Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Бухгалтеру » Финансовый аудит

Финансовый аудит

Финансовый аудит

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Финансовый аудит
2. Внутренний финансовый аудит
3. Финансовый контроль и аудит
4. Аудит и финансовый анализ
5. Финансовый аудит организации
6. Проведение финансового аудита
7. Осуществление внутреннего финансового аудита
8. Аудит финансовой деятельности
9. Государственный финансовый аудит
10. Аудит финансовых результатов

Финансовый аудит

Под определением финансового аудита подразумевается комплексная проверка экономического состояния организации, а также оценка перспектив ее развития. В современной отечественной практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя только классический аудит финансовой отчетности. Также близким к финансовому аудиту понятием является инвестиционный аудит – экспертное заключение о целевом и максимально эффективном применении инвестиционных ресурсов компании.

Целью такой независимой аудиторской проверки является оценка правильности ведения бухгалтерского учета в аудируемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности. Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности организации выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные) и выдаются рекомендации по их снижению.

Стратегическая задача проведения аудиторской проверки – это анализ доходности и эффективности работы компании в свете ее основной, финансовой и инвестиционной деятельности. Выполнение этой задачи достигается путем детального анализа информации, которая представлена в финансовой отчетности организации.

Общий аудит финансовой сферы деятельности проводится либо по инициативе владельца компании, либо с целью ежегодной проверки отчетности организации, необходимость которой закреплена законодательно.

Услуги финансового аудита в первую очередь необходимы руководителям предприятий и организаций, которые стремятся объективно оценивать эффективность деятельности своих финансовых структур.

Аудиторская проверка финансового состояния даст независимое заключение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала и т.д. По результатам аудиторской проверки руководитель сможет получить полный отчет обо всех интересующих его факторах. Кроме того, в аудиторском заключении обязательно должны присутствовать рекомендации по устранению найденных недоработок и оптимизации финансовой деятельности организации.

Как считают эксперты, независимый финансовый аудит – прекрасная возможность объективно взглянуть на деятельность компании. Фирма-аудитор призвана помочь владельцу предприятия или другим заинтересованным лицам непредвзято оценить общую финансовую эффективность бизнеса. В этом случае данный вид аудита является основным инструментом и неотъемлемым элементом общего финансового анализа.

В каких случаях проведение финансового аудита будет не только полезно, но и необходимо:

• Такие независимые проверки должны периодически проводиться для поверхностной оценки компетентности и работы штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета.
• Финансовый аудит компании проводится в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора предприятия.
• Аудит финансового состояния фирмы выполняется для проверки экономической отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики.

Что включает в себя проведение финансового аудита:

• комплексную оценку финансового состояния предприятия;
• изучение эффективности работы компании, а также финансовых результатов ее деятельности;
• детальный анализ используемых финансово-экономических стратегий;
• исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
• оценку перспектив увеличения деловой активности, а также эффективности хозяйственной деятельности организации;
• рекомендации по оптимизации финансовой стратегии для конкретного предприятия.

Что должна сделать фирма, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита:

• провести полное исследование структуры активов и пассивов аудируемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности;
• рассмотреть финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
• изучить влияние отдельных факторов учетной политики, включая условные значения и оценки;
• выявить и прокомментировать элементы, которые лежат в основе сообщаемых коммерческих итогов компании за последние годы и оказывают существенное влияние на ее финансовые результаты;
• исследовать характер движения финансовых средств за последнее время, а также те факторы, которые оказывают на него значительное влияние;
• дать комментарии к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития коммерческой деятельности предприятия;
• уделить особое внимание соотнесению этих прогнозов с нынешним объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

Какие основные числовые показатели играют важную роль в ходе проведения финансового аудита:

• Чистая прибыль и чистые активы;
• Показатель оборачиваемости и прибыльности компании;
• Учет расходов и доходов, а также достоверность пояснений к ним;
• Все основные средства предприятия, материальные и товарные запасы;
• Дебиторская задолженность и финансовые вложения предприятия;
• Наличие кредиторских задолженностей по займам, кредитам или по расчетам с поставщиками компании;
• Неучтенные обязательства;
• Правильность составления баланса организации;
• Операции с взаимозависимыми лицами;
• Своевременность и достоверность инвентаризации активов и пассивов предприятия и т.д.

Под обязательный финансовый аудит подпадают:

• Предприятия, которые строятся согласно организационно-правовой форме открытого акционерного общества;
• Предприятия, которые ведут кредитную или страховую деятельность;
• Общества взаимного страхования;
• Товарные или фондовые биржи;
• Инвестиционные государственные внебюджетные фонды;
• Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
• Организации, которые являются унитарными государственными или муниципальными предприятиями, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения;
• Предприятия, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством;
• Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг;
• Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество.

По результатам выполнения финансового аудита заказчику предоставляется:

1. Аудиторское заключение, которое содержит официально подтвержденные данные о достоверности предоставленной для анализа финансовой или бухгалтерской отчетности аудируемой компании. Кроме того, аудиторское заключение должно включать в себя достоверный анализ имущественного положения и результатов деятельности организации за исследуемый период.
2. Письменный отчет, который содержит полную информацию обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате выполнения финансового аудита. Все найденные ошибки и нарушения должны быть классифицированы в полном соответствии с установленными правилами действующего законодательства. Кроме перечня обнаруженных недочетов, данный документ должен также содержать и рекомендации по устранению допущенных финансовых ошибок.
3. Отдельный документ, составленный по итогам финансового аудита должен содержать рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния предприятия, а также на повышение эффективности системы управления финансами компании. В современном деловом мире заключение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности служит лучшим подтверждением надежности и честности компании. Кроме того, аудиторское заключение будет необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

Внутренний финансовый аудит

Помимо внутреннего финансового контроля учредитель на основе функциональной независимости должен осуществлять внутренний финансовый аудит (часть 4 статьи 160.2-1 БК РФ, пункт 29 Правил № 193 утв. Постановлением Правительства). Рассмотрим далее методы проведения финансового аудита, права и обязанности должностях лиц при его проведении, а так же порядок проведения аудиторских проверок и оформление результатов.

Внутренний финансовый аудит - это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности.

Предмет финансового аудита

Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также организация и проведение внутреннего финансового контроля.

Методы проведения финансового аудита

Согласно пункту 31 Правил № 193 внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки ведутся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые проводятся в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в т. ч. информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.

Помимо прав субъект внутреннего финансового аудита имеет обязанности.

К ним относятся:

• соблюдение требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
• проведение аудиторских проверок в соответствии с программой аудиторской проверки;
• ознакомление руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
• не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

Учредителем могут быть проведены следующие виды аудиторских проверок:

• камеральные проверки, которые осуществляются по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
• выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
• комбинированные проверки, которые ведутся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливает главный администратор (администратор) средств федерального бюджета.

Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки к его проведению, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа проведения контрольного мероприятия.

Программа аудиторской проверки должна содержать:

• тему аудиторской проверки;
• наименование объектов аудита;
• перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
• сроки проведения этой проверки.

Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

- инспектирования (изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов);
- наблюдения (систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры);
- запроса (обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения проверки);
- подтверждения (получения ответа на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета);
- пересчета (проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита);
- аналитических процедур (анализа соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а так-же изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур).

Согласно пункту 46 Правил № 193 в ходе аудиторской проверки проводится исследование:

- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- бюджетной отчетности.

В ходе аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К таковым относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

Оформление результатов аудиторской проверки

В соответствии с пунктом 49 Правил № 193 проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию, т. е. к материалам аудита должны прилагаться не только акт контрольного мероприятия, но и рабочие документы. Требования к их содержанию установлены в указанном пункте Правил.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывает руководитель аудиторской группы и вручает его представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в т. ч.:

- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном, денежном выражении), об условиях и о причинах этих нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Указанный отчет с приложением акта проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

По результатам рассмотрения данного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений:

• о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
• о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
• о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
• о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Отчетность о результатах аудита

В соответствии с пунктом 55 Правил № 193 субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором - доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

Финансовый контроль и аудит

В общем виде финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными контролирующими органами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий субъектов хозяйствования и населения. Такой контроль призван обеспечить интересы и права контролирующих и контролируемых участников финансовых отношений.

Рассмотрим классификацию видов, форм и методов финансового контроля. По субъектам проведения он подразделяется следующим образом:

- государственный финансовый контроль (президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов). Государственный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый) осуществляется специальными государственными организациями и учреждениями: Минфином России, ЦБ РФ, ФНС России, ФТС России, Росфинмониторингом и другими контролирующими органами в рамках своей компетенции;
- ведомственный финансовый контроль (контроль, осуществляемый структурными подразделениями министерств и других органов государственного управления и местного самоуправления);
- негосударственный финансовый контроль. Он подразделяется на внутренний (внутрихозяйственный, внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский, независимый, вневедомственный).

В зависимости от сферы финансовой деятельности финансовый контроль может быть бюджетным, налоговым, валютным. Сюда же относится кредитный, страховой, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.

По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов финансовой деятельности.

По методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления, финансовый контроль разделяется на проверку, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг) и ревизию.

Финансовый контроль находится в постоянном развитии и трансформируется в соответствии с изменениями параметров окружающей финансово-экономической среды. Подтверждением тому служит появление его нового вида - финансового мониторинга. Финансовый мониторинг представляет собой деятельность уполномоченного органа - Росфинмониторинга и его территориальных структур по отслеживанию информации, поступающей из финансового сектора экономики с целью выявления и минимизации теневых финансовых потоков.

Затрагивает финансовый мониторинг и бюджетный сектор страны. Во-первых, необходимо оценить ситуацию реализации бюджетных услуг; во-вторых, определить наличие конкурентной среды; в-третьих, установить долю внебюджетных доходов; в-четвертых, оценить качество менеджмента в учреждении. В этой связи необходимо осуществлять постоянный мониторинг финансового состояния бюджетного учреждения для определения готовности работать в рыночной среде и в ином организационно-правовом статусе.

Организация бюджетного контроля

Современному этапу развития бюджетного сектора соответствует не только своя система учета, но и особая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью получателей бюджетных средств, получившая название бюджетного контроля.

Общие вопросы организации бюджетного контроля как одной из важных функций управления нашли отражение в БК РФ. Целью его осуществления является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств, материальных ценностей и нематериальных активов в бюджетном секторе. Он включает в себя проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством на осуществление такой деятельности.

В соответствии со ст. 266 БК РФ бюджетный контроль по линии исполнительной власти осуществляется следующими органами:

- Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ФСФБН);
- Казначейством России;
- финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами;
- главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

Как правило, ФСФБН осуществляет контроль путем проведения ревизий и проверок правильности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Детально ее функции прописаны в постановлении Правительства РФ № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора". Помимо этого приказом Минфина России № 75н утвержден административный регламент исполнения ФСФБН государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Казначейство России в соответствии со ст. 267 БК РФ осуществляет контроль:

- за соблюдением лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- соответствием содержание проводимых операций коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном получателем бюджетных средств;
- наличием документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя бюджетных средств.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления наделены аналогичными функциями, причем их права и обязанности утверждены на региональном и местном уровнях.

Что касается главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств, то их компетенция в сфере финансового контроля также должна быть прописана в положениях об указанных органах управления.

В качестве источника информации при документальных проверках выступают финансовая отчетность и учетная документация.

Основными методами документального контроля являются:

1) формальная и арифметическая проверка документов, в том числе правильности заполнения бланков и регистров учета, наличие всех необходимых реквизитов, подсчет сумм и итогов;
2) встречная проверка документов или записей;
3) юридическая, экономическая и финансовая оценка совершаемых хозяйственных операций.

Примерами фактической проверки могут быть инвентаризация имущества и обязательств, экспертная оценка объема и качества выполненной работы, проведение контрольных замеров и т.п.

Поскольку результаты контроля отражаются в акте ревизии или проверки, то руководителям и главным бухгалтерам учреждений следует обратить внимание на корректность формулировок выявленных нарушений. Описание фактов нарушений, зафиксированных в акте, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены; кем допущены нарушения, за какой период и в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

К акту прилагаются заверенные копии первичных документов, подтверждающих факты финансовых нарушений. На них делаются ссылки в акте.

По каждому из бюджетополучателей в конце акта ревизии или проверки проверяющий должен составить реестр выявленных финансовых нарушений по установленной форме. Это позволит оценить количество и характер выявленных нарушений с указанием объема причиненного ущерба.

Аудит и финансовый анализ

Долгосрочное развитие любого предприятия зависит от способности руководства своевременно определить сформировавшиеся проблемы и грамотно их нейтрализовать. Для достижения такой цели используется финансовая аналитика, целью которой является выявление всех проблемных элементов в инструментах управления компанией.

Под финансовым анализом стоит понимать комплексное использование определенных процедур и методов для объективной оценки состояния предприятия и его хозяйственной деятельности. Основанием для оценки служит количественная и качественная учетная информация. Именно после ее анализа принимаются конкретные решения управленческого характера.

Финансовый анализ ориентирован на изучение экономического, технического и организационного уровня работы предприятия, а также подразделений, имеющих к нему отношение. К целям финансового анализа можно отнести и оценку финансовой и производственной хозяйственной деятельности компании, в том числе диагностику банкротства.

