым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.
Неолитическую революцию обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII - XIX веков, которая привела к смене феодального строя капиталистическим. Считается, что неолитическая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.
Промышленная революция длилась 100 лет, а неолитическая - 3 тысячи лет.
Промышленная революция положила начало процессу модернизации.
«Модернизация» в мировой социологии понимается как общественный процесс, в ходе которого прежде аграрные, исторические и современные общества становятся развитыми. Термин включает в себя индустриализацию, создание рыночных отношений (К. Маркс), представительную демократию с партийной системой, социальную дифференциацию (Э. Дюркгейм), «рационализацию» мировоззрения (М. Вебер) и другие процессы. Более специфически к модернизации подходят теории структурного функционализма, сформированные под воздействием взглядов Т. Парсонса.
Их главные принципы:
1) современное общество противопоставляется традиционному, доиндустриальному, которое рассматривается как препятствие экономическому развитию;
2) все общества должны пройти через похожие эволюционные стадии;
3)для ухода от традиций странам «третьего мира» требуется помощь либо со стороны собственной модернизаторской элиты, либо извне – со стороны развитых стран путем инвестирования в экономику и образование;
4) предпочитаемый результат – формирование общества, подобного западноевропейскому и американскому (США).
Итак, все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет - система общечеловеческих ценностей.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английского "модернизация" означает «осовременивание». Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации - США и Западная Европа - целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.
Ценности индустриального общества
На первое место в ряду базовых ценностей индустриального общества можно с полным основанием поставить свободу. Индустриальную общественную систему нередко называют пространством личной или индивидуальной свободы человека свободным миром.
Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают, ради нее идут на ограничения и жертвы. Свободу считают неотчуждаемой (Руссо: "человек рождается свободным..."), как и те права, права человека, на которые ее "распаковывают" в политико-правовом пространстве бытия. Она, по общему убеждению, дает стимулы к развитию, индуцирует социальные изменения, лежит в основе личных инициатив, творческих прорывов, инновационных предприятий, дел, начинаний. Свобода наделяется моральной императивностью. Человек должен быть свободным, потому что он должен быть (стать) человеком. Несвобода оскорбляет личное достоинство человека, вызывает внутренний протест, воспринимается как моральная ущербность. "Объемом свободы", приходящимся на душу населения (одного человека), измеряют общественный прогресс.
Различают при этом "свободу от" - от насилия, принуждения, зависимости, от вмешательства государства в личную жизнь человека, и "свободу для" - для самореализации и действий по собственному почину или внутреннему побуждению, для сохранения своей индивидуальности, возможности и способности быть самим собой. Есть свобода добра (творить добро) и свобода зла (творить зло). Корень один - свобода.
Только в первом случае она положительная, конструктивная, а во втором - отрицательная, деструктивная. Зло, в конечном счете, выступает как злоупотребление свободой. Радикально, раз и навсегда избавиться от него можно только одним способом, - отменив, запретив свободу. Тогда действительно исчезнет зло, ибо нечем будет злоупотреблять. Но не станет вместе с тем и самой свободы.
Лишить мир зла, значит, лишить его и свободы. Зло, сопровождающее свободу, полностью и окончательно устранить нельзя, но его можно и нужно сокращать - до каких-то терпимых пределов. Что и делается с помощью социально-нормативных, прежде всего, моральных и правовых, ограничений, установления индивидуальных границ в виде свободы другого, совершенствования системы образования и воспитания, расширения возможностей и условий, или умножения ниш, для совершения позитивного выбора. Все это приучает человека к ответственному отношению к свободе как некоему общему достоянию.
Становление индустриального общества
Становление индустриального общества в России в утверждении капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе только в 30 – 40-е гг. XIX в. Связанное с заменой ручного труда машинным, развитие капиталистической мануфактуры, как и во всех странах, прежде всего, происходило в лёгкой промышленности.
