Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию.
Рыбохозяйственные организации также признаются налогоплательщиками ЕСХН (п.2.1 ст.346.2 НК РФ).
Организации (индивидуальные предприниматели), которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять ЕСХН.
Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим — это ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).
Доходы ЕСХН
Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ установлено, что доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В пункте 2 статьи 249 НК РФ налогоплательщику предписывается, при определении объема выручки от реализации включать все поступления, как в денежной, так и в натуральной формах, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.6 НК РФ доходы, полученные в натуральной форме, определяются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 40 НК РФ (по текущей рыночной цене), без включения в них НДС.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов (пункт 2 статьи 346.6 НК РФ).
Внереализационные доходы определяются в соответствии со ст. 250 НК РФ (пункт 1 статьи 346.5 НК РФ).
Внереализационными доходами налогоплательщика ЕСХН могут признаваться, в частности, доходы:
«1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации».
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлены в ст. 275 НК РФ. На основании статьи 275 НК РФ в качестве дохода от долевого участия в других организациях признаются дивиденды, полученные по результатам деятельности.
Под дивидендами признаются любые доходы, полученные акционерами от участия в совместной деятельности при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения (в виде процентов по привилегированным акциям), а так же принадлежащим организации-акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Если доходы получены от источников вне территории Российской Федерации, но непосредственно в соответствии с законодательством иностранного государства относятся к дивидендам, то данного вида доходы так же будут отнесены к дивидендам.
К дивидендам можно отнести любые выплаты, обладающие следующими признаками:
- выплаты производятся акционерам (участникам общества);
- выплаты производятся при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения;
- выплаты производятся в связи с участием в уставном (складочном) капитале организации;
- выплаты производятся пропорционально долям участия.
При рассмотрении гражданско-правового и налогового понятий дивидендов прослеживается значительное разночтение.
Так, в гражданском законодательстве понятие дивиденды связывается с акционерными обществами. Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона №208-ФЗ источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. В обществах же с ограниченной ответственностью это доходы от участия в уставном капитале (статья 28 Федерального закона №14-ФЗ). Таким образом, источником выплаты дохода участникам акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью является прибыль после налогообложения. Только в акционерном обществе этот доход называется дивидендом, а в обществах с ограниченной ответственностью это доход от распределения прибыли после налогообложения. Именно поэтому налоговое законодательство не делает такого различия в целях исчисления и уплаты налогов, включая дивиденды по акциям в акционерных обществах и доход, получаемый участником общества с ограниченной ответственностью при распределении прибыли после налогообложения.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон №58-ФЗ) в НК РФ, доход, направляемый на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации, не признается внереализационным доходом.
«2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса)».
Доход от продажи (покупки) иностранной валюты возникает, когда курс продажи (курс покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
«3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба».
За нарушения договорных обязательств в соответствии со статьей 330 ГК РФ может быть предусмотрена уплата должником кредитору неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) и убытки могут быть уплачены (возмещены) добровольно либо взысканы в судебном порядке.
Штраф – это денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров, определенных правил.
Под штрафом (пеней, неустойкой) на основании статьи 330 ГК РФ понимается:
«Статья 330. Понятие неустойки
1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства».
Следовательно, для того, чтобы суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций, а также суммы возмещения убытков или ущербов были включены в состав внереализационных доходов, они должны быть признаны должниками. При этом признание должника должно выражаться в каком-либо документе.
«4) от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса».
В соответствии с данным пунктом учитываются доходы от любого вида аренды, в том числе это относится и к субаренде, прокату, лизингу в случаях, когда указанные операции не определяются налогоплательщиком в качестве основного дохода от реализации.
«5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса».
На основании действующего законодательства к объектам «интеллектуальной собственности» в частности относятся:
• в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» - это объекты авторских прав, а именно произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности гражданина и существующие в какой-либо объективной (объективированной) форме;
• в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации №3517-1 «Патентный закон» – это объекты промышленной собственности, а именно изобретения, полезные модели, промышленные образцы, права на которые подтверждаются патентом (касается изобретения и промышленного образца) или свидетельством (касается полезной модели);
• в соответствии с Законом Российской Федерации №3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Закона Российской Федерации №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» - это программы для ЭВМ и базы данных, а также топологии интегральных микросхем;
• а так же и приравненные к ним средства индивидуализации, а именно:
- фирменное наименование юридического лица;
- товарные знаки и знаки обслуживания, правовые отношения с их регистрацией, охраной, а так же использованием регулируются Законом Российской Федерации №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест производства товаров» (далее - Закон №3520-1).
У юридического лица с момента его государственной регистрации возникает право на использование фирменного наименования.
На основании статей 2, 8 Закона №3520-1, права на товарные знаки и знаки обслуживания подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми Российским агентством по патентам и товарным знакам.
