Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформы обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.
В условиях антагонистического общества реформа, поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержанию, и по влиянию, которое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны реформа есть реальный шаг вперёд, улучшающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпосылка для дальнейшей их борьбы, с другой — реформа является «... предохранительной реакцией, т. е. предохраняющей правящие классы от падения мерою...»; правящие классы соглашаются на реформу, чтобы ослабить напор революционных сил, направить его в русло заурядного реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер реформы подтверждается, например, всей историей социального законодательства капитализма.
В развитых буржуазных странах организованная борьба рабочего класса привела к серии реформы, улучшивших положение трудящихся, создавших новые возможности для борьбы против монополий, против империализма. Вместе с тем успехи рабочего движения сопровождались ростом реформистских иллюзий, распространением влияния социал-демократов. Коммунистические партии, поддерживая непосредственные, ближайшие требования трудящихся, выступают за доведение их борьбы до революционного переустройства общества.
Соотношение реформы и революции — одна из важнейших теоретических и практических проблем международного рабочего движения, мирового революционного процесса в целом. Принципиальное отличие реформистского пути от революционного заключается в том, что при первом власть остаётся в руках прежнего правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Имея в виду указанное различие, Ленин писал: «Понятие реформы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае».
Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, которые «забывают» эту грань, так и против догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют реформы революции и принижают роль борьбы за реформу. Значение реформы., в революционном процессе определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов, среди которых первое место занимает соотношение классовых сил, как в международном масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны два основных пути революционных преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от того, по какому пути пойдёт революция, реформа играют существенно различную роль.
В условиях немирного развития революции роль и значение реформы совершенно точно описываются формулой Ленина: «... реформы, как побочный продукт революционной классовой борьбы пролетариата». Практически это означает, что рабочий класс и его партия ориентируются на непосредственное осуществление радикальных политических и социально-экономических преобразований. Борьба за те или иные реформы, прежде всего, выступает как средство подготовки политической революционной армии, создания, укрепления классовых организаций, воспитания пролетарского сознания. Если революция побеждает, реформа осуществляются как её «побочный продукт», если же революция терпит поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок определяются размахом и глубиной революционной борьбы.
Такой подход к соотношению реформы и революции, разработанный в трудах Ленина, документах Коминтерна, и в современных условиях имеет практическое значение для тех стран, где наиболее вероятной является немирная перспектива развития революции. Однако в свете стратегии мирного перехода к социализму, изложенной в документах международного коммунистического движения, братских партий, в Программе КПСС, формула о реформе как «побочном продукте» уже не отражает всех особенностей современного революционного процесса. «В новой исторической обстановке, — говорится в Программе КПСС, — рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации».
Мирный путь к социализму предполагает ряд переходных этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (Ленин В. И.) экономической и политической организации, посредством которых будут ограничиваться власть монополий, укрепляться антимонополистическая коалиция, происходить изменения в самой структуре общества.
Борьба за такие глубокие реформы., получившие в документах ряда коммунистических партий (например, Италии, Австрии, Бразилии и др.) наименование «структурные реформы», выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва позиций господствующего класса, как особая форма революционного процесса. Такие, выходящие за пределы обычных, реформы рассматриваются как совокупность постепенных коренных преобразований, которые, хотя и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистического строя, открывают социалистического перспективу.
Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что коммунисты не отрывают борьбу за реформы от борьбы за политическую власть и за коренные революционные преобразования при помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать пассивно революционной, а постоянно бороться за демократические цели, достижение которых ведёт к усилению социалистических сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим классом. При таком развитии событий реформы — существенный элемент самого революционного процесса, практическое выражение сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм.
С победой социализма противоположность реформы и революции снимается окончательно. Отсутствие классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в общественных отношениях осуществляются путём более или менее постоянного изменения, реформирования существующих порядков.
Основная ее задача - пополнить прохудившийся мешок с пенсиями, отказавшись от накопительной системы и переключившись на распределительную. Если нынешний проект реформы вступит в силу, пенсии будут каждый год уменьшаться, и будущие пенсионеры ничего не смогут с этим поделать, ибо таков закон. Очень многое будет зависеть от результатов будущих переписей, от белизны зарплат и демографической политики.
По предложению Минтруда, из 6% накопительной части пенсии большая часть будет уходить на погашение текущих выплат пенсионерам. Дело в том, говорят экономисты, что в последнее время пенсии заметно повышались – а как же иначе, если пожилые люди – самая активная часть электората. Возник дефицит – около триллиона рублей, а из чего пополнять, как не за счет накопительного фонда. Вторая пенсионная прореха – досрочные пенсии для работников вредных производств, учителей, врачей, полевиков и др. Их, скорее всего, сведут на нет.