Финансово-экономический анализ состояния предприятия ставит конкретные задачи, от выполнения которых зависит точность результата аналитики. Речь идет о вскрытии резервов и возможностей производства, которые не были использованы, об оценке качества, установлении воздействия конкретных видов деятельности на общие итоги хозяйствования и о выявлении факторов, ставших причинами отклонения от нормативов. В процессе анализа также осуществляется прогноз ожидаемых результатов деятельности предприятия и подготовка информации, необходимой для принятия управленческого решения.

Можно утверждать, что финансовый анализ предприятия играет роль финансового менеджмента как в самой компании, так и в процессе сотрудничества с партнерами, налоговыми органами, финансово-кредитной системой. При этом производится учет деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности и прибыльности. Сам анализ можно определить еще и как инструмент управления, планирования, а также контроля деятельности компании и ее диагностики.

При этом стоит отметить, что анализ конкретных сторон деятельности предприятия основывается на анализе именно системы показателей, причем в динамическом состоянии. Это объясняется тем фактом, что финансовая и производственно-хозяйственная деятельность компании, равно как и ее подразделений, имеет взаимосвязанные показатели. По этой причине изменения конкретных показателей способны повлиять на конечные финансовые технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Говоря о данной форме анализа деятельности компании, стоит отметить, что она подразумевает сочетание методов дедукции и индукции. Другими словами, во время исследования единичных показателей аналитика должна учитывать и общие.

Важным является и тот принцип, что при анализе предприятия все виды бизнес-процессов изучаются с учетом их взаимообусловленности, взаимозависимости и взаимосвязи. Что касается анализа факторов и причин, то в этом случае аналитика базируется на понимании следующего принципа: каждый фактор и причина должны получить объективную оценку. Поэтому как причины, так и факторы изначально изучаются, после чего следует их классификация на группы: побочные, основные, несущественные, существенные, малоопределяющие и определяющие.

Следующим этапом является исследование влияния на хозяйственные процессы определяющих, основных и существенных факторов. А вот малоопределяющие и несущественные факторы изучаются только в случае необходимости и лишь после завершения основной части анализа. Стоит учитывать тот факт, что финансовый анализ не всегда подразумевает исследование всех факторов, поскольку это бывает актуально только в некоторых случаях.

При этом, если говорить о точных целях финансового анализа предприятия, есть смысл определить следующие составляющие процесса оценки:

• анализ способности возврата кредитов;
• отслеживание состояния предприятия на момент оценки;
• предупреждение банкротства;
• оценка стоимости компании при ее слиянии или продаже;
• отслеживание динамики финансового состояния;
• анализ способности предприятия производить финансирование инвестиционных проектов;
• составление прогноза финансовой деятельности предприятия.

Стоит отметить, что в процессе изучения финансового состояния предприятия использовать помощь финансового аналитика могут те экономические субъекты, которые ориентированы на получение предельно точной и объективной информации о деятельности предприятия.

Таких субъектов можно разделить на две категории:

• Внешние: кредиторы, аудиторы, госорганы, инвесторы.
• Внутренние: акционеры, ревизионная и ликвидационная комиссия, менеджмент и учредители.

Еще одной целью, ради которой может быть проведен финансовый анализ, но не по инициативе предприятия, является оценка инвестиционного потенциала и кредитной способности компании. Такая аналитика, как правило, интересна банкам, для которых важно убедиться в платежеспособности и рентабельности предприятия. Это логично, поскольку любой потенциальный инвестор заинтересован в получении информации относительно ликвидности компании и степени рисков, касающихся потери вклада.

Внутренний финансовый учет и анализ необходим для того, чтобы удовлетворить потребности самого предприятия. Он может быть ориентирован как на выявление степени ликвидности компании, так и на основательную оценку ее результатов в рамках последнего отчетного периода. Такие методы оценки актуальны в том случае, когда финансовый аналитик или руководство фирмы намерено определить, насколько реальным и актуальным является выделение средств на расширение производства, которое было запланировано, и какое влияние на него способны оказать дополнительные затраты.

Что касается внешнего финансового анализа, то его проведением занимаются аналитики, не имеющие отношения к предприятию. Доступа к внутренней информации компании у них также нет.

Если проводится внутренний анализ, то проблем с привлечением информации любой категории не возникнет, в том числе и той, которая не является доступной. В случае с внешним анализом изначально учитывается некоторая ограниченность методик оценки вследствие отсутствия информации в полном объеме.

Виды финансового анализа

Аналитику, при помощи которой оценивается состояние предприятия, можно разделить на несколько ключевых видов по содержанию процесса управления:

• ретроспективный, или текущий анализ;
• перспективный (предварительный, прогнозный);
• оперативный финансово-экономический анализ;
• анализ, при котором берутся во внимание итоги деятельности конкретного периода времени.

Каждый из видов используется в зависимости от ключевой задачи.

К актуальным методикам финансовой аналитики можно отнести следующие направления:

• Вертикальный анализ. Это один из видов оценки финансовой отчетности предприятия, при котором анализу подвергается доля статей баланса и различных типов пассивов и активов. При данной методике распределение ресурсов показывается в долях.
• Горизонтальный анализ. Речь идет о финансовой аналитике компании, при которой производится динамическая оценка статей бухгалтерского баланса. Оценивается как характер, так и направление тенденции.
• Коэффициентный анализ. При данном типе рассчитываются финансово-экономические и производственные показатели на основании бухгалтерской отчетности. Такой финансово-бухгалтерский анализ изучает также отчеты об убытках, прибылях и другую нормативную документацию. Расчет коэффициентов дает возможность оценить результативность и эффективность различных ресурсов, видов деятельности и капитала компании в том числе.
• Трендовый анализ. При подобной оценке каждая позиция отчетности сравнивается с конкретными предшествующими периодами, в результате определяется тренд движения предприятия. При помощи установленного тренда производится формирование возможных значений будущих показателей. Другими словами, проводится перспективный анализ.
• Факторный анализ. В этом случае используется оценка влияния конкретных факторов на конечные результаты деятельности компании. Для исследования применяются стохастические и детерминированные приемы.
• Сравнительный анализ. Речь идет о внутрихозяйственной аналитике сводных показателей цехов, подразделений, дочерних фирм и др. Производится также межхозяйственный финансовый анализ организации по отношению к показателям конкурирующих предприятий.

В качестве ключевого метода финансового анализа можно определить коэффициентный. Объясняется это тем фактом, что количественная оценка состояния компании и принятие различных решений управленческого характера, направленных на изменение конкретных показателей, производятся на основании финансово-экономических коэффициентов. В этом случае можно наблюдать прямую связь между теми ресурсами компании, которые были учтены, и эффективностью их эксплуатации, выражающейся посредством значений финансово-экономических коэффициентов и данных в статьях баланса.