На основании авторского или лицензионного договора, договора франчайзинга могут быть предоставлены права на итоговые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации прочими лицами.
«6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса)».
Согласно пункту 3 статьи 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Особенности отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам налогоплательщика по налогу на прибыль организаций, установлены в ст. 269 НК РФ.
Перечень сделок, проценты по которым налогоплательщиком относятся к внереализационным расходам, в соответствии с этим пунктом не является закрытым. Регулирование отношений, связанных с предоставлением заемных и кредитных средств основано на действии главы 42 «Заем и кредит» ГК РФ.
При формировании доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада и прочих долговых обязательств, следует помнить, что правила выплаты процентов по договору займа и кредитному договору установлены статьями 809, 819 ГК РФ.
«7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 настоящего Кодекса»;
8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки».
Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 ст. 248 НК РФ).
При этом оценка доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) осуществляется исходя из рыночных цен, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже следующих показателей:
- остаточной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ – по амортизируемому имуществу;
- затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (работам, услугам).
Обязанность подтверждения рыночных цен возлагается на налогоплательщика-получателя имущества (работ, услуг).
Все информационные материалы о ценовой политике должны быть подтверждены документально или путем проведения независимой оценочной экспертизы.
Источниками формирования информации о рыночных ценах могут быть признаны:
- официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту регистрации) продавца или покупателя бирже. В случае отсутствия сделок такого плана на этой бирже или в случае реализации (приобретения) на прочих биржах – информация о биржевых котировках, проведенных сделках на последних или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина Российской Федерации по государственным ценным бумагам и обязательствам;
- информация государственных органов по статистике, органов регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;
- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Если организация воспользуется услугами оценщика, разногласий с налоговой инспекцией, скорее всего, не возникнет. Ведь для суда решение оценщика неоспоримо, за исключением случаев, когда достоверность оценки вызывает у судей сомнения. Это следует из Федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
«9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемого в порядке, предусмотренном статьей 278 настоящего Кодекса».
В соответствии со статьей 1043 ГК РФ, внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы, признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.
Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, распределяется между товарищами пропорционально стоимости их вкладов (статья 1048 ГК РФ) и подлежит налогообложению.
Согласно пункту 1 ст. 278 НК РФ передача имущества или имущественных прав в качестве вклада по договору простого товарищества не признается реализацией. На основании пункта 3 ст. 270 НК РФ эти расходы не учитываются при налогообложении прибыли.
Распределение прибыли, полученной от осуществления совместной деятельности, производится между организациями-товарищами пропорционально их вкладам, определенным договором.
Участник, уполномоченный на ведение налогового учета товарищества, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого товарища пропорционально его доле в общем доходе товарищества, полученном за этот период.
О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику уполномоченный товарищ обязан сообщать ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующим за отчетным (налоговым) периодом.
В целях налогового учета доходы по договору простого товарищества относятся к внереализационным доходам (пункт 9 статьи 250 НК РФ и пункт 4 статьи 278 НК РФ).
Момент включения этих сумм в налоговую базу зависит от выбранного организацией метода признания доходов и расходов.
При методе начисления датой получения дохода, распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, является последний день отчетного (налогового) периода (подпункт 5 пункта 4 ст. 271 НК РФ).
При кассовом методе датой получения дохода является день поступления средств на расчетный счет или в кассу, поступления иного имущества, имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (пункт 2 ст. 273 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 278 НК РФ установлено, что убытки, полученные товариществом, не распределяются между его участниками и не учитываются ими при налогообложении.
«10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде».
Если по выявленным в отчетном (налоговом) периоде доходам прошлых лет не предоставляется возможным определить конкретное время совершения ошибки (искажения) в исчислении, налоговой базы, то указанные доходы отражаются в составе внереализационных доходов, то есть корректируют налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
В том случае, если при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, возможно, определить период совершения ошибки, то перерасчет производится, базируясь на статью 54 НК РФ. В этом случае в налоговый орган налогоплательщик обязан предоставить уточненную Декларацию по форме, которая действовала в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были выявлены ошибки (искажения).
«11) в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
Положительной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств;
11.1) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях»;
«13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса)».
На основании действующего законодательства Российской Федерации при отражении материальных ценностей или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, их стоимость следует учитывать по рыночной цене, основываясь на положении статьи 40 НК РФ (пункт 5 ст. 274 НК РФ).
«14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации».
В составе доходов этой статьи учитываются использованные не по целевому назначению средства (работы, услуги), перечисленные в подпунктах 6, 8, 14, 22, 23 пункта 1 и пункте 2 ст. 251 НК РФ, подпунктах 38, 39 пункта 1 ст. 264 НК РФ.