Старший научный сотрудник Леонтьевского центра Лев Савулькин рассказал «Моему району», что «накопительные» деньги гражданам, скорее всего, выплатят после выхода на пенсию – ровно столько, сколько успело накопиться. Кому-то эти дивиденды будут идти в течение года, кому-то - 10 лет. «Да, они слегка обесценятся за те 20-35 лет, которые остались до пенсии среднему работающему человеку. Требования к компаниям, которые оперируют этими накоплениями, будут ужесточены, и это наверняка вызовет их перетряску, возможно, несколько организаций сойдут со сцены. Что будет при этом с деньгами, не берусь утверждать, но, надеюсь, что ничего плохого с ними не случится».
В дальнейшем пенсия будет определяться так. Она будет зависеть от стажа, от отношения вашей заработной платы к средней за каждый год, в течение которого вы трудились и главное – от соотношения в стране иждивенцев и работающих граждан, причем последний показатель будет меняться каждый год. Два первых показателя – привычны, хотя когда-то гражданам начисляли пенсии согласно их заработку в самые удачные годы, и человек сам мог выбрать какой-нибудь период, когда зарабатывал лучше окружающих или хотя бы столько же. Но вот третий – явно указывает, что реформаторы загодя стали готовиться к последствиям бэби-бума 70-80-х годов ХХ века и соответственно, демографической ямы последующего периода.
Инструкция чтобы определить свою будущую пенсию, надо сопоставить 3 величины. Первая - свою зарплату за все, условно говоря, 30 лет стажа. Предположим, она всегда отличалась от средней в большую сторону. Если в меньшую - надо знать, насколько. Средняя зарплата по стране - 22 тысячи рублей, если вы получаете 18 тысяч, запомните цифру 0,9. И если вы не намерены в будущем получать больше, чем окружающие, запомните ее крепко-накрепко, а если заработок будет снижаться - снижайте и коэффициент. Впрочем, зарплаты в Петербурге выше, чем в среднем по стране, и чтобы получать меньше, чем коллега из Сибири, надо постараться.
Потом берется следующая единица: трудовой стаж. Если он составляет 30 лет и больше (но не дотягивает до 40 и не связан с тяжелыми условиями труда), возьмем еще один понижающий коэффициент - 0,6. Умножаем оба - получается 0,54. Все это надо помножить опять-таки на среднюю зарплату. Округлим до 12 тысяч рублей.
Для тех, кто любит точность, можем предсказать окончательную сумму пенсии с учетом инфляции. Правда, эта модель - для будущего без катаклизмов. Если взять среднее арифметическое от инфляции, что прогнозируют ученые и той, которую официально обещает Минэкономразвития, то получится 8% в год. Итак, в 2036 году, через 24 года, средние зарплаты и пенсии вырастут в 3 раза. Соответственно, пенсия потянет на 36 тысяч, а что на нее можно будет купить - угадайте сами.
Как говорят аналитики, невеселое будущее ждет тех, кто отработал порядка 30 лет - больше 0,4 от средней зарплаты они вряд ли получат. Это перекликается с нынешними показателями: средняя пенсия у тех, кто вышел на нее без особых заслуг, - около 9 тысяч рублей. Зато для людей со стажем 45 лет (то есть для женщины, вставшей к станку в 10-летнем возрасте и не отходившей от него даже на время родов) обещано вспомоществование до 70% от средней зарплаты по стране.
Но и это еще не все. Нынешние цифры сравнивать с будущими не стоит уже потому, что количество иждивенцев, в том числе пенсионеров, существенно возрастет. Так что эти условные 36 тысяч (или 12 по нынешним временам) придется умножать на третий понижающий коэффициент, и уж его-то предсказать не может ни один ученый. По мнению социолога Игоря Бестужева-Лады, для развитых стран нормальным является коэффициент: 1 работающий на 2-х неработающих, ибо в каждой приличной семье работает только мужчина, а мать сидит дома с ребенком. В СССР же коэффициент равнялся 1:1, ибо женщины, несмотря на наличие 2-х детей, продолжали вкалывать. В дальнейшем пропасть между числом трудящихся и тех, кто уже/еще не трудится, будет только увеличиваться. И в самом зловещем виде она предстанет как раз перед теми, кому сейчас что-то около 30, и кто выйдет на пенсию в конце 30-х годов. А значит, третий понижающих коэффициент может также достигать 0,7 или 0,8 – и каждый год либо уменьшаться, либо увеличиваться.
Умножаем 12 тысяч на 0,7 - получаем 8400 рублей. Такой зарплаты будут достойны будущие пенсионеры, не имеющие выслуги в госструктуре и опыта работы на вредном производстве. Потом, если случится демографическое чудо, она может и подрасти.