На очереди встала следующая задача – капиталистическая индустриализация. Однако в течение трёх десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом довольно скромным (2,5 – 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьёзным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырьё и оборудование для строительства железных дорог. Важнейшие шаги на этом пути, связанные с именем графа
С. Ю. Витте, были сделаны с середины 90-х гг. Многие из современников сходились в том, что как государственный деятель Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обострённым «чувством жизни и её потребностей». Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 гг. Он стремился приблизительно за 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страныю
Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного промышленного развития он предполагал достичь за счёт трёх основных источников накопления – привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жёсткой налоговой политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов. «Открытие» России иностранным капиталом произошло в 50-е гг. XIX в, но тогда экономика.
России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объёме ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать в России огромные сырьевые ресурсы, низкая конкуренция и дешёвая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли. Обращение Витте к иностранному капиталу, естественно, привлекло к серьёзной политической полемике, особенно в 1898 – 1899 гг. между ним и теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали.
с иностранными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчинённое положение по отношению к иностранным вкладчикам и утерять национальную независимость с другой. Со своей стороны, Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать запад. Стремление к индустриализации и западнические настроения шли рука об руку. Огромные темпы промышленного роста – самые высокие в мире были обусловлены тем, что
Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь – капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой проведения капиталистической индустриализации в России. Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 50 – 70 гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом.
К 1892 г. государство находилось на грани финансового банкротства. Финансовая реформа Витте 1897 г. по накоплению золотого фонда позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют. Ещё одним препятствием приложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при котором стимул к развитию отечественной промышленности отсутствовал.
Традиционное и индустриальное общество
Традиционное общество - это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ - сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу. Индустриальное общество - это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества - промышленность.
Определение культуры
Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют "можно" и "нельзя" социальной жизни. Функции культуры: Коммуникативная Связана с накоплением и трансляцией социального опыта в ходе совместной деятельности. Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.
Основные элементы культуры
1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению и каузально. Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями, как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор – что считать ценностью, а что нет.
Теория культурного конфликта
Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д.
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника;
.• постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат - изменение социальной структуры самого общества.
Субкультура и контркультура
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.
Понятие личности
Человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей само тождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность.
Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.
Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.
Социализация личности
Представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
Особенности индустриального общества
В последние десятилетия неоднократно транслируются высказывания о том, что философия не соответствует потребностям и интересам граждан в современном обществе, а преподаватели учебных курсов по философии продолжают работать в устоявшихся десятилетиями схемах и не желают, в соответствии с требованиями времени, осмысливать возникающие проблемы. Доля истины в таких рассуждениях есть. Но не все так явно и ясно как для обучаемых, так и для обучающих.
Философия - сложное, изменяющееся явление социокультурной действительности, появившееся задолго до нашей эры. И достаточно длительный период истории человечества философия и наука рассматривались как единое целое. Но, несмотря на сложные и неоднозначные отношения между философией и наукой, между ними все-таки больше сходства, чем различий.
Прежде всего, сходство состоит в том, что они пытаются понять и объяснить многообразный окружающий нас мир, сущность человека и его взаимодействие с этим миром. Современное постиндустриальное общество формирует культуру, которая пытается преодолеть различия между тем, что было, и тем, что есть. Через ценности, нормы, символы оно пытается сохранить все значимое и актуальное в традиционной культуре и одновременно соответствовать духу времени.
«Современное культурное сознание характеризуется противостоянием двух теорий современной эпохи. Согласно одной из них мы живем еще в эпоху модерна, проект которой, несколько рассеянный, диффузный, еще должен быть завершен. Другая теория рассматривает настоящее как эпоху постмодерна, которая должна сохранить определенные импульсы предыдущей эпохи (правовое государство, права человека) и одновременно развить их дальше в новый синтез субстанциальности и модернизации» Существующее противостояние можно проследить, анализируя социокультурные характеристики индустриального и постиндустриального общества.
В индустриальном обществе тип социальности представлен вещными отношениями, где преобладает накопленный капитал над живым трудом, а человек является носителем труда. Отношения же в других сферах общества воспринимаются через товарно-денежные отношения. На функционировании духовной жизни этот тип социальности сказывается следующим образом. Техника и технология индустриального общества оказывают воздействие на человека как активного преобразователя природы. Эта господствующая установка позволяла через влияние материальных факторов преобразовывать мир, где техника часто представала главной движущей силой. Восприятие мира человеком формируется с точки зрения функциональной предметности, где форма и структура предмета определяют его функцию. Доминирует массовость производства, где основными показателями являются количественный рост, объемы, размеры и т.п. Главенствует лозунг: не важно, на что и как израсходованы средства, главное - рост любой ценой. Стандартизация жизни: единые требования к товару, рабочей силе, органам управления и т.д.
