Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Предпринимателю » Права франчайзинга

Права франчайзинга

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО "Акса" Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Франчайзинг

Вернуться назад на Франчайзинг
Не забываем поделиться:


Не тратиться на рекламу, не бороться с конкурентами, а просто получать прибыль под уже известным именем. Это – голубая мечта многих потенциальных бизнесменов, которая, впрочем, легко может стать реальностью.

Франчайзинг, или договор коммерческой концессии, как он именуется в российском законодательстве, предполагает, что одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать торговую марку, бренд и т. д. (ст. 1027 ГК). Договор может быть срочным или бессрочным.

Виды франчайзинга

Различают три основных вида франчайзинга в зависимости от того, какие права предоставляются в пользование. Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером (правообладателем) и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи (правополучатель) ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.

Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.

Сервисный франчайзинг характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя, которая передает ему в пользование сразу несколько запатентованных ею прав. И при этом франчайзи уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети быстрых закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

Взаимовыгодная концессия
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии присутствуют две стороны, одна из которых является владельцем «раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать. При этом обе стороны могут быть как коммерческими организациями, так и индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 1027 ГК).

Для крупных компаний коммерческая концессия является прекрасной возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право работать под его маркой. Для франчайзи это – шанс открыть собственный бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников фирмы-франчайзи методам работы и гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом провополучатель не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая репутация «защищена именем» компании-франчайзера. Нередко фирма – получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с банками соглашение о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более выгодных, условиях.

Условности договора

Договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК). Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ Минфина № 105н). Если франчайзером по соглашению выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой инспекцией компании-пользователя.

Если предметом договора является передача авторского права, прав на изобретение, полезных моделей и т. д., то такое соглашение должно быть зарегистрировано еще и в Роспатенте в соответствии с приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам № 64.

Вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут быть выплачены в форме фиксированных разовых платежей или периодических (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030 ГК).

Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть прописано обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории.

Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания. Другое популярное ограничение для получателя прав – необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчайзи. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: намерения не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае подобные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).

Франчайзинг в проводках

Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга (выступить в роли франчайзи), то при ведении бухгалтерского и налогового учета надо будет учесть ряд особенностей.

Предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем.

Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть забалансовый счет, например 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование».

Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет неодинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.

Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).

Что с прибылью?

Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве № 20-08/3582).

При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК). А вот если фирма работает «по начислению», то разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК).

От НДС не уйти

Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК).

Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.

тема

документ Унитарное предприятие
документ Некоммерческие организации
документ Цели компании
документ Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Как можно наполнить половину бочки водой, не пользуясь никаким измерительным прибором?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Чем этого больше, тем меньше вы видите...

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году
Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



©2009-2023 Центр управления финансами.