«Скорее всего, новая реформа приведет к тому, что люди с вредных производств не смогут раньше времени выходить на пенсию: в бюджете не будет на это средств, - отметил Савулькин. - Чтобы они появились, работодателtq, например, владельцев шахт и буровых платформ, нужно уже сейчас заставить сделать специальный фонд для пенсионных накоплений и пополнять его. Они расценят это как дополнительное налогообложение. Реакция непредсказуема: возможно, подорожает товар, который они производят. Но, повторяю, это все домыслы, потому что проект реформы нам, экономистам, не показывают, и обсудить его не дают. С чем связана такая секретность, остается только догадываться».
Реформа ЖКХ
Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера - отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:
- частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
- государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
- муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
- общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
- коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.
Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ - ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).
Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В 1926 - 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.
На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.
Система управления в жилищном хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии. Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) города областного подчинения. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций ЖКХ вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.
Дееспособность данной системы основывалась на праве директивного централизованного распределения ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы развития и содержания систем жилищной сферы решались в Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств на строительство зданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных дотаций.
В то же время советская система остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа, и потому уже в 30-е годы города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-коммунальное хозяйство, но это развитие касалось, прежде всего, крупных столичных городов.
Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв. общей площади на душу населения, что соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало потребностям горожан.
В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который по неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования советского государства.
Наиболее характерной чертой в данной области была тенденция урбанизации, которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х годов, когда бурные процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так, если в 1859 г. удельный вес численности городского населения в общей численности страны составил 5,7%, в 1897 г. - 13, в 1940 г. - 33, то в 1990 г. - 66%, т.е. две трети населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни стал преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительство добротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде и столищах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого жилья были незначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась в середине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбирать себе, место жительства, ринулись в крупные города.
После принятия в 1957 г. известного Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная технология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существенно нарастить объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильем в городах страны до 10 кв. м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.
Постоянный дефицит ресурсов и их крайне неэффективное использование, отсутствие реальных экономических взаимоотношений между системой управления, производителями и потребителями в жилищной сфере, низкая квалификация кадров, крайне неэффективное управление, бесхозяйственность, неоправданные потери ресурсов и другие аспекты свидетельствовали о неблагополучном положении в жилищной сфере. Осознавая такую ситуацию, руководство страны предпринимало попытки улучшить положение дел в строительстве и эксплуатации жилья и коммунальных систем. Но все они оказались неудачными, так как затрагивали лишь отдельные элементы хозяйственного механизма в данной сфере, не меняя его по существу.
В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии жилищной сферы.
Его характерные черты:
- разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;
- существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;
- частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;
- усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;
- изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.
Но проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения, и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.
Таким образом, положение к концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы жилищного строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т.е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.
Даже неполный перечень рассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причин неудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причины разбить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе можно отнести остаточное ресурс обеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.
Пенсионная реформа
В настоящее время стоят две главные задачи: сбалансировать бюджет фонда, а также сделать первые шаги в пенсионной реформе. Дроздов не уточнил, во сколько этапов будет проходить реформа.
Как заявил глава Минтруда Максим Топилин, ведомство подготовит долгосрочную стратегию развития пенсионной реформы к 15 сентября. "Мы сейчас находимся во внутреннем поиске, а также с внешними экспертами ведем консультацию. Определенный круг тех тем, которые нам, возможно, придется уже в осеннюю сессию решать, обозначился", - заявил министр.
По словам Топилина, одна из важнейших тем, по которым ведомство ведет консультации - пенсионная формула. Министр отметил, что она является несовершенной, и у властей возникают трудности, когда приходится объяснять гражданам, как рассчитываются их пенсии.
В конце июня в Министерстве финансов заявили, что в результате реализации пенсионной реформы дефицит ПФР может быть сокращен на 86 миллиардов рублей. Такое сокращение станет возможным, в частности, благодаря изменению подхода к досрочным пенсиям. В правительстве считают, что расходы за досрочный выход на пенсию сотрудников должны нести компании. Как заявляла замглавы Минфина Татьяна Нестеренко, работодатель должен или платить за "тяжелый труд" работника, или создать ему другие условия труда, при которых не будет необходимости в досрочном выходе на пенсию.
22 июня в прессу попал сценарий пенсионной реформы от Минтруда. В соответствии с документом, ведомство предлагает не повышать пенсионный возраст, а сократить дефицит ПФР за счет взимания взносов с трудовых мигрантов и отмены досрочных пенсий. Впоследствии этот сценарий в Минтруда назвали устаревшим.
Пенсионная реформа
Как известно, в Российской Федерации уже 21 год действует пенсионная система, которая осталась с советских времен, и с тех пор так и не претерпела серьезных изменений. Начислением пенсий, их выплатой и расходом на свои нужды, занимается Пенсионный фонд, который руководствуется различными законами, в зависимости от категории граждан, получающих пенсии. Таким образом, существует две разные системы начисления пенсий – для льготников и чиновников и остальных граждан.