Эта методика финансового анализа подразумевает оценку четырех актуальных групп экономических показателей:

• Коэффициенты прибыльности (рентабельности). Такие данные служат для отражения прибыльности капитала компании при создании дохода посредством использования активов различных видов.
• Коэффициенты финансовой надежности (устойчивости). В этом случае демонстрируется уровень собственного и заемного капитала фирмы, а также отображается структура капитала компании.
• Коэффициенты платежеспособности (ликвидности). Отражают возможности и способность организации к своевременным краткосрочным и долгосрочным долговым обязательствам.
• Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности). Посредством данной информации можно определить количество активов компании за конкретный отчетный период и интенсивность их оборачиваемости в том числе.

Методика финансового анализа, при которой в основу расчетов берутся коэффициенты предприятия, считается важной по той причине, что именно она дает возможность своевременно определить кризисные явления в компании и принять актуальные меры для стабилизации ситуации.

Данный вид анализа является частью стратегического управления организацией.

Для того чтобы разобраться в сути оценки состояния организации, необходимо изучить пример финансового анализа. Допустим, за все время периода, который подвергается исследованию, наценка была стабильной, но наблюдалось определенное снижение.

В течение исследуемого периода было выявлено увеличение скорости оборота товара на 35 дней. Это свидетельствует о наличии остатков неликвида и росте количества запасов товара. При этом оптимальным значением товарооборота для хозяйственных магазинов является 80-90 дней.

Что касается дебиторской задолженности, то у предприятия ее нет - вся розничная торговля компании производится на условиях оплаты по факту доставки. Дебиторская задолженность оборачивается в течение 4-7 дней, что можно определить как положительный показатель.

При этом на 35 дней увеличился и операционный цикл в рамках периода, который охватывается анализом. Очевидно, что он (цикл) соответствует росту длительности товарооборота. На основании увеличения срока товарооборота вырос и срок финансового цикла.

Финансовый анализ предприятия пример такого рода определяет как достаточно стабильную деятельность, при которой возможно затоваривание склада. Чтобы максимально оптимизировать процесс, необходим пересмотр политики закупок с целью уменьшения срока товарооборота.

Финансовый анализ банка ориентирован на обеспечение качественного управления путем развития ключевых параметров его деятельности. Речь идет о таких показателях, как прибыльность операций, капитал и платежный оборот, структура активов и пассивов, эффективность работы подразделений банка, риски портфеля финансовых ресурсов и внутрибанковское ценообразование.

Для того чтобы исследование состояния банка оказалось успешным, необходимо соблюдение некоторых условий: информация, которая используется для анализа, должна быть достоверной, точной, своевременной и завершенной. Если предоставленные данные не будут соответствовать действительности, примененные методы финансового анализа не смогут привести к объективным выводам. Это означает, что влияние некоторых проблем будет недооценено, следствием чего может стать усугубление ситуации.

Достоверность информации оценивается в процессе инспекционных проверок и во время документального надзора.

Различные стороны деятельности банка оцениваются посредством использования научно-методических инструментов. Именно с их помощью можно разработать оптимальное решение конкретных задач управленческого характера.

Существуют популярные методы финансового анализа банка:

• Уравнение динамического бухгалтерского баланса. Данная методика подразумевает учет прибылей и убытков. Посредством такого управления осуществляется факторная финансовая оценка состояния банка и того факта, насколько прибыльной является его деятельность.
• Модифицированное управление баланса (пассивы равны активам). В этом случае финансовый анализ предполагает быструю оценку эффективности управления пассивами банка.
• Основное управление баланса (активы равны сумме собственного капитала и платных пассивов). Ключевым принципом данной методики оценки является эффективное распоряжение и владение всеми активами банка.
• Капитальное уравнение баланса (капитал банка равен активам за минусом платных пассивов). Данный вид уравнения актуален, когда необходимо получить итоговую оценку того, насколько эффективным было управление имеющимся капиталом в рамках приращения собственных капиталов. Эта методика используется также для определения и эксплуатации резервов повышенной доходности.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый анализ предприятия, пример которого был приведен выше, является необходимой мерой определения состояния и рентабельности компании. Без подобной аналитики эффективность деятельности предприятия способна значительно снизиться, и при этом меры реабилитации при несвоевременной оценке могут оказаться неактуальными.

Финансовый аудит организации

Для оценки эффективности и качества ведения финансовой политики на предприятии может быть проведен финансовый аудит. Данная операция включает в себя выполнение работ, призванных проверить бухгалтерскую и налоговую отчетность, проанализировать состояние финансовых дел и сформировать предложения по усовершенствованию финансовой политики.

Услуги по аудиту финансов на предприятии могут быть оказаны штатным специалистом или специалистом сторонней специализированной компании. Рекомендуется использовать финансовый аудит как инструмент проверки финансового положения после смены руководителя, иных кадровых перестановок в управленческом аппарате предприятия. Более того, проведение такой операции обязательно для предприятий, работающих в определенных отраслях, что предусмотрено законом.

Финансовый аудит может быть проведен по инициативе руководителя предприятия без остановки рабочих процессов. Для этого необходимо обеспечить доступ к отчетной документации, всем подписанным договорам и операциям, которые проводятся на предприятии. Квалифицированные специалисты оценят правильность ведения отчетности, укажут на недостатки и сформируют рекомендации для устранения недочетов. Обратите внимание, только проведение финансового аудита позволяет избежать проблем с законом и выявить сотрудников предприятия, работающих нечестно. Рекомендуется прибегать к финансовому аудиту компании ежегодно перед сдачей годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. Для этого необходимо обратиться в специализированную компанию и заказать комплекс услуг. На основании договора будет дана оценка финансового состояния предприятия после тщательного изучения всей имеющейся документации.

В процессе оценки финансового положения изучается правильность и корректность отображения отчетности, анализируется перспективность заключенных договоров предприятия с точки зрения экономической выгоды. В процессе проверки удается узнать о неэффективных бизнес-процессах, вовремя обратить внимание на «слабые» места предприятия. Это будет прямым руководством к действию со стороны руководства. Для оказания качественных услуг по финансовому аудиту специалистами используются знания в области экономики и формирования отчетности, а также знания в области налогового и бухгалтерского законодательства.

В результате оказания услуг по финансовому аудиту руководство предприятия получит подробный отчет о состоянии экономического положения предприятия, а также рекомендации по принятию мер, позволяющих повысить рентабельность бизнеса. Особенно важно использовать финансовый аудит крупным предприятиями предприятиям, имеющим большое количество агентов. Стоит отметить, что после финансового аудита будет дана оценка перспективности сотрудничества с каждым агентом, в результате от неэффективного сотрудничества можно отказаться и сохранить финансовую стабильность.