Высокая энергоемкость производства и в целом жизнедеятельности общества; потребление энергии является критерием уровня жизни. Существенное влияние техники на восприятие человеком времени: не оглядываясь в прошлое, скорейшее его преодоление и быстрейшее продвижение вперед; эстетика мировосприятия на уровне преклонения перед скоростью, мощью, масштабностью и т.п. Создание новых коммуникационных технологий, позволяющих преодолеть барьер, разделяющий пространства.
Формирование новых моделей мышления, связанных с уменьшением воздействия гуманистических, гуманитарных принципов перед естественнонаучными. С данными тенденциями соотносятся функциональные ценности, прежде всего, добродетель и успех, где культура воспринимается как достижимая цель. На уровне массовой культуры человек вырывается наверх и иногда достигает вершины. Но сохраняется противоречие между должным и сущим, что, например, иллюстрирует произведение М. Пьюзо «Крестный отец», где показано двойственное отношение к незаконным путям достижения успеха. Достичь успеха можно любыми средствами, сохранив при этом добропорядочность.
В качественно новых формах реализуется ценность индивидуализма, где на первый план выдвигаются права и свободы личности, равенство возможностей, которые имеют свои границы в рамках правовой системы. Тесно взаимосвязаны между собой активность, труд, потребительство, где человек является и производителем, и потребителем. Универсализм способствовал формированию представлений в обществе об универсальности образа жизни.
Всеобщая вера в прогресс опиралась на лозунг: все новое лучше старого. И, соответственно, доминировало уважение к науке и технике, от которых ожидали скорейшего решения экономических, экологических, социальных проблем. Распространение всеобщего образования обеспечило перемещение значительного количества социальных групп и, соответственно, их культурное сближение не только по горизонтали, но и по вертикали социального взаимодействия. Но одновременно с этими, в общем, позитивными явлениями, в жизнедеятельности индустриального общества проявлялись противоположные тенденции.
Прежде всего, речь идет о социальном и духовном отчуждении человека. В культуре индустриального общества, в отличие от традиционной патриархальной культуры, доминировала тенденция деления времени на производственную деятельность и досуг, где, как предполагалось, человек мог реализовать свои индивидуальные начала. Но не каждому это удавалось, что приводило к срывам в трудовых ориентациях и антитехницистским настроениям.
Такое состояние потребовало введения культурных регуляторов в форме массовой культуры, функции которой можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, обеспечение расширенного потребления, то есть массовая культура формирует стили и формы потребления, на которые ориентирована вся производительная сфера;
- во-вторых, адаптация индивида к новому культурному типу, то есть человек овладевает соответствующими стилями жизни, учится адекватно реагировать на непредвиденные ситуации, формирует такие качества как индивидуальный успех, догадливость, изворотливость, умение опередить конкурента и т.п.;
- в-третьих, компенсирующая функция, то есть отвлечение человека от концентрации собственных усилий на каком-то одном объекте деятельности; в-четвертых, манипулирующая, то есть формирование, управление.
Распространение массовой культуры осуществляется при помощи разнообразных форм, способов, средств. Культура постиндустриального общества, в отличие от культуры индустриального общества, развивается еще более динамично. Философский анализ наиболее существенных тенденций позволяет говорить о том, что этот переход делает мир все более взаимосвязанным. «Обычно с XXI веком связывают дальнейший научно-технический прогресс, и, прежде всего, освоение космоса, развитие биотехнологий, создание роботов.
Однако главные прорывы прогресса и знаний в будущем веке произойдут не столько вследствие НТП, сколько благодаря расширяющемуся пониманию того, что означает быть человеком».
Переход от форсированного технологического развития к передовым технологиям требует нового качества трудовых ресурсов и их способности к инновациям. Культура постиндустриального общества способствует преобразованию способов проведения свободного времени. Это связано, в первую очередь, с тем, что искусство пытается конкурировать со спортом в проведении досуга человеком, что влечет за собой изменение привычек времяпрепровождения в рамках одного поколения. Искусство оказывает все большее влияние на образ жизни.