Такой порядок вещей уже давно себя изжил, и в большинстве развитых странах, кроме солидарной пенсионной системы существует еще и накопительная пенсионная система, которой занимаются негосударственные пенсионные фонды. Поэтому, правительством Российской Федерации было принято решение о проведении пенсионной реформы.
Какие изменения ожидают пенсионеров после проведения пенсионной реформы в России?
После проведения пенсионной реформы произойдут следующие изменения:
- Ликвидируется двойная система начисления пенсий – теперь чиновникам и остальным гражданам будет пенсия начисляться по одной и той же формуле, в зависимости от стажа и размера зарплаты;
- Вводится обязательная накопительная система, которой будут заниматься только негосударственные пенсионные фонды, выбирать которые будут сами граждане.
Какие преимущества пенсионной реформы в России для простых граждан?
Теперь размер пенсий граждан Российской Федерации будет напрямую зависеть от размера задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали. Другими словами, каждый работающий, становится активным участником в формировании своей будущей пенсии, а не как раньше, когда большинству граждан приходилось только пассивно ожидать очередного повышения пенсий со стороны государства.
Также появляется серьезный стимул декларировать реальную заработную плату, а не ту, которая фигурирует в ведомости для налоговых отчетов, что, в конечном счете, приведет к росту заработной платы в целом по стране и в конечном итоге – росту перечислений в бюджет и государственный Пенсионный фонд.
Реформа образования
Основные положения:
- Введение единого госэкзамена,
- 12-летнее школьное обучение.
Ликвидация бесплатного среднего образования. Первая информация о грядущей реформе, которая готовится в недрах Минобрнауки. В рамках этого пункта Госдума России приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно реформе бюджетные учебные организации лишаются прежнего объема финансирования, в результате чего стоимость обучения в месяц может достигнуть 6 тыс. рублей.
Подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым и превратился в закон № 83-ФЗ. Согласно новому закону большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования - т.н. систему госзаказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Подобная законодательная инициатива встретила сопротивление родителей и педагогов. Каким будет госзаказ? Сколько бесплатных, т.е. оплаченных государством предметов останется? Замминистра образования и науки Владимир Миклушевский заявил, что количество предметов и часов, которые изучает школьник в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, закреплены в Госстандарте. Однако, проект нового Госстандарта общего образования, который, по утверждению министра образования Фурсенко, должен быть принят за месяц до вступления в силу самого закона, не содержит количества обязательных часов по каждому из предметов, да и предметы описывает очень относительно.
Общественность продолжает выступать против коммерциализации бюджетной сферы, в том числе реформы образования. Против выступают педагоги и родители городов по всей России. Пока больше всего взволнованы родители школьников — они обсуждают информацию, поступающую от директоров школ о том, что в бесплатный лимит (госзаказ) могут войти лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы. Вместе с тем, президент Дмитрий Медведев, Андрей Фурсенко и представители Единой России назвали утверждения о переходе на платное образование слухами.
Среднее образование платным не будет, заявил Дмитрий Медведев.
Введение и развитие многоуровневого высшего образования. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла - бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура – способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени "дипломированный специалист".
Денежная реформа
Денежные реформы, осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение денежного обращения и укрепление всей денежной системы. Осуществляются различными методами в зависимости от способа производства, политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики страны и т.д. денежная реформа могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, перестройкой денежной системы и т.п. денежная реформа устанавливают переход от одной денежной системы к другой.
Например, Канкрина реформа (1839) ввела серебряный монометаллизм, который в результате денежной реформы 1895—97 в России был заменён золотой валютой. К денежная реформа относятся замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных денежных знаков разменными; изменения в системе эмиссии денег; стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения; образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством.
Для упорядочения денежного обращения используются различные методы: дефляция — уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег; нуллификация,— ликвидация старых денежных знаков и выпуск в меньшем количестве новых бумажных денежных знаков; деноминация — изменение нарицательной стоимости денежных знаков с обменом по определённому соотношению старых денежных знаков на новые, более крупные денежные единицы, одновременно в таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата и т.д.; девальвация — уменьшение металлического содержания денежной единицы или снижение курса бумажных знаков по отношению к металлу или к иностранной валюте; ревальвация — повышение металлического содержания денежной единицы или курса бумажных знаков по отношению к иностранной валюте. Частичные денежные реформы проводимые методами деноминации и девальвации, не всегда именуются денежная реформа.
При капитализме денежная реформа осуществляются главным образом в интересах господствующих эксплуататорских классов. Они обычно сопровождаются ростом налогов, сокращением социальных расходов государства и т.п. Капиталистические государства путём денежная реформа и с помощью различных государственно-монополистических мероприятий пытаются уменьшить остроту проявлений общего кризиса капитализма в денежной системе, добиться упорядочения её некоторых элементов (валютного курса, объёма денежной массы и т.д.). Особенно часто денежная реформа проводятся в условиях общего кризиса капитализма. Крах золотомонетного обращения, повсеместное распространение бумажных денег, почти хроническое их обесценение наряду с усилением неустойчивости капитализма, обострением его противоречий, ростом агрессивности империалистических стран приводят к тому, что денежная реформа не могут обеспечить длительной стабильности денежного обращения.