В составе доходов, приведенных в этом пункте, не учитываются использованные не по целевому назначению средства бюджетного финансирования. В отношении нецелевого использования бюджетного финансирования применяются нормы БК РФ.
Согласно статье 283 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
По истечении налогового периода, в том случае, если налогоплательщиками было получено имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые средства или средства целевого финансирования, они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
«16) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса)».
Согласно пункту 1 статьи 90 ГК РФ уставный капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. При этом, размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной Федеральным законом №14-ФЗ.
Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, то общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала и зарегистрировать его в установленном порядке. При этом, если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного статьей 14 Федерального закона №14-ФЗ минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Уставный капитал акционерного общества формируется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (пункт 1 статьи 99 ГК РФ). Уставный капитал акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано об этом объявить и зарегистрировать уменьшение уставного капитала в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного статьей 26 Федерального закона №208-ФЗ минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Акционерное общество может уменьшить уставный капитал по решению общего собрания акционеров, путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала общества допускается только после уведомления всех кредиторов в порядке, определяемом Федеральным законом №208-ФЗ. В этом случае, кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Следовательно, при уменьшении уставного (складочного) капитала, в соответствии с требованиями действующего законодательства, возникает доход, который не учитывается при определении налоговой базы (пункт 17 статьи 251 НК РФ).
Уменьшение уставного (складочного) капитала не связанное с действующим законодательством имеет место, когда:
- налогоплательщик – организация обязуется возвратить стоимость соответствующей части взноса (вклада) своему акционеру (участнику). При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 250 НК РФ у налогоплательщика внереализационного дохода не возникает;
- налогоплательщик – организация осуществляет уменьшение уставного капитала с одновременным отказом от возврата соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации. При таком уменьшении уставного (складочного) капитала возникает внереализационный доход.
Таким образом, уменьшение уставного капитала без возврата соответствующей доли учредителям приводит к образованию внереализационного дохода. Уменьшение уставного капитала в связи с тем, что стоимость чистых активов организации оказалась ниже уставного капитала, а также уменьшение уставного капитала с возвратом соответствующей доли учредителям, не приводит к образованию внереализационного дохода.
«17) в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы».
Некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 ГК РФ). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Допускается создание некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
У налогоплательщика – организации возникает внереализационный доход в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) только в том случае, если они уже были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы в текущем или предыдущих налоговых периодах.
Если же налогоплательщик – организация получает возврат ранее уплаченных взносов (вкладов) от некоммерческой организации, но эти суммы не были учтены в составе расходов для целей налогообложения, то суммы указанных поступлений не учитываются в составе внереализационных доходов.
«18) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса. Положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием».
В соответствии с данным пунктом сумма кред
иторской задолженности, списанная по истечении срока исковой давности, включается в состав внереализационных доходов. То, что суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются внереализационными доходами организации и подлежат отнесению на финансовые результаты, подтверждается и арбитражной практикой: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа по делу №Ф08-261/2005-95А, Постановление ФАС Волго-Вятского округа делу №А43-10507/02-32-466, Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу №А44-46/01-С15.
Если Вы списываете кредиторскую задолженность налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации, то включать эту сумму в расчет налогооблагаемой прибыли не нужно.
В соответствии с пунктом 21 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы:
«в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации».
«в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации».
Основными целями инвентаризации являются:
а) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
б) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
в) проверка полноты отражения в учете обязательств.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально – ответственных лиц;
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества;
• в случае пожара, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Особое внимание следует обратить на то, что, на основании пункта 27 Приказа №34н, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация должна проводиться не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов один раз в пять лет.
Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее - Методические указания по инвентаризации), результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. А при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете, то есть на основании пункта 5.5 Методических указаний по инвентаризации выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете проводками за декабрь отчетного года.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Датой получения внереализационного дохода в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации, признается дата принятия к учету этих излишков, аналогично дате признания доходов в виде безвозмездно полученного имущества (подпункт 1 пункта 4 статьи 271 НК РФ).
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ (пункт 5 статьи 274 НК РФ). При этом рыночные цены определяются на дату проведения инвентаризации. Стоимость излишков материалов, выявленных в результате инвентаризации, при передаче их в производство не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как организация не осуществила затрат на приобретение этих материалов. Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации №03-03-01-04/1/19.
В соответствии с пунктом 2 ст. 254 НК РФ стоимость МПЗ в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ.
Итак, мы рассмотрели доходы, учитываемые налогоплательщиком при определении объекта налогообложения по ЕСХН.
Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, не учитываются организациями при определении объекта налогообложения.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. На основании статьи 6 БК РФ субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемыми бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
На основании изложенного, по мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в Письме №03-11-04/1/12, полученные организацией субсидии не учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН.