Согласно законодательству, финансовый аудит в обязательном порядке проводится в банковских организациях и организациях, ведущих деятельность в области страхования. Также финансовый аудит проводится на предприятиях, чьей основной деятельностью является принятие вкладов от населения и продажа ценных бумаг. Таким образом, финансовый аудит является важной мерой по пресечению экономических преступлений, позволяет защитить бизнес и вовремя обратить внимание на недобросовестных агентов. Проведение финансового аудита организации проводится с использованием выработанной технологии. На первом этапе проводится изучение бухгалтерской и налоговой отчетности, проверяется правильность и полнота заполнения документации на основании требований федерального законодательства.

На втором этапе выявляются несоответствия в отчетности и текущем финансовом состоянии предприятия. Если цифры отчетности и реального положения финансов на предприятия разнятся, это говорит о неправильности ведения учетной политики. Далее изучаются заключенные предприятием договора, проверяется база агентов, определяется перспективность развития бизнеса в выбранном направлении. Эти результаты позволяют определить перспективность дальнейшего развития бизнеса, при необходимости для увеличения прибыли и товарооборота может быть выбрана иная технология. Она позволит занять достойное место среди конкурентов, увеличить прибыль предприятия и отыскать новых клиентов товаров и услуг.

Затем формируются рекомендации для устранения недостатков, рекомендации специалистов являются руководством к действию, содержат важную информацию, полученную на основании проведения тщательного изучения документации. Необходимо знать, что проведение финансового аудита на предприятии является не только мерой по проверке отчетности, но и проверке полного экономического состояния процессов на предприятии. Это позволяет дать оценку рентабельности бизнеса, выбрать новые направления и задачи для его развития, а также спрогнозировать прибыль, увеличение клиентской базы и перспективность реализации тех или иных проектов в рамках деятельности конкретного предприятия.

Проведение финансового аудита

Процесс проведения финансового аудита в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверку учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения нормативных правовых актов.

В ходе указанных проверок проводится оценка системы и результатов внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений.

Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

В ходе проверки должны быть установлены:

• наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;
• соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;
• полнота и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта контроля;
• утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления финансово-хозяйственных операций;
• утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств объекта контроля;
• утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
• утверждение и выполнение порядка отражения в учете событий после отчетной даты;
• соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;
• обоснованность внесения изменений в учетную политику.

При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

• элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);
• выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;
• фактически применяемых методов учета и внутреннего финансового контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям и способам, закрепленным в учетной политике;
• способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых объектом контроля, способам, установленным его учетной политикой.

При проведении проверок хозяйствующих субъектов особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с бюджетными средствами.

При выявлении изменений в учетной политике должно быть установлено их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя объекта контроля с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

• изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;
• разработки или выбора способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;
• существенного изменения условий деятельности контроля (реорганизации, изменения видов деятельности и т. п.).

При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета следует проверить:

- правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций, соответствие критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;
- правильность отражения операций с бюджетными средствами в регистрах бухгалтерского учета;
- отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место, а также документальное оформление указанных операций;
- соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского (бюджетного) учета, а также учетной политике объекта контроля.

Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то необходимо убедиться в том, что:

- используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;
- данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения;
- разработанные объектом контроля механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Проверка достоверности финансовой отчетности

Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех фактах хозяйственной жизни, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

При проведении проверки финансовой отчетности могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом нужно учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушения, которые остались не выявленными по следующим причинам:

• применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;
• неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;
• наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

При проверке достоверности финансовой отчетности следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

• целостность – включение данных обо всех финансовых и хозяйственных операциях;
• последовательность – содержание и формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;
• сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года - предыдущий и отчетный.

Для подтверждения достоверности отчетности необходимо определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

В ходе проверки следует получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства объекта контроля.

Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов

При проведении финансового аудита осуществляется проверка соответствия использования объектом контроля государственных (муниципальных) средств, государственного имущества, а также его финансово-хозяйственной деятельности нормативным правовым актам Российской Федерации, Вологодской области, муниципальным правовым актам.

Проверка соблюдения нормативных правовых актов проводится в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля КСП области «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

Анализ системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных администраторов бюджетных средств.

В ходе проведения финансового аудита, объектами которого являются главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, анализируется состояние внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые должны осуществляться вышеперечисленными объектами контроля в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами.

В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования бюджетных средств и достоверности бюджетной отчетности.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита объекта контроля возможно скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей контрольного мероприятия.

По результатам анализа в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ осуществляется подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита.

Осуществление внутреннего финансового аудита

Внутренний финансовый аудит призван изучить и представить полную, а главное объективную картину функционирования компании в целом, а также каждого ее подразделения. Конечной целью такой проверки является рост качества выполняемых функций, а также эффективности ведения бизнеса.

В рамках внутреннего финансового аудита проводится оценка и анализ следующих направлений деятельности:

• правильность и соответствие действительности бухгалтерской и финансовой отчетности;
• насколько эффективно контролируется деятельность отделов, филиалов и прочих структурных единиц;
• какие результаты приносит принятая в компании система управления рисками;
• насколько целесообразны и экономичны заключаемые сделки;
• соблюдаются ли различные законодательные акты, касающиеся деятельности компании;
• разработка рекомендаций с целью повышения эффективности работы подразделений.

Кроме того, в рамках проверки могут проводиться расследования различных особых случаев. Это, например, касается фактов злоупотребления должностными обязанностями.

Роль внутреннего финансового аудита не ограничивается проверкой достоверности и полноты сведений, предоставляемых в отчетах. Финансовые аудиторы в штате компании, а также независимые эксперты стремятся разработать рекомендации по способам повышения эффективности деятельности фирмы, а также роста ее конкурентоспособности.

С этой целью всесторонне рассматриваются и анализируются различные аспекты деятельности организации.

Так, в рамках проводимой проверки осуществляется анализ:

• отчетности за различные периоды;
• сопоставляются сведения, указанные в финансовой, статистической, а также оперативно отчетности;
• проверяется, насколько правильно составлены отчеты;
• анализируется достоверность отражения активов и пассивов на счетах и в регистрах бухгалтерского учета;
• проводится анализ адекватности, целесообразности и соответствия деятельности проводимых операций.

Круг вопросов, которые рассматриваются в ходе аудита, можно расширять до бесконечности. Конкретный перечень обычно утверждает инициатор проверки. Им может выступать руководитель, один из собственников фирмы или иное заинтересованное уполномоченное лицо.

В процессе проведения проверки важно соблюдать ряд принципов. Это позволяет гарантировать высокую степень эффективности аудита, а также использования его результатов. В целях обеспечения соблюдения принципов внутренними аудиторами важно издать положение об их деятельности, в котором отражаются права и обязанности сотрудника отдела аудита.