После 2-й мировой войны 1939—45 в капиталистических странах были проведены многочисленные денежная реформа. Одна из крупнейших денежная реформа — девальвация валют 37 капиталистических стран в 1949 (в размере от 12 до 30% и более). На современном этапе общего кризиса, в условиях обращения бумажных денег и неразменных на золото банкнот, девальвации и ревальвации в значительной степени утрачивают своё значение как методы стабилизации денежных систем. В ходе обострения мирового валютного кризиса в конце 60-х — начале 70-х гг. девальвация (американского доллара, английского фунта стерлингов, французского франка) и ревальвация (марки ФРГ, австрийского шиллинга, швейцарского франка) применялись отдельными странами лишь как методы частичного выхода из валютных затруднений.
денежная реформа проводятся в странах, освободившихся от колониального ига. В результате краха колониальной системы возник новый тип денежная реформа антиимпериалистических по своему содержанию. Они направлены на создание национальных денежных систем или на обновление и укрепление доставшихся им в наследие от колониализма денежных систем денежная реформа во многих развивающихся государствах отвечают задачам обеспечения их экономической независимости. Характерным примером такой денежной реформы служит создание национальной денежной системы в Гвинейской Республике, где в 1960 был учреждён национальный государственный центральный банк страны — Банк Гвинейской Республики, который стал выпускать в обращение национальную денежную единицу — гвинейский франк. Старые денежные знаки были обменены на новые по соотношению 1:1. В ряде других освободившихся стран денежная реформа не привели к созданию действительно национальных денежных систем, что в немалой мере связано со стремлением империалистических держав использовать денежную реформу в бывших колониальных странах как орудие своей неоколониалистской политики.
В СССР и др. странах социализма революционные социалистические преобразования потребовали проведения (в качестве их необходимого элемента) кардинальных денежная реформа В наследие от старого строя СССР и др. социалистические страны получили денежное обращение, глубоко расстроенное в результате бумажноденежной инфляции. В СССР задача проведения денежная реформа была поставлена В. И. Лениным вскоре же после Октябрьской революции. Она имела целью оздоровить денежную систему за счёт буржуазии (нажившейся на войне и разорении страны) и тем самым подорвать её денежную власть.
В этом заключалась новая направленность денежная реформа в отличие от денежной реформы буржуазных государств. Летом 1918 Советская власть приостановила обесценение денег, но готовившаяся денежная реформа. была сорвана Гражданской войной и военной интервенцией 1918—1920. С переходом к нэпу денежная реформа была выдвинута в качестве неотложной и одной из важнейших задач экономической политики. Подготовительной к денежная реформа мерой являлось проведение двух деноминаций. Первым этапом денежная реформа был выпуск в обращение (в конце 1922) червонцев — банковских билетов Государственного банка.
Они на 25% обеспечивались золотом, а в остальной части — краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами и выпускались в обращение в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли под обеспечение векселями и товарами и по мере погашения кредитов возвращались в банк. Золотое содержание червонца было определено в 7,74234 г чистого золота и соответственно был установлен его курс в иностранной валюте. Эмиссия банкнот удовлетворяла потребности оборота в устойчивых средствах обращения. Вместе с тем в обращении оставались сов знаки, выпускавшиеся для покрытия бюджетного дефицита, т. е. установилась система параллельного обращения двух валют — устойчивой (червонца) и падающей (сов знака).
Денежная реформа была завершена в 1924: вместо сов знаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. К моменту прекращения эмиссии сов знаков (т. е. на 1 апреля 1924) их масса в обращении достигла 762,3 квадрильона рублей, а реальная ценность её составляла (в червонцах) всего 15,2 млн. рублей. Сов знаки выкупались по курсу: 1 рубль золотом (казначейскими билетами) = 50 тыс. рублей денежными знаками 1923, или 50 млрд. рублей денежными знаками прежних выпусков (до деноминации). Между казначейским рублём и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец = 10 рублей. При таком соотношении советский рубль обладал таким же золотым содержанием, как и дореволюционный русский рубль, — 0,774234 г чистого золота и соответствующим курсом в иностранной валюте. В ходе реформы был ликвидирован бюджетный дефицит, а с октября 1924 выпуск денежных знаков для покрытия дефицита по закону был запрещён.
Экономическое и финансовое напряжение при осуществлении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства сказалось на сфере денежного обращения, в связи, с чем в 1935—36 потребовалось провести его санирование (оздоровление): была ликвидирована карточная система распределения продуктов по твёрдым ценам, а новые единые цены были установлены на уровне, превышавшем прежний (1924/25), и соответственно был пересмотрен валютный курс. Новое золотое содержание рубля было установлено в 0,176850. В условиях Великой Отечественной войны 1941—45 масса товаров в каналах организованного рынка резко уменьшилась, что сократило доходы государственного бюджета, в то время как связанные с войной расходы резко возросли.