Обратите внимание, что статья 249 НК РФ, в соответствии с которой определяются доходы от реализации, содержит положение о том, что по выбору налогоплательщика доходы и расходы могут определяться либо по методу начисления, либо по кассовому методу.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются:
- При методе начисления - в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
- При кассовом методе датой получения дохода считается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 346.5 НК РФ:
В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).
Учет ЕСХН
Организации, исходя из показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основе главы 26.1 Налогового кодекса РФ, должны вести бухгалтерский учет.
ИП на ЕСХН должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. В Приказе Минфина России № 169н (в редакции приказа Минфина России № 159н) содержатся детали заполнения Книги учета доходов и расходов.
Сроки и порядок подачи декларации по ЕСХН отражены в статье 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации.
Декларацию по ЕСХН ИП и организациями подается в налоговый орган не позже 31 марта (года, следующего за истекшим налоговым периодом) один раз в год.
Налог ЕСХН уплачивается дважды в год — за полугодие (авансовый платеж по налогу) и за год (статья 346.9 Налогового кодекса).
Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Как определяется налоговая база по ЕСХН:
1. Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
2. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
3. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК РФ.
4. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
5. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 НК. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.
Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Расходы при ЕСХН
При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные доходы на следующие расходы:
1. расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
2. расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
3. расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4. арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5. материальные расходы, включая расходы на приобретение:
- семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала,
- удобрений,
- кормов,
- медикаментов,
- биопрепаратов и средств защиты растений;
6. расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
7. расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
8. расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:
- добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);
- добровольному страхованию грузов;
- добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
- добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
- добровольному страхованию товарно-материальных запасов;
- добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;
- добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
- добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.
9. суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов;
10. суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафов;
11. расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
12. суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;
13. расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
14. расходы на командировки, в частности на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (кроме расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие;
- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
15. плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов;
16. расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
17. расходы на опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);
18. расходы на канцелярские товары;
19. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
20. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
21. расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
22. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
23. расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
24. расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;
25. суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, кроме суммы ЕСХН (N 94-ФЗ);
26. расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов на обязательное и добровольное страхование), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
27. расходы на информационно-консультативные услуги;
28. расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;
29. судебные расходы и арбитражные сборы;
30. расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
31. расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее 3х лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения;
32. расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки (с учетом особенностей) включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения договора аренды, в т.ч.:
- на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
- на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства);
33. расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
34. расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;
35. расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
36. расходы на сертификацию продукции;
37. периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
38. расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;
39. плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
40. расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
41. расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
42. расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции;
43. расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, кроме случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;
44. суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;
45. расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.
Переход на ЕСХН
Анализируя главу 26.1 НК РФ, отметим, что законодательство предусматривает уведомительный порядок перехода на ЕСХН.
В статье 346.3 НК РФ сказано, что организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Указанные налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по местонахождению организации.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ установлен срок подачи заявления: его подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года.
Следует отметить, что НК РФ не установлен порядок подачи заявления в налоговые органы, то есть заявление может передать непосредственно сельхозпроизводитель лично либо отправить его по почте.
Рекомендуемая форма заявления о переходе на уплату ЕСХН (форма №26.1-1) утверждена Приказом МНС Российской Федерации №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Приказ МНС Российской Федерации №БГ-3-22/58).
По информации Минюста Российской Федерации данный документ не подлежит применению как не прошедший государственную регистрацию.
Кроме того, обратим внимание читателей на то, что названная форма носит рекомендательный характер и статьей 346.3 НК РФ не предусмотрена разработка и утверждение налоговыми службами формы заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, поэтому заявление в налоговый орган может быть подано в произвольном виде.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные, установленные пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ:
«о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога».
Другие требования к сведениям, которые должны быть указаны в заявлении, НК РФ не установлены.
Отметим, что в главе 26.1 НК РФ отсутствует норма, закрепляющая обязанность налогового органа подтверждать возможность или невозможность перехода на уплату ЕСХН. Поэтому, если организацией соблюдены все условия, установленные статьей 346.2 НК РФ, она вправе перейти на уплату ЕСХН. Налогоплательщику достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа о получении заявления налогоплательщика с указанием даты (свидетельствует о том, что заявление подано в установленные НК РФ сроки).
Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога определен статьей 346.3 НК РФ.
Вновь созданная организация, изъявившая желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Это установлено пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Благодаря поправкам, внесенным в пункт 2 статьи 346.3 НК РФ Законом №39-ФЗ, дата постановки на учет в налоговом органе - дата, с которой вновь созданная организация может считать себя плательщиком ЕСХН.
Напомним, что постановка на налоговый учет проводится одновременно с государственной регистрацией, соответственно, заявление о переходе на уплату ЕСХН организация может подать с документами для регистрации.