В завершение проводимой аудиторской проверки в обязательном порядке составляется заключение. Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, в котором отражены результаты проведенной проверки. Он предназначен для лиц, имеющих право пользоваться финансовой отчетностью организации.

В обязательном порядке заключение аудитора должно содержать следующие сведения:

1. указание на аудируемое лицо;
2. сведения о проверенных регистрах финансовой отчетности;
3. ссылка на нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит;
4. наличие либо отсутствие ошибок;
5. рекомендации по устранению замечаний.

Аудиторское заключение подписывается руководителем проверки, а также лицами, осуществлявшими ее. В обязательном порядке внизу заключения следует указать дату его составления, после которой вносить в него изменения нельзя. Желательно, чтобы проверяемое лицо также поставило свою подпись под этим документом. Оно может указать, что не согласно с результатами проверки. При этом следует пояснить, с какими именно пунктами и по каким причинам (желательно с указанием ссылок на нормативные акты). Обычно аудиторское заключение составляется в двух экземплярах – один для проверяемой стороны, второй для передачи руководству организации.

Процесс организации и проведения внутреннего финансового аудита достаточно сложен. Поэтому зачастую в компаниях (особенно недавно образованных) возникает большое количество вопросов по этой тематике.

Следует понимать, что функции внешнего и внутреннего аудита не совпадают. Внешний аудит направлен исключительно на проверку соответствия нормам и правилам оформления отчетности и операций. При этом цель внутреннего аудита – оценка рисков, которые не дают компании достигать поставленных целей, и рекомендации по их минимизации. Внутренний аудит проводит оценку экономической эффективности деятельности и ориентирован на руководство компании. Внешний аудит чаще всего ориентируется на внешних заинтересованных лиц, например, кредиторов и инвесторов.

Можно выделить несколько шагов, которые следует предпринять при формировании службы внутреннего аудита:

1. Подбор руководителя. Важно помнит, что кандидат должен заслужить авторитет у руководства компании.
2. Разработка целей и задач отдела с учетом пожеланий руководителя и собственников организации.
3. Составление модели проведения проверок, оценка рисков деятельности, составление плана мероприятий.
4. Анализ необходимой структуры службы внутреннего контроля и требуемого бюджета.
5. Подбор кандидатов на должность сотрудников СВА и их внедрение в рабочий процесс.

Как определить оптимальное количество сотрудников в службе внутреннего аудита?

Количество сотрудников, входящих в состав отдела, осуществляющего внутренний аудит, зависит от поставленных перед ним задач. Исходя из числа подразделений, входящих в состав компании, а также имеющихся бизнес-процессов, определяется время, необходимое для проведения проверки. В соответствии с этим определяется количество сотрудников.

Важнейшими навыками аудитора являются независимость мышления, а также здоровый скептицизм. Хороший аудитор никогда не примет на веру всевозможные утверждения, а будет искать им подтверждение.

Кроме того внутренний аудитор должен:

• быть объективным;
• уметь абстрагироваться в работе от личных взаимоотношений;
• прислушиваться к мнению проверяемых лиц;
• иметь высокий уровень аналитических способностей;
• уметь четко выражать свое мнение;
• в случае необходимости отстаивать свою позицию.

Внутренний аудитор должен иметь представление о принципах управления, бухгалтерском и финансовом учете и анализе, праве. Кроме того, важно, чтобы внутренних аудитор обладал достаточными знаниями в области осуществляемой организацией деятельности.

В процессе анализа эффективности работы службы внутреннего контроля можно руководствоваться следующими критериями:

• насколько полно выполняются разработанные и утвержденные планы проверок;
• количество проведенных аудиторских проверок;
• наличие важных рекомендаций аудитора;
• количество выполненных рекомендаций и эффект от этого.

Важно не только оценивать качество работы, но и повышать эффективность службы внутреннего аудита.

Таким образом, внутренний финансовый аудит является важной составляющей деятельности любой крупной компании. Он призван выявить и предотвратить ошибки, возникающие в ходе ведения деятельности. Такой подход позволяет значительно сократить риски, присущие организации. Кроме того, рекомендации, разработанные в ходе проверки помогают организовать бизнес более эффективно.

Аудит финансовой деятельности

Аудит финансовой деятельности – это независимая комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности компании, по итогам которой руководство получает аудиторское заключение, содержащее достоверную информацию о состоянии бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее соответствие требованиям законодательства РФ.

Благодаря аудиту финансово-хозяйственной деятельности у руководителей и инвесторов появилась возможность получить независимую оценку работы организации. Такая оценка позволяет определить не только нынешнее финансовое состояние предприятия, выявить все существующие риски, но и определить его дальнейшие перспективы.

Цели и задачи аудита финансовой деятельности

Основной целью аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия является своевременное выявление ошибок в учетной политике компании и неточностей в экономическом анализе и планировании. Именно поэтому если руководители, инвесторы или любые сторонние лица хотят увидеть полную картину финансового состояния компании, а также оценить ее перспективы и существующие пути развития, то аудит финансовой деятельности просто необходим.

Проведение аудита финансовой деятельности

Закон об аудиторской деятельности гласит, что аудиторские проверки могут проводить лица, получившие квалификационный аттестат аудитора. Такие аудиторы могут вести аудиторскую деятельность, как в индивидуальном порядке, так и штате аудиторской компании.

Аудит финансовой деятельности предприятия состоит из трех основных этапов:

• Планирование и согласование рабочих моментов;
• Проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности;
• Анализ выполненной работы.

По итогам аудиторской проверки финансовой деятельности наши специалисты предоставляют заказчику аудиторское заключение с выводами и рекомендациями направленными на улучшение ведения бизнеса.

Финансовый аудит проводится в самых разных организациях, как коммерческих, так и некоммерческих, в том числе и государственных. Итоги финансового аудита используются руководством компании для анализа работы бухгалтерии, принятия решений и планирования деятельности. Они представляют особый интерес для инвесторов, которые могут с их помощью адекватно оценивать перспективы и риски вложений.

Финансовый аудит следует проводить не только в преддверии налоговой проверки. Эта процедура необходима в тех случаях, когда предприятие имеет долги и издержки, если бизнес планируется продать, перед привлечением сторонних инвестиций.

Аудит проводится по определенным стандартам, прописанным в законе, — в нашей стране деятельность аудиторских фирм регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также «Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696.

Финансовый аудит — явление не новое. Первые упоминания о подобной процедуре встречаются в китайских хрониках, датированных примерно 700 г. до н. э. Финансовый аудит был распространенной процедурой и в Средние века — тогда эти проверки устраивали преимущественно для того, чтобы удостовериться в кредитоспособности партнеров.