Советское правительство для покрытия образовавшегося бюджетного дефицита вынуждено было прибегать к эмиссии денег. За три года войны денежная масса в обращении возросла в 2,4, а к концу войны — в 3,8 раза. Значительно снизилось товарное покрытие рубля. При сохранении твёрдых цен на продукты нормированного снабжения давление избыточной денежной массы проявилось в росте цен на колхозном рынке (в 10—15 раз по сравнению с довоенным уровнем) и во введении повышенных, близких к рыночным, цен в государственной коммерческой торговле, где товары продавались без карточек. Для ликвидации отрицательных последствий войны в денежном обращении в декабре 1947 была проведена денежная реформа , отменена карточная система распределения продуктов и установлен новый единый уровень цен государственно-кооперативной розничной торговли.
Все денежные знаки, находившиеся в обращении, были обменены на вновь выпущенные по соотношению 10:1, вклады трудящихся в сберегательные кассы до 3000 рублей не подвергались переоценке, а свыше 3000 рублей переоценивались: до 10 тыс. рублей — по соотношению 3:2 и сверх этой суммы — по соотношению 2:1. Денежная реформа 1947 восстановила полноценный рубль и укрепила денежное хозяйство страны. Она, как и Д. р. 1922/24, а также санирование обращения в середине 30-х гг., активно воздействовала на развитие общественного производства и способствовала повышению материального благосостояния трудящихся.
Денежная реформа 1947 получила дальнейшее развитие в переводе курса рубля на золотую базу (1950). Курс рубля к иностранным валютам стал определяться непосредственно на золотой основе. Повысился его уровень, в последующем изменился масштаб цен. В 1961 находившиеся в обращении денежные знаки были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства, договоры и т.д. С учётом реального соотношения цен в СССР и в главных капиталистических странах было установлено новое (современное) золотое содержание рубля (0,987412 г золота) и курс рубля к доллару США — 90 копеек за 1 доллар; соответственно были фиксированы и курсы других иностранных валют. В связи с девальвацией доллара в декабре 1971 курс рубля к доллару был изменён и на 1 января 1972 составил 82 рубля 90 копеек за 100 долларов.
Денежная реформа проведённые в странах народной демократии непосредственно после 2-й мировой войны 1939—45, имели своей целью упорядочить денежное обращение: ликвидировать военно-оккупационные и марионеточные валюты, воссоздать в ряде стран (Югославии, Польше, Чехословакии, Албании) национальные денежные системы, аннулировать денежные накопления коллаборационистов и спекулянтов, подорвать или ослабить финансовую мощь капиталистических элементов. Эти денежная реформа являлись одним из важнейших элементов революционных демократических преобразований.
Денежные знаки, находившиеся в обращении к моменту проведения. Денежная реформа были в пределах установленных лимитов обменены на новые. Так, в Польше и Чехословакии старые злотые и кроны обменивались на новые в пределах 500 денежных единиц на человека. В денежном обращении Югославии находились сербские и хорватские денежные знаки, выпущенные при оккупантах. Первые из них при проведении Д. р. 1945 обменивались на новую валюту по соотношению 20:1, а вторые — по соотношению 40:1. В Румынии инфляция и обесценение денег к моменту реформы 1947 достигли большой остроты, обменный курс составлял 20000:1 при лимите обмена 3 млн. лей — на каждого рабочего и служащего и каждую крестьянскую семью и 1 млн. лей — для остального самодеятельного населения.
В Болгарии лимит обмена был установлен в 2000 левов на человека, а для частных предприятий в пределах 50% месячного фонда заработной платы (но не свыше 35 000 левов). Обмен производился по соотношению 1:1. Принцип нормированного обмена денежных знаков применялся при проведении Д. р. в КНДР (в декабре 1947) и в Восточной Германии (до образования ГДР). Наличные деньги, предъявленные к обмену на новые денежные знаки сверх лимита, во всех странах блокировались на счетах. Особый характер денежная реформа имела в Венгрии, где инфляция достигла беспрецедентных масштабов: контрреволюционные элементы провоцировали её с целью дискредитации и подрыва народно-демократической власти. При проведении денежная реформа в 1946 обмен производился по курсу 400 тыс. квадрильонов пенге за 1 новый форинт.