Отметим, что в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа по делу №А33-18061/04-С3-Ф02-5238/04-С1 указано, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в переходе на ЕСХН, в случае подачи заявления о переходе на ЕСХН, после подачи заявления о постановке на налоговый учет. По мнению судей, факт подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет не может повлечь для заявителя последствия в виде отказа в изменении режима налогообложения. Поскольку заявление о применении ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает права налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанного режима налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.
До принятия Федерального закона №16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №16-ФЗ) налоговые органы требовали, чтобы организации, у которых на момент перехода на уплату ЕСХН на балансе числилось имущество, принятый к вычету НДС восстанавливали и уплачивали в бюджет. С принятием Федерального закона №16-ФЗ статья 346.3 НК РФ была дополнена пунктом 8, в котором определено, что НДС, принятый к вычету до перехода на уплату единого сельхозналога, восстанавливать не нужно:
«8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат».
Порядок учета доходов и расходов, при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлен пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ.
Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения, которые в целях исчисления прибыли использовали метод начисления, при переходе на уплату ЕСХН обязаны выполнить следующие правила:
• на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу по ЕСХН включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН.
В данном пункте речь идет о суммах авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), полученных в период применения общего режима налогообложения.
Налогоплательщики, использующие в целях исчисления прибыли метод начисления, определяют доходы в соответствии с требованиями статьи 271 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При получении аванса реализации товаров (работ, услуг) не происходит, так как право собственности на товары (работы, услуги) не переходит к покупателю. Следовательно, суммы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (предстоящего выполнения работ или оказания услуг) не признаются у указанных налогоплательщиков доходом.
Поэтому после перехода на ЕСХН эти суммы учитываются в составе доходов в момент фактической реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, что денежные средства поступили до перехода на систему налогообложения для сельхозпроизводителей.
ЕСХН доходы и расходы
Налогооблагаемыми доходами при системе ЕСХН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности (внереализационные доходы).
Список расходов строго ограничен. В него входят все наиболее распространенные затраты, в частности, заработная плата, стоимость основных средств, издержки на рекламу и т д. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке.
Необходимо учитывать все доходы и расходы. Организации должны заполнять регистры бухгалтерского учета, предприниматели — вести специальную книгу учета доходов и расходов, форма, которой утверждена приказом Минфина России № 169н.
Налогоплательщики ЕСХН применяют кассовый метод признания доходов и расходов. Это значит, что доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда предприятие или ИП погасили обязательство перед поставщиком.
Когда перечислять деньги в бюджет
По итогам полугодия не позднее 25 июля нужно перечислить в бюджет авансовый платеж. Он равен налоговой базе за январь-июнь, умноженной на 6 процентов.
По окончании налогового периода необходимо перечислить в бюджет итоговую сумму ЕСХН. Последний день уплаты — 31 марта следующего года. При перечислении итоговой величины налога следует учесть авансовый платеж, сделанный в течение года.
Как отчитываться по ЕСХН
Отчитываться по единому сельскохозяйственному налогу нужно один раз в год. Декларацию необходимо предоставить не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Отчетность по итогам полугодия не предусмотрена.
Если в течение года налогоплательщик перестал заниматься сельхоз деятельностью, то он должен предоставить декларацию не позднее 25-го числа следующего месяца.
Совмещение ЕНВД и единого сельхозналога
Налогоплательщик вправе по одним видам деятельности начислять «вмененный» налог, а по другим ЕСХН. В таком случае 70-ти процентное ограничение, введенное для плательщиков единого сельхозналога, нужно рассчитывать исходя из всех доходов, в том числе и «вмененных».
Здесь также следует помнить, что согласно Налоговому кодексу, продажа сельхозпродукции собственного производства через свои магазины, торговые точки и столовые на ЕНВД не переводится.
Уплата ЕСХН
Виды деятельности, по которым можно уплачивать ЕСХН:
- производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация этой продукции (доля доходов от реализации с/х продукции должна составлять не менее 70%);
- ИП, осуществляющие рыболовную деятельность, у которых:
- доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 %;
- рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
- численность работников не превышает 300 человек.
Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки 6% на разницу доходы минус расходы.
При этом все расходы должны быть подтверждены документально.
Сроки уплаты налога и представления декларации:
Уплата 2 раз в год.
Сроки уплаты 25 июля и 31 марта.
Представление декларации 31 марта.
Какие налоги еще уплачиваются:
• Земельный – по объектам, используемым в деятельности,
• Транспортный налог – по объектам, используемым в деятельности.
Кассовые операции:
При использовании контрольно-кассового аппарата (расчет наличными денежными средствами с покупателями, заказчиками) нужно вести книгу кассира-операциониста.
Бухгалтерский учет:
Ведется книга учета доходов и расходов ИП, применяющих систему налогообложения для с/х производителей, необходимо документальное подтверждение расходов.