Такого рода аудит позволяет руководителю получить независимое экспертное мнение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала. По результатам проверки руководство фирмы получает полный отчет обо всех интересующих его факторах. Таким образом, аудит финансового состояния предприятия позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, понять, куда именно уходят деньги и в каких объемах, оптимизировать финансовую деятельность, а кроме того, оценить компетентность собственной финансовой службы, устранить недоработки.

Аудиторское заключение подтверждает имидж и улучшает деловую репутацию организации, особенно при заключении договоров с партнерами и с кредитными организациями.

Но для некоторых компаний регулярный финансовый аудит обязателен. Он распространяется на:

• Открытые акционерные общества (ОАО).
• Страховые и кредитные компании.
• Общества взаимного страхования.
• Товарные или фондовые биржи.
• Инвестиционные государственные внебюджетные фонды.
• Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления.
• Унитарные государственные и муниципальные предприятия, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения.
• Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг.
• Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество.

Финансовый аудит включает в себя несколько действий:

• полную оценку финансового состояния компании;
• экспертизу эффективности работы компании и финансовых результатов ее деятельности;
• изучение и анализ финансово-экономических стратегий компании;
• исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
• прогнозирование перспектив и эффективности хозяйственной деятельности;
• разработку рекомендации по улучшению финансовой стратегии.

Для этого проводится исследование активов и пассивов, доходов и расходов по всем видам деятельности, изучается влияние отдельных факторов учетной политики и характер движения финансовых средств, сравниваются прогнозы руководства и реальные перспективы, которые вычисляются исходя из уровня доходов и общей финансовой ситуации на предприятии.

Решающую роль при проведении финансового аудита играют не только подсчеты чистых доходов и объемов активов. Важны также показатели оборота, аккуратность учета расходов, объем материальных запасов, наличие дебиторской и кредиторской задолженностей и финансовых инвестиций, неучтенные обязательства, аккуратность и правильность ведения баланса компании, достоверность инвентаризации.

Проведение финансового аудита начинается с предварительного планирования — знакомства с компанией, которая будет проводить аудит, определение объемов и типов работ, вычисления стоимости услуг и, наконец, подписания договора.

Затем аудиторами составляется план работ, определяющий их характер и последовательность, начинается собственно проверка.

Финансовый аудит всегда включает в себя несколько элементов — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, ее проверку на соответствие законодательным нормам и стандартам. По итогам проверки составляется отчет — официальный документ, который оценивает достоверность отчетности компании. Этот отчет содержит исчерпывающие данные обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате проведения финансового аудита. Они классифицируются в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, в этом документе содержатся и рекомендации специалистов-аудиторов по уменьшению финансовых рисков.

Другой документ, который заказчик получает на руки после проведения финансового аудита, — аудиторское заключение. Оно содержит официально подтвержденные данные о правдивости информации, которая была предоставлена для аудиторского анализа, экспертизу имущественного положения и результатов работы кампании за исследуемый период.

Аудиторская компания отвечает лишь за формулирование заключения о достоверности финансовой отчетности. Но вся ответственность за подготовку и представление необходимой документации ложится на руководство компании, и факт проведения финансового аудита не освобождает руководство от ответственности.

Государственный финансовый аудит

Одним из важнейших направлений деятельности государства является осуществление контрольной деятельности. Поскольку бюджетные средства составляют основу функционирования любого государства, особое значение имеет контрольная деятельность в сфере финансов государства, которая включает в себя контроль за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства.

Особое значение в системе государственного финансового контроля имеет государственный аудит.

Различия и сходство между понятиями "государственный контроль" и "государственный аудит" являются вопросом, исследуемым различными авторами. Однако, несмотря на широкое использование в правовой доктрине, нормативного закрепления понятие "государственный аудит" до сих пор не имеет. Проблема введения термина "государственный аудит" в законодательство обусловлена прежде всего тем, что термин "аудит" носит преимущественно частноправовой характер. В Российской Федерации понятие "аудит" прежде всего характерно для проверок достоверности финансовой отчетности, осуществляемой независимыми организациями в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

На сегодняшний день термин "аудит" используется в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) как единственном полном источнике регулирования государственного (муниципального) финансового контроля. Однако в одном случае, по смыслу норм, аудит - это контроль (ст. 157 БК РФ), в других случаях аудит - это проверка (ст. 168.3 БК РФ). Федеральная компонента нормативных правовых актов о государственном аудите формируется вокруг Федерального закона N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате РФ), которым регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции этого постоянно действующего высшего органа внешнего государственного контроля.

Между тем, по мнению Е.В. Рябовой, понятия "аудит" и "контроль" не тождественны, так как государственный аудит, помимо финансового контроля за своевременным и законным расходованием государственных средств, включает оценку эффективности и целесообразности использования государственных средств; оценку обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета; финансовую экспертизу законопроектов, предусматривающих дополнительные расходы государственных средств; анализ выявленных отклонений от установленных бюджетных показателей и выработку практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса в целом; а также оценку социально-экономических прогнозов и долгосрочных национальных проектов.

Понятие "государственный контроль" используется в отношении систем внутреннего финансового контроля, самоконтроля государства, которые созданы государственными органами исполнительной власти, а "государственный аудит" охватывает все, что относится к системе внешнего, независимого публичного контроля - контроля за деятельностью органов государства по управлению общественными ресурсами".

Наиболее полное определение рассматриваемого понятия дано С.В. Степашиным в монографии "Конституционный аудит", где под государственным аудитом понимается конституционно установленная система внешнего, независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны (финансовыми, материальными, интеллектуальными), является одним из современных институтов социального контроля, который возникает в условиях распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений между государством, обществом и человеком.

Другими словами, Счетная палата призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля). Участие граждан в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита нашло отражение в Федеральном законе "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

Определение "государственного аудита" дополняется Ю.В. Сафрыгиным и О.К. Миневой, которые пишут, что "институт государственного аудита в российских условиях - это не только система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел, но и инструмент эволюции экономики, который способен эффективно влиять на процессы экономического развития в силу универсального характера и особого общественного предназначения".

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит определяется как деятельность, целью которой является предоставление заинтересованным лицам независимой объективной картины определенных экономических явлений. Контроль же обычно рассматривают как одну из функций управления, целью которой является оценка процесса функционирования управляемого объекта, выявление в нем отклонений и принятие мер по их устранению.

В свою очередь, государственный контроль - это широкое понятие, которое включает различные виды осуществляемого государством контроля в зависимости от его предмета, в то время как государственный аудит является лишь одним из видов государственного контроля, имеющим свой особый предмет.

В Лимской декларации выделяется два типа государственного аудита: финансовый аудит и аудит эффективности, содержание которых раскрывается в соответствующих Стандартах аудита Международной организации высших органов финансового контроля (далее - Стандарты INTOSAI).