Совершенно расстроенное денежное обращение получила в наследие от старого строя также и КНР: при гоминдановском режиме Китай пережил гиперинфляцию, правительство утратило контроль над денежным обращением: кроме обесцененных бумажных денег, в стране обращались доллары США, английские фунты стерлингов, гонконгские доллары, индийские рупии и множество местных денежных знаков различных провинций. После победы революции (1949) гоминьдановские деньги были аннулированы, а бумажные деньги, выпущенные локальными эмиссионными центрами, обменивались в 1948/49 (в отдельных районах обмен завершился в 1951) на общегосударственные денежные знаки — банкноты Народного банка КНР (юани). Обмен производился по дифференцированным курсам в зависимости от индекса рыночных цен в различных районах страны. В результате централизации эмиссионного аппарата и проведения денежная реформа впервые за всю историю Китая образовалась единая общегосударственная денежная система.
Указанные денежная реформа привели к значительному сокращению денежной массы в обращении. Однако при проведении этих денежная реформа в большинстве стран ещё не существовало финансово-экономических предпосылок стабилизации валюты. В европейских социалистических странах они были созданы в начале 50-х гг. (в ГДР и Венгрии стабилизация была достигнута уже в 1946—48), а в социалистических странах Азии — в середине и конце 50-х гг.
Стабилизация валюты являлась главной целью новых денежная реформа , которые проводились в условиях, когда в этих странах утвердилась диктатура рабочего класса, социалистический сектор занял господствующее положение в народном хозяйстве и сложилась система народно-хозяйственного планирования. В этот период государственные бюджеты сводились с превышением доходов над расходами, а успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства позволяли создать товарную базу, необходимую для обеспечения устойчивости валюты. В Польше вторая денежная реформа была проведена в октябре 1950, в Румынии — в январе 1952, в Болгарии — в мае того же года, Чехословакии — в июне 1953. Д. р. 50-х гг. сопровождались изменением масштаба цен и фиксацией золотого содержания валюты каждой страны. Находящиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые без ограничения.
В Польше и Болгарии обмен производился по соотношению 100:1, в Румынии первая тысяча лей обменивалась на новые по соотношению 100:1, вторая и третья — 200:1, а сверх 3000 лей — 400:1. В Чехословакии суммы до 300 крон обменивались по соотношению 5:1, а сверх 300 крон — 50:1. Во всех этих странах переоценка вкладов производилась на более льготных условиях, чем обмен наличных денег. Наибольшие потери при указанных реформах несли эксплуататорские и спекулятивные элементы, накопившие большие суммы денежных средств. Проведение реформ способствовало экономическому подъёму и успешному осуществлению социалистической реконструкции народного хозяйства каждой из этих стран, повышению уровня жизни трудящихся. Карточная система распределения продуктов в большинстве стран была ликвидирована либо одновременно с денежная реформа , либо через некоторое время после её проведения. В КНР денежная реформа проводилась в марте — апреле 1955, когда реальная ценность юаня была весьма низкой.
В связи с этим обмен старых денег на новые производился (без ограничений) по соотношению 10000:1, в такой же пропорции были пересчитаны товарные цены, ставки заработной платы, тарифы и денежные обязательства. Денежная реформа 1955 явилась завершающим этапом достигнутой к тому времени фактической стабилизации валюты. При проведении реформы правительство КНР, не фиксируя золотого содержания юаня, установило курс его в иностранной валюте: в 1970 100 юаней были равны 45 рублям.
Политические реформы
РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (фр. rиforme; от лат. reformo - преобразовываю) - политическое преобразование, изменение существующих общественно-политических отношений без существенного изменения наличной системы. Реформы в политике по содержанию и форме изменений противоположны понятию революции.
Последователи Маркса и Ленина, некоторые другие радикалы считают, что политическая обусловлена экономическим основанием. При изменении основания возникает необходимость в адекватном изменении политической формы. Реформаторы считают, что изменения необходимо осуществлять постепенно, с минимальными общественными потрясениями (не навреди!). В отличие от них революционеры стремятся все изменить кардинально, быстро, насильственно (цель оправдывает средства!). В идеологиях, отрицающих революционный путь (консерваторы, либералы, умеренные социал-демократы), реформаторская деятельность - инновационная функция политических институтов, направленная на поддержание политической и социальной гармонии.
При оценке позитивности различных форм социально-политической коррекции возникает проблема критериев. Критерием успешности реформаторской деятельности можно считать, например, отсутствие социальных конфликтов. Развитие западной цивилизации в XX в. привело к господству реформаторских идей и политической практики. Страны, отстающие от передовых в экономическом и политическом отношении, тяготеют к революционному способу преобразований. Это, в частности, связано с иллюзиями по поводу возможностей революции, поскольку естественным, реформаторским путем разрешить существующие в этих странах противоречия очень трудно. Демократия в развитых странах предполагает реформаторскую политику. Например, в странах с системой всеобщего благосостояния в результате многочисленных реформ, опирающихся на реальные общественные возможности, достигнуто разрешение многих социальных противоречий.