Переход на ЕСХН:
Для работающих ИП – с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления о переходе на ЕСХН. Для вновь зарегистрированных ИП – с момента начала деятельности.
Как перейти на ЕСХН:
Представить уведомление в налоговую инспекцию до 31 декабря года, предшествующего переходу на ЕСХН или в течение 30 дней с момента регистрации в качестве ИП.
Добровольный переход с ЕСХН на другой режим налогообложения:
Возможно с начала календарного года, необходимо уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором осуществляется переход на иной режим налогообложения.
Утрата возможности работать на ЕСХН:
В случае нарушения требований к доле дохода от реализации с/х продуктов, уловов, рыбной продукции – необходимо произвести перерасчет налогов за год в течение месяца после окончания года.
Применение ЕСХН
В налоговом кодексе РФ указан специальный налоговый режим для предприятий сельскохозяйственного комплекса. Особенности и условия применения единого сельскохозяйственного налога (сокращенно – ЕСХН) подробно раскрыты в 26.1 статье Налогового кодекса РФ. Использование такого режима носит добровольный заявительный порядок, может применяться любыми юридическими лицами без ограничений и имеет возможность обратного перехода на классическую систему налогообложения.
Применение ЕСХН возможно для крестьянских и фермерских хозяйств. Основное требование Налогового кодекса РФ на применение ЕСХН касается отнесения организации к сельхозпроизводителям. Доля производства и реализации готовой сельхозпродукции в общем доходе не должна быть менее 70% от всего оборота предпринимательской деятельности в целом. Не соблюдение одного или нескольких требований становиться основанием для отмены режима ЕСХН в принудительном порядке.
Ставка ЕСХН
Ставка ЕСХН составляет 6 % и снимается с налоговой базы (разница между доходами и расходами). Налог в бюджет платится два раза в год. По итогам полугодия, не позднее 25 июля нужно перечислить в бюджет авансовый платеж, а по окончании года итоговую сумму (не позднее 31 марта следующего года).
Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. НДФЛ с зарплаты сотрудников организации уплачиваются как обычно. Что же касается страховых взносов, страховые взносы во внебюджетные фонды уплачиваются по пониженным тарифам.
Общая льготная ставка составляет 20,2%, а именно:
• пенсионный фонд Российской Федерации – 16 %;
- для лиц 1966 года рождения и старше: 16 процентов страховая и 0 процентов накопительная части трудовой пенсии;
- для лиц 1967 года рождения и моложе: 10 процентов страховая и 6 процентов накопительная части трудовой пенсии.
• фонд социального страхования Российской Федерации-1,9%;
• федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,3%.
Следует обратить внимание на то, что предприятия, относящиеся к сельскохозяйственным производителям, но не применяющие систему ЕСХН платят налог на прибыль по пониженной ставке. В период с 2011-2012 налог на прибыль начисляется по ставке 0 %,с 2013-2015 - по ставке 18 %,а с 2016 - 20 %. Компания при переходе на данную систему налогообложения должна просчитывать эффективность и целесообразность перехода на ЕСХН.
Учетная политика ЕСХН
Особенности формирования учетной политики
В настоящий момент методологические и организационные аспекты учета ЕСХН разработаны недостаточно. Тем не менее к разработке учетной политики организациям, уплачивающим ЕСХН, нужно подходить очень тщательно. Учетная политика для целей налогового учета по ЕСХН должна включать:
1. Организационный раздел.
В него входят:
- график документооборота, где утверждаются формы бухгалтерских справок-расчетов по учету доходов и расходов, учитываемых при определении ЕСХН;
- рабочий план счетов, включающий аналитические счета доходов и расходов, влияющих на исчисление ЕСХН.
2. Методологический раздел. В нем необходимо утвердить порядок определения доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для целей исчисления ЕСХН. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСХН, следует разделить на доходы от реализации продукции, работ, услуг и внереализационные доходы. Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны быть поделены на виды (например, расходы на приобретение основных средств, материальные расходы, расходы на оплату труда и т.д.).
В целом учетная политика для целей исчисления ЕСХН должна давать четкое представление о доходах, учитываемых при исчислении ЕСХН, и расходах, уменьшающих полученные доходы.
Учет доходов и расходов у организаций, имеющих филиалы и обособленные подразделения
Систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН могут применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Соответствующая поправка внесена в п. 6 ст. 346.2 НК РФ. Какие-либо разъяснения контролирующих органов о порядке учета доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН организациями, имеющими филиалы, в данный момент отсутствуют. В то же время у указанных организаций возникает немало вопросов о правильности формирования налоговой базы по ЕСХН.