Пропаганда в искусстве современного типа личности и стиля жизни в их разнообразии оказывают воздействие на отдельных индивидов, социальные группы, жителей регионов. Ренессанс искусств является существенным фактором экономического развития, не менее значимым является и чисто коммерческий фактор, так как промышленные предприятия, корпорации осознают, что обращение к искусству способствует формированию благоприятного образа и позволяет привлечь потребителей. Переход от иерархических структур к сетевым позволяет формировать новый тип производства. На рынке выше всего ценится новое, поэтому небольшие предприятия получают широкое распространение, так как им легче опробовать и выбросить на рынок принципиально новые технические идеи.
Поэтому крупные корпорации создают гибкие децентрализованные организационные структуры, заменяют иерархические системы управления сетевыми, стараются сделать работников причастными целям корпорации. Лозунг кадровой политики: «Высоким технологиям - высокая техника контактов с людьми». На смену принципам жесткой дисциплины фордистско-тейлористской системы приходит постепенное повышение квалификации персонала, увеличение его самостоятельности, закрепление большей ответственности. Благодаря динамичному развитию мировой экономики, коммуникационных систем и международного туризма развитие контактов между жителями различных регионов осуществляется быстрыми темпами, что способствует появлению нового и универсального стиля жизни. Этот стиль основывается на потребительских запросах, которые все более косм политизируют современный мир.
Но одновременно существует мощное противодействие единообразию, инородному влиянию, связанное с желанием сохранить специфику национального культурного типа. Тенденция к общему международному стилю жизни и глубинная тенденция к возрождению культурно-языкового национализма не противоречат друг другу, а являются взаимозависимыми. Формирование глобального стиля жизни осуществляется благодаря взаимопроникновению и смешению привычек в отношении предметов потребления, сферы досуга, моды, поскольку эти привычки имеют достаточно поверхностный характер. Угрозу культурным ценностям представляет складывающийся дисбаланс в области культурного обмена. Распространение коммуникационных систем позволяет передавать фундаментальные ценности так же, как и литературу.
Развлекательные передачи, сочетающие языковые и образные средства выражения, легко преодолевают границу поверхностной коммуникации и вторгаются в область культурных ценностей. Можно сказать, что чем большее влияние народы мира будут оказывать друг на друга, тем более они будут стремиться к сохранению собственного национально-культурного типа. Одной из самых существенных тенденций является приоритет личности. Именно личности изменяют себя прежде, чем пытаются изменить общество. Отдельные личности воздействуют на изменения в обществе не менее эффективно, чем социальные институты. «Культура рекомендуется сегодня как ключ к инновациям и общественному развитию, она облегчает введение новой техники и ее общественное “признание”, способствует международному обмену и взаимопониманию.
Культура, как говорится, должна быть через посредство всех социальных индикаторов и показателей роста последним критерием общественного развития… Культура более ресурсосберегаема, чем другие потребители свободного времени, например определенные виды спорта или материальное потребление»3. Экономические и политические реформы в постиндустриальном обществе уже не так эффективны. Поэтому важно умение обращать внимание на философский аспект жизненных процессов, явлений, с которыми сталкивается в повседневной практике каждый человек. А это требует не столько высокой теоретической подготовки, хотя это конечно важно, сколько искусства применять философский анализ к реальной действительности, с философских позиций трактовать факты и конкретные явления.
В то же время, методологическое значение философских категорий как универсальных, предельно абстрактных понятий, ограничивает возможности использовать конкретные примеры из повседневности. Часто бывает так, что возникает противоречие: либо предельное абстрагирование, либо сведение к частностям, которые иллюстрируются категориями философии. Это действительно сложная задача: умение сочетать философские категории, имеющие общеметодологическое значение для науки и практики с конкретной действительностью, которую они призваны объяснить. Но в этом и состоит разумное сочетание науки и искусства в процессе философствования.
Теория индустриального общества
Джон Гэлбрейт (1908) – один из известных представителей современного институционализма, ввел термин «техноструктура» и разработал теорию техно структуры и уравновешивающих сил (индустриального общества).
В работе Гэлбрейт «Новое индустриальное общество» с разных сторон анализируются изменения, происходящие в обществе. На первый план выдвигаются проблемы экономической власти, управления экономикой, проблемы эволюции социально-экономических систем.
С усилением власти техно структуры, к которым относятся управляющие, специалисты, ученые, обеспечивающие функционирование крупных корпораций, изменяются мотивы экономической деятельности.
В его теории побудительных мотивов выделяются следующие: принуждение, денежное вознаграждение, приспособление или отождествление своих целей с целями фирмы, увеличение продаж как средство роста корпорации.
Отмечается «парадокс денежного вознаграждения»: чем выше уровень оплаты, тем меньше значение чисто денежных стимулов; сильнее проявляются другие мотивы; значение денег по сравнению с иными мотивами снижается. Парадокс денежного мотива состоит в том, что чем выше уровень оплаты, тем меньше его значение относительно других мотивов».
Перед обществом и экономической наукой возникают новые задачи. Оно способно производить значительное количество предметов первой необходимости, и производство вещественных благ в качестве первой цели становится все менее важным. На первый план выдвигаются другие, не чисто материальные потребности, а медицинское обслуживание, образование, транспорт, экология.
Гэлбрейт является автором теории уравновешивающих сил.
Основной смысл этой теории – погасить социальные катаклизмы, обеспечить экономическую эффективность и соблюдать следующие принципы:
1. необходимо противопоставить силу монополий – госпланирование;
2. изменить природу государства;
3. контроль над правительством переключить от техно структуры к ученым и профессорам;
4. повысить роль «третьей силы» (профсоюзов, других организаций).
Джон Гэлбрейт предупреждал о том, что варианты перехода к экономике «свободного предпринимательства», предлагавшиеся нам западными экспертами, не могут быть осуществлены, т.к. не отвечают реальности.
Предлагаемые конструкции «существуют только в умах и даже надеждах их авторов», доказал об ошибочности западных «специалистов», о необходимости очень осторожного и тщательного подхода к проведению социальных реформ и подчеркивал важность сохранения в стране социальных завоеваний.
Характеристика индустриального общества
Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землепользования и землевладения.
Начиная примерно с XVII века, в процессе становления машинного производства, на первый план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колеса), а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена паровая машина, а в конце XIX века – двигатель внутреннего сгорания).
В конце XIX века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине ХХ века человечество овладело атомной энергией. В 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая атомная электростанция. Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров. Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть, сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.
Таким образом, переход к индустриальному обществу был связан со второй промышленной революцией и протекал одновременно во многих странах мира. Её результаты особенно отчетливо проявились в середине ХХ столетия. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи в естествознании конца ХIX – начала ХХ века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории. Огромное практическое влияние оказало на развитие промышленности изобретение электричества и радио.
Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.
Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет. Обычно, промышленность разделяют на добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, то есть внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного.
Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.
Характеристика информационного общества
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины ХХ века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Важно не только произвести большое количество продукции, но и сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.
В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно применять имеющуюся информацию. Известно, что прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору, переработке информации (ее восприятие, анализ и выработка наиболее рационального решения), выбору исполнителя какой-либо деятельности. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.
В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности дает возможность обеспечить доступ к надежным источникам информации, избавить людей от рутинной работы, ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он стал более «информационно емким», и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.
В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость морально-нравственных ценностей и культуры досуга. Одной из важных информационных сред является культура общества. Понятие «культура» подразумевает: музыкальное, поэтическое, изобразительное творчество, взаимное уважительное, достойное отношение человека к человеку и его труду. Информационная культура связана с социальной природой человека.
Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• обязательные документирование, регистрация и лицензирование создаваемой информации;
• использование, обработка и распространение информации с разрешения собственника (частного лица, учреждения или государства);
• защита информации от несанкционированного доступа и копирования;
• запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, являющейся конфиденциальной (о частной жизни; составляющей личную тайну или тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных видов сообщений);
• соблюдение правовых норм владения, хранения и использования информации, информационных технологий, программных продуктов;
• в способности использовать в своей деятельности информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
• в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.