Иная судьба постигла Россию в XX в. В нашей стране сложилась система революционных преобразований. Результатом этих революций к концу столетия стала ситуация социального и политического хаоса. Многие противоречия обострились, их осознание не выдерживает критики, а попытки политиков их разрешить приводит, как правило, к противоположному результату. Поэтому Россия долго еще будет реформироваться путем проб и ошибок.
Земельная реформа
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА - система законодательных и организационных мер, направленных на коренное преобразование земельных отношений.
Земельная реформа ставит своими задачами:
а) расширение права местных органов власти при решении вопросов отраслевого и территориального (местного) планирования при определении размещения строительства с учетом интересов социальных и экологических требований региона: привлечение населения, общественности, органов территориального самоуправления к участию в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих их интересы;
б) установление более четких критериев для определения ценных, высокоплодородных угодий, с тем чтобы осуществлять выбор оптимальных вариантов изъятия земель для всевозрастающих нужд промышленности и строительства;
в) устранение низких нормативов возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики;
г) усиление юридической ответственности за незаконное использование и порчу земель; д) повышение эффективности государственного контроля за правильным использованием,, и охраной земель.
Цели реформы
Изменение государственного строя, произошедшее в конце прошлого века в России, должно было обязательно повлечь за собой значительные изменения структуры государственного управления.
Существовавшее в советскую эпоху государство, строящее свою деятельность на плановом хозяйстве, должно было стать государством, регулирующим рыночную экономику и функционирующим согласно принципам демократии в рамках Конституции. Задачи, стоящие перед государством, связаны, в первую очередь, с решением проблемы соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. Прежде всего, необходимо создать условия для развития экономических свобод, предоставить населению качественные государственные услуги, эффективно управлять собственностью, надежно обеспечивать безопасность граждан.
Произошедшие перемены сделали необходимым пересмотр содержания в трех сферах: исполняемые государством функции; деятельность органов, на которые возложено исполнение этих функций; а также принципы функционирования органов государственной власти.
Эти три области были затронуты проводимой административной реформой.
Словари трактуют слово «реформа» (от фр. La reforme – реформа) как преобразование, переустройство в способе функционирования тех или иных социальных институтов, действующих в рамках данного общества. Как представляется, это определение не достаточно полно, так как не упоминает основную сущностную черту реформы – достижение нового качества. Непременными атрибутами реформ являются инициатива «сверху» (в чем видно отличие реформы от революции), законодательный механизм осуществления и направленность преобразований по пути прогресса.
Есть еще одно существенное качество, делающее то или иное преобразование именно реформой: модернизационное целеполагание, иначе говоря – приведение данного социального института к состоянию, наиболее адекватному функционированию и прогрессивному развитию мирового сообщества.
Административная реформа – не одномоментное событие, а поступательный процесс. Следующее отсюда требование – необходимо избегать общих абстрактных программ и ставить четкие измеряемые задачи.
Модернизировать государственное управление – значит, сделать его проще, яснее, эффективнее, постараться добиться гласности в области государственных расходов и четко определить ответственность каждого из многочисленных операторов государственного управления.
Указом Президента РФ № 824 «О мерах по проведению административной реформы» были определены приоритетные направления административной реформы:
• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
• исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
• развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
• организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
• завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ №451.
В результате реализации начального этапа административной реформы были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
Под административной реформой понимаются, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления.
Можно выделить как минимум несколько типичных представлений о содержании административной реформы:
1. модернизация государственной власти, включающая в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. реформа административно-территориального устройства государства;
3. разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью;
4. реформа государственной службы;
5. реформа функций и структуры исполнительной власти.
Первые два направления не входят в содержание административной реформы. Они не нацелены на радикальный пересмотр функций исполнительной, законодательной и судебной власти и касаются, в частности, совершенствования процедур реализации имеющихся функций судебной власти, приведения в соответствие с ними судебной системы, а для законодательной власти в большей степени связаны с изменением порядка формирования представительных органов власти – избрание членов Совета Федерации или формирование Государственной Думы и региональных представительных органов власти по смешанному (пропорциональному и мажоритарному) принципу.
Изменение административно-территориального устройства, которое на данной стадии в основном связано с объединением субъектов РФ, не затрагивает полномочий органов государственной власти субъектов РФ как таковых, а лишь приводит к закреплению функций, осуществляемых исполнительной властью двух регионов, за органами исполнительной власти объединенного субъекта РФ.
Оставшиеся три направления и составляют административную реформу в широком смысле.
Основным содержанием разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа субсидиарной, т. е. закрепления функции за минимально необходимым уровнем власти. Одна из главных проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы в целом, состоит в том, что она производна от определения функций, остающихся за государством и за исполнительной властью на всех уровнях. Поэтому произведенное законом разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное, и оно будет пересмотрено после определения необходимых функций государства.
Реформа государственной службы состоит в пересмотре статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства – в этом ее основное значение для административной реформы.
Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной.
Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов.
Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг.
Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?