Порядок формирования доходов и расходов, а также порядок консолидации данных налогового учета по ЕСХН следует отразить в учетной политике организации. Для исчисления суммы авансового платежа по ЕСХН филиалы организации должны представить в аппарат управления организации информацию о фактически полученных доходах, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аналогичные данные (о доходах, уменьшенных на расходы), посчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, должны быть представлены филиалами в аппарат управления организации для составления налоговой декларации по ЕСХН.
При составлении налоговой декларации по ЕСХН показатели деятельности филиалов организации и аппарата управления (фактически полученные доходы и произведенные расходы) суммируются, так как декларация согласно ст. 346.10 НК РФ представляется по месту нахождения организации. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России 57н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения".
Расходы, произведенные одним филиалом, но оплаченные другим филиалом или аппаратом управления, включаются в состав расходов филиала, в котором данные расходы были произведены на основании извещения (авизо) об оплате данных расходов. Аналогично учитываются доходы, полученные одним филиалом при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков на расчетный счет другого филиала или аппарата управления.
Следует обратить внимание и на порядок учета расходов при межфилиальной передаче товарно-материальных ценностей. Если товарно-материальные ценности оплачены филиалом - передающей стороной, такие расходы учитываются в составе затрат этого филиала. Если же оплату переданных товарно-материальных ценностей производит филиал - принимающая сторона, такие расходы включаются в состав затрат последнего.
Учет расходов на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов
Для плательщиков ЕСХН предусмотрен отдельный порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и расходов на приобретение (создание) нематериальных активов.
В состав объектов основных средств и нематериальных активов включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов в период уплаты ЕСХН учитываются при определении налоговой базы в полном объеме с момента ввода основных средств в эксплуатацию и принятия на бухгалтерский учет нематериальных активов независимо от их срока полезного использования (пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно (пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ):
- в течение первого календарного года применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования до 3 лет включительно);
- в течение первого года использования режима налогообложения в виде ЕСХН - 50%, второго - 30%, третьего - 20% стоимости основных средств или нематериальных активов (для объектов, имеющих срок полезного использования от 3 до 15 лет включительно);
- в течение первых 10 лет применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования свыше 15 лет).
Определение срока полезного использования объектов основных средств производится исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1. Срок полезного использования объектов основных средств, не указанных в Классификации, устанавливается исходя из технических условий или рекомендаций организаций-изготовителей. Срок полезного использования нематериальных активов определяется по правилам п. 2 ст. 258 НК РФ.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов учитываются только по тем основным средствам и нематериальным активам, которые используются при осуществлении деятельности, переведенной на уплату ЕСХН, и в течение налогового периода принимаются равными долями по итогам каждого отчетного периода (Письмо Минфина России N 03-11-09/30).
Аналогичный порядок учета расходов действует в случае достройки, дооборудования и реконструкции объектов основных средств (пп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Подпунктом 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств должны учитываться с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Признание расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств не зависит от того, за счет каких средств (собственных или заемных) приобретались основные средства (Письмо Минфина России N 03-11-04/1/18).
В Письме N 03-11-06/1/04 Минфин разъяснил, что оборудование стоимостью свыше 20 000 руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев при условии использования его в предпринимательской деятельности также относится к основным средствам, расходы на приобретение которых учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН.
Внимание! Существует вероятность спора с налоговыми органами при включении в состав расходов для целей исчисления ЕСХН остаточной стоимости продуктивного скота, сформированной при переходе с обычной системы налогообложения на уплату ЕСХН, так как амортизация по данному виду основных средств в налоговом учете не начислялась. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка) в соответствии с гл. 25 НК РФ является амортизируемым имуществом и согласно Классификации относится к основным средствам со сроком полезного использования от пяти до семи лет. Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости скота относятся к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по ЕСХН (Постановления ФАС ЗСО N Ф04-562/2009(20516-А03-29), N Ф04-2939/2008(4907-А45-42)).
Если плательщики ЕСХН реализуют приобретенные основные средства и нематериальные активы до истечения трех лет (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет) с момента учета расходов на их приобретение в составе затрат для исчисления ЕСХН, то они обязаны пересчитать исчисленную налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов до даты реализации с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. К сожалению, положения ст. 346.5 НК РФ не уточняют, что понимается под моментом учета расходов - дата начала или окончания списания затрат. Полагаем, что контролирующие органы под указанной датой будут понимать дату, на которую расходы по объекту основных средств будут учтены полностью.
Учет целевых поступлений из бюджета
В настоящий момент возникают споры по вопросу о правомерности невключения доходов в виде целевых поступлений из бюджета в состав доходов при исчислении ЕСХН.
Порядок признания доходов, учитываемых для целей исчисления ЕСХН, определен ст. 346.5 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и безвозмездные целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Вывод о том, что невключение доходов в виде бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН правомерно, нашел отражение в Письме Минфина России N 03-11-04/1/8 и арбитражной практике (Определение ВАС РФ N ВАС-13735/08, Постановления ФАС ЗСО N Ф04-772/2008(197-А27-23), ФАС УО N Ф09-4546/08-С3).
В Письме Минсельхоза России N 16-4/638 со ссылкой на позицию Минфина также указано, что полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.
Между тем в некоторых письмах Минфин разъясняет, что денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий на возмещение затрат, признаются доходом в целях применения ЕСХН и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Данный вывод Минфина основывается на том, что получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом являются орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, а коммерческая организация не обладает статусом бюджетного учреждения. При этом затраты, относимые к расходам, учитываемым при исчислении ЕСХН, возмещаемые из бюджетов разных уровней, должны учитываться данными организациями в полном размере, то есть без уменьшения их на сумму указанных возмещений (Письма Минфина России N 03-11-06/1/37, N 03-11-06/2/150).
По мнению автора, так как к рассматриваемому вопросу в настоящий момент подход неоднозначен, организации следует принять управленческое решение по вопросу включения в состав доходов целевых поступлений из бюджета и закрепить данное положение в учетной политике для целей обложения ЕСХН.
Учет командировочных расходов при ЕСХН
У плательщиков ЕСХН может возникнуть вопрос о том, когда следует признать командировочные расходы - в момент выдачи работнику денежных средств под отчет или когда работник отчитывается по произведенным расходам.
В целях списания расходов при уплате ЕСХН применяется кассовый метод, то есть расходами становятся затраты после их фактической оплаты. Но при этом расходы для определения налоговой базы по ЕСХН принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.5 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Когда денежные средства выдаются подотчетным лицам, приобретения товара, выполнения работы или оказания услуги еще не происходит, а возникает только дебиторская задолженность подотчетных лиц.
Таким образом, вышеуказанные расходы следует отражать в составе расходов для исчисления ЕСХН в тот момент, когда подотчетные лица представляют авансовый отчет с первичными документами, подтверждающими обоснованность и оплату произведенных расходов.
ЕСХН отчетность
Уведомление на ЕСХН вновь созданным организациям необходимо предоставить в течении 30 дней со дня регистрации.
Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС):
1. Организации сдают в налоговую инспекцию декларацию по ЕСХН в срок не позднее 31 марта (1 раз в год).
2. Сведения о среднесписочной численности работников до 20 января (1 раз в год).
Вновь созданные организации должны предоставить сведения не позднее 20 числа следующего месяца за регистрацией.
3. Так же ООО на ЕСХН, необходимо вести Книгу доходов и расходов. Книгу можно заполнять вручную либо вести ее в электронном виде, заверять ее в ИФНС с 2013 года не нужно.
4. 2 НДФЛ до 1.04 следующего года (1 раз в год).
Стоит обратить внимание, что ООО, которые находятся на ЕСХН, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме, сдавать его в ИФНС в течении 90 дней по окончании года.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций на ЕСХН состоит из:
1. бухгалтерского баланса;
2. отчета о прибылях и убытках.
Отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):
1. Форма РСВ-1(ежеквартально не позднее I кв.15.05, II кв.15.08, III кв.15.11, IV кв.15.02);
2. Формы персонифицированного учета (АДВ-6-5, СЗВ 6-4, АДВ-6-2) ежеквартально (I кв.15.05, II кв.15.08, III кв. 15.11, IV кв. 15.02).
Программу (Документы ПУ 5), для оформления персонифицированного учета, можно скачать с сайта pfrf .ru. Программы бесплатно предоставляются страхователям и служат универсальным критерием для оценки правильности формирования сведений в электронном виде.
Программы CheckXML-UFA и CheckXML должны быть размещены одновременно на рабочей станции плательщика страховых взносов, т.е. наличие у плательщика двух программ и своевременное обновление их версий является важной основой для успешной проверки и сдачи отчетности в ПФР.
Отчетность в Фонд социального страхования (ФСС):
1. Форма 4- ФСС (ежеквартально не позднее I кв.20.04, II кв.20.07, III кв.20.10, IV кв.20.01);
2. До 15 апреля – ежегодно, необходимо подтвердить основной вид деятельности.
Оплата налогов и взносов:
1. После окончания отчетного периода – полугодия, не позднее 25 календарных дней нужно перечислить авансовый платеж по налогу в связи с ЕСХН.
2. НДФЛ 13% за сотрудников (удерживаются в день выдачи зарплаты). Перечислить 13% не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты работнику, от зарплаты сотрудника
3. Взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС за работников (платятся ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца).
При прекращении деятельности, в отношении которой уплачивался ЕСХН, не позднее 15 дней с даты ее прекращения нужно подать в инспекцию соответствующее уведомление (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).
При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваро-производителя уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 5 ст. 346.9 и подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?