В Федеральном законе о Счетной палате встречаются следующие виды государственного аудита:

- финансовый аудит (контроль);
- аудит эффективности;
- стратегический аудит;
- аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ);
- аудит государственных и международных инвестиционных проектов;
- аудит федеральных информационных систем и проектов;
- аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг;
- внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- внешний государственный аудит (контроль) банковской системы.

За последние пару лет данный список расширился такими новыми видами государственного аудита, как программный, контрактный аудит, аудит банковской системы, аудит информационных систем.

Однако, по нашему мнению, многообразие видов аудита, указанных в Законе, нельзя считать самостоятельными видами аудита, поскольку они касаются лишь отдельных конкретных сфер использования государственных ресурсов.

В этой связи необходимо ориентироваться на основные виды аудита, получившие свое нормативное закрепление, это: финансовый аудит, аудит эффективности и стратегический аудит.

Финансовый аудит применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной отчетности, целевого использования государственных ресурсов. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования государственных ресурсов. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ.

Между финансовым аудитом и аудитом эффективности имеются принципиальные различия. Прежде всего, финансовый аудит сосредотачивается на финансовой информации типа финансовых отчетов, в то время как аудит эффективности направлен в первую очередь на анализ деятельности, программ, деловых операций.

Различия между финансовым аудитом и аудитом эффективности отмечены и в национальных, и международных документах, регулирующих проведение аудита высшими органами финансового контроля (ВОФК). Появление аудита эффективности было зафиксировано в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ). В ней подчеркивается, что в дополнение к финансовому аудиту, "важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы".

Возникновение аудита эффективности следует рассматривать как закономерный процесс, связанный с совершенствованием управления государственными финансами и развитием государственного финансового контроля.

По словам авторов учебно-практического пособия под редакцией С.В. Степашина, существует несколько основных факторов, которые привели к закономерному возникновению и способствовали достаточно быстрому развитию аудита эффективности в государственном финансовом контроле.

Во-первых, наиболее общими из них являются качественные изменения в социально-экономической, политической, институциональной и других сферах общества, которые закономерно происходили в развитых зарубежных странах во второй половине XX в. Во-вторых, в развитых зарубежных странах сформировались и в основном реализуются общепринятые принципы и правовые основы подготовки проекта государственного бюджета, его исполнения, а также финансовой отчетности. Результатом этого является возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса, что в определенной мере гарантирует предупреждение различного рода злоупотреблений и нарушений при расходовании бюджетных средств.

Что же касается стратегического аудита, то последний является своего рода "изобретением" Счетной палаты России, которая начала применять его для контроля за реализацией стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ. Однако последний, по мнению О.И. Карепиной, нецелесообразно выделять в качестве самостоятельного вида аудита, поскольку его содержание фактически адекватно аудиту эффективности, предназначенному для контроля за результатами формирования и использования государственных ресурсов в любой их форме. Иными словами, стратегический аудит и аудит эффективности осуществляются на основе общей методологии.

Аудит финансовых результатов

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита проверки финансовых результатов - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:

• правильность формирования финансового результата от продажи продукции (работ, услуг); продажи основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;
• учет внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);
• учет использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

Источниками проверки финансовых результатов являются первичные документы, подтверждающие доходы и расходы предприятия, учетные регистры, Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1)и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Осуществляя проверку, аудитор должен учитывать, что в отчетности формирование финансового результата показывается развернуто.

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг) на счете 90 «Продажи». Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (расходов на продажу).

Доходы и расходы, учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы», отражаются в Отчете о прибылях и убытках по трем группам:

• доходы, полученные по финансовым вложениям;
• операционные доходы и расходы;
• внереализационные доходы и расходы.

Состав перечисленных доходов и расходов определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

При проверке учета операционных и внереализационных доходов, отражаемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», устанавливается:

• полнота их отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
• правильность оформления первичных документов;
• корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.

При проверке необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок: умышленных (преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных).

В качестве примера можно привести следующие виды непреднамеренных ошибок:

• неправильное отнесение операционных и внереализационных расходов к тому или иному периоду;
• расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта;
• ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учета.

Примерами преднамеренного искажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов являются:

• намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
• намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
• неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
• намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств;
• оплата фиктивных расходов.

Детальная проверка операций требует использования следующих процедур:

1. сверки с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении);
2. проверки правильности отнесения расходов к тому или иному периоду;
3. анализа данных, отраженных на счетах учета доходов и расходов.

При аудиторской проверке сверка с первичными документами необходима для выявления расходов, по которым отсутствуют необходимые документы.

Проверку отражения операционных и внереализационных доходов и расходов проводят выборочным методом, исходя из состава этих показателей и существенности показателя в сумме бухгалтерской прибыли. Проверка проводится на основании заключенных договоров, первичных документов, подтверждающих операции, и регистров синтетического и аналитического учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Для установления обоснованности отражения в бухгалтерском учете операционных и внереализационных доходов и расходов следует проверить правильность определения (признания) указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета согласно положениям, устанавливаемым ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

При проверке отражения в учете операционных и внереализационных доходов и расходов необходимо учитывать также следующие положения.

Внереализационные доходы и расходы организации и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения принимаются в суммах по методу начисления. Перечень указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета приведен в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (по счету 91), ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, содержится в 25 главе Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета в течение отчетного года финансовые результаты и их использование отражаются в учете раздельно на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Поэтому наряду с финансовым результатом проверяются использование и распределение прибыли отчетного года.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение года отражаются подлежащие перечислению в бюджет сумма налога на прибыль, а также штрафные санкции по налогам.

В соответствии с принятой методологией бухгалтерского учета выполняются следующие учетные процедуры:

1. закрываются субсчета счета 90 «Продажи»;
2. закрываются субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
3. счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Указанные записи составляются независимо от финансового результата, отраженного на счете 99.

Аудитор проверяет, было ли произведено по завершении года закрытие счетов 90, 91 и 99.

темы

документ Аудиторское заключение
документ Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
документ Аудит денежных средств
документ Аудиторская проверка расчетных операций
документ Аудит расчетов с персоналом по оплате труда



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Новое пособие на первого ребенка в 2018 году
Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты в 2018 году
Алименты 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Как получить квартиру от государства
Как получить земельный участок бесплатно
Эффективный контракт 2018
Валютный контроль 2018
Взыскание задолженности 2018
Декретный отпуск 2018

Временная регистрация 2018
График отпусков 2018
Дисциплинарное взыскание 2018
Дачная амнистия 2018
Вид на жительство 2018
Дарение 2018
Взаимозачет 2018
Детское пособие 2018
Взносы в ПФР 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость


©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты