Управление финансами

документы

1. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2020-2021 годах
2. Новое пособие для домохозяек с 2020 года
3. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
4. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
6. Банки с 2020 года начали забирать пособия на детей
7. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
8. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Попечительство 2020

Попечительство 2020

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Попечительство 2020

Советуем прочитать наш материал Попечительство, а эту статью разбиваем на темы:

Не забываем поделиться:

1. Попечительство 2020
2. Опека и попечительство в 2020 году
3. Закон об опеке и попечительстве 2020 года
4. Выплаты при опеке и попечительстве в 2020 году
5. Документы для попечительства над ребенком в 2020 году
6. Изменения в опеке и попечительстве в 2020 году
7. Направления деятельности органов опеки и попечительства в 2020 году
8. Проблема опеки и попечительства в 2020 году

Попечительство 2020

В социально развитом обществе принцип «выживает сильнейший» занимает далеко не первостепенное, с точки зрения нравственности, значение. С каким бы пафосом не звучала фраза «истинное проявление силы – в помощи слабому», она вполне отражает суть темы. Политика государства в этом вопросе такова, что оно возложило на себя правовое регулирование вопросов установления опеки и попечительства через соответствующие службы, которые в свою очередь назначают ответственных, наделяя их правами и определенными обязанностями. Случаи прекращения попечительства, как и сам порядок, регламентированы законодательно.

Как уже отмечалось выше, попечительство – это форма устройства определенной категории граждан. Суть и цели его – оказание содействия подопечным в осуществлении своих прав. Кроме того, в 2020 году они принимают меры по охране имущества подопечных.

Правовое регулирование вопросов установления попечительства происходит посредством принятия нормативных документов. Несовершеннолетнее лицо, наделенное статусом подопечного, принимается в чужую семью на правах воспитуемого, находясь там до 18 лет под защитой и покровительством.

Попечительство – это своеобразная опека в легкой форме.

Права и обязанности подопечных расширены, сами лица – более свободны в их реализации. Для того, чтобы было установлено попечительство, необходимы основания.

Случаи прекращения попечительства могут наступить с достижением детей определенного возраста. Оно разделяется на следующие виды: общее и патронажное. Следует отметить, что данное разделение на виды условно, поскольку законодатель не определил четко термин «общее попечительство».

По поводу возможности решения вопроса установления попечительства, закон определяет следующий круг лиц:

• Несовершеннолетние, то есть дети от 14 до 18 лет. Здесь стоит отметить, что они могут пребывать в семье попечителя не только с 14 лет. Это может происходить в более раннем возрасте, только статус ребенка в таком случае – не подопечный, а опекаемый. По достижении 14 лет без специального, дополнительного на то разрешения, ребенок получает статус подопечного и может находиться, воспитываться в той же семье до совершеннолетия. Одно из условий прекращения попечительства как раз и связано с достижением возраста. Когда лицу исполняется восемнадцать лет, связка «подопечный-попечитель» распадается. Молодой человек волен делать самостоятельные шаги, он наделяется полной дееспособностью. Кроме того, не все дети указанного возраста получают статус подопечного под защитой попечителя, а лишь те, кто остался без родительской заботы, и которые не находятся в учреждениях под государственной защитой и на их содержании. Вне зависимости от физического или психического состояния таким детям могут назначить попечителя. При его назначении мнение ребенка учитывается;
• граждане, которые ограничены судом в дееспособности. Попечительство над совершеннолетними гражданами с данной спецификой устанавливается только в случае, если есть решение суда относительно ограничения их в дееспособности. Кроме того, они в обязательном порядке должны быть совершеннолетними. Основные условия прекращения попечительства: невыполнение попечителем своих обязанностей, переход подопечного в статус опекаемого (в случае ухудшения его состояния), потеря статуса подопечного в силу улучшения его состояния и т.д.

Как указывалось выше, дети, находящиеся на попечении, имеют больше самостоятельности в реализации своих прав. Это напрямую связано с повышением их возраста.

Данная категория лиц имеет право:

• на льготы, согласно законодательству в части лечения, отдыха, передвижения и прочее;
• на правах воспитуемого проживать в семье попечителя;
• получать причитающиеся социальные выплаты;
• получать образование,
• на заботу со стороны попечителя, всесторонне развитие;
• возможность общаться со своими кровными родителями и родственниками;
• на выполнение по отношению к себе условий по содержанию;
• сохранение прав на дом, квартиру, прочего имущества, то есть имущественные права подопечных сохраняются;
• на защиту в случае, если попечитель будет злоупотреблять своими правами или пренебрегать обязанностями;
• на выражение своего мнения по семейным вопросам, касающихся его лично. Кроме того, они имеют те же права, что и несовершеннолетние дети в обычных семьях: распоряжаться заработком, стипендией, реализовывать свои права интеллектуальной собственности, открывать счета в финансовых учреждениях и осуществлять вклады прочее.

Пользоваться своими правами несовершеннолетний должен без ущерба для других людей.

Что касается лиц с ограниченной дееспособностью, в отношении которых произошло установление попечительства, их права очень схожи. Кроме того, они могут вносить вклады в кредитные учреждения, распоряжаться ими.

Условия таковы, что воспользоваться правом проводить данные действия гражданин может только с письменного согласия попечителя. Но некоторые вещи он может совершать самостоятельно: распоряжаться своими доходами вне зависимости от его источника; совершать мелкие бытовые сделки.

Самостоятельность эта зависит от срока, данного попечителем и решения суда в случае, если последний обратится туда, с целью ограничить и эти права. Такая категория лиц сама несет имущественную ответственность по совершенным сделкам. Кроме того, она ответственна за причиненный вред.

Попечитель, исполняя свои функции, имеет право представлять подопечного без специальных разрешительных документов в правоотношениях с третьими лицами в учреждениях и организациях (защита прав); выбирать образовательную организацию для ребенка; временно помещать подопечного в воспитательные учреждения; получать помощь и содействие от органа опеки и попечительства, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления; выбирать методы и способы воспитания несовершеннолетнего так, как он считает необходимым, исходя из своих принципов и мировоззрений, с учетом мнения несовершеннолетнего и рекомендаций органа опеки; пользоваться имуществом подопечного в интересах последнего; проживать в жилище подопечного в определенных случаях с разрешения органов опеки и попечительства; давать согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Порядок действий в этом вопросе отрегулирован правовым актом.

Кроме того, попечитель обязан выполнить специальные требования, прописанные в указанных документах (акте органа опеки и попечительства, договоре) с учетом индивидуальных особенностей подопечного.

Попечители также обязаны уведомлять орган опеки и попечительства в строго определенные сроки в случае перемены места жительства подопечных. Каждый год попечители обязаны составлять отчет по форме и в установленные сроки. Если попечители не надлежаще исполняют свои функции или имеются иные основания подобного рода, их отстраняют от выполнения действий, прямо вытекающих из подобного статуса.

Привлечение их к уголовной ответственности происходит в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством. В последнем случае опекун может быть привлечен как обычный гражданин без его связи со своим статусом.

Есть отдельная категория совершеннолетних дееспособных граждан, которые в силу слабого здоровья не способны сами осуществлять в полной мере свои права, исполнять обязанности. Над такими лицами может быть установлен патронаж. Порядок четко регламентирован.

Сведения о таких гражданах подаются самими лицами, родственниками, соседями в органы опеки и попечительства, которые в течение 30 календарных дней со дня выявления нуждающегося гражданина назначают помощника. При этом письменное согласие человека, над которым может быть установлен патронаж, и помощника обязательны.

Помощник совершает определенные действия в интересах человека, который находится под патронатом на основании договора.

Особенности патронажа:

• помощник назначается только дееспособным гражданам определенной категории;
• действие происходит на платной основе;
• осуществляется государственный контроль над помощником;
• обязательно согласие двух сторон (принцип добровольности);
• частично решается вопрос негосударственной помощи данной категории населения.

Положительным моментом патронажной службы является то, что, пребывая в привычной для себя обстановке лицо, находящееся под патронатом, получает помощь и поддержку со стороны на законных основаниях. Такие граждане не брошены, не оставлены на произвол судьбы.

Условия или основания для прекращения патронажного попечительства - есть несогласие сторон. А причинами могут быть улучшение или ухудшение физического состояния лица, над которым осуществляется патронаж (если ухудшение, тогда такому лицу могут назначить опекуна или попечителя), ненадлежащее исполнение своих обязанностей помощником.

Попечительство над несовершеннолетним лицом, совершеннолетним с ограниченной дееспособностью как формы заботы в масштабе страны - довольно проблематичная тема, поскольку затрагивает сферу человеческих отношений между людьми, особенно уязвимых в обществе, со своими специфическими требованиями, продиктованными жизненными обстоятельствами.

Четкая регламентация, регулирование и контроль со стороны государства благоприятно влияет на попечительство и патронаж как процесс поддержки и возможности нормальной жизни данной категории граждан.

Опека и попечительство в 2020 году



Опека — форма устройства малолетних граждан и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных в 2020 году от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. При наличии уважительных причин опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Закон об опеке и попечительстве 2020 года

Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2020 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер.

Рассмотрим их по порядку:

1. Не более 4 детей. Этот пункт законопроекта вызвал больше всего возмущения со стороны приемных родителей. Он гласит о том, что в семьях не может быть больше 3 несовершеннолетних, в совокупности как кровных, так и усыновленных. До этого года нормой считалось 8 детей в одной семье, хотя это скорее относилось к рекомендации, так как можно привести в пример много семей, где детей гораздо больше. Таким образом, в детских домах будет оставаться большее число воспитанников, жизнь которых еще с младенчества будет испорчена. Исключения допустимы, например, при неразделении родных братьев и сестер, детей супруга/супруги от бывшего барка могут. В подобных ситуациях могут разрешить в одной семье иметь 5 и более воспитанников. Материальное положение не играет никакой роли.
2. Один воспитанник в год. Если вы бездетная семья и хотите испытать счастье от большой семьи, то придется выжидать время, так как оформить опекунство можно не более чем на 1 человека в год. Но исключения, как и в предыдущем случае допустимы.
3. Прохождение психолога. Если до 2020 года можно было добровольно отказаться от психологических тестов и бесед, то сегодня это обязательная мера, если вы хотите оформить опеку. И в большинстве случаев документ, который выдает доктор, будет решающим в принятии решения дать позволение на попечительство и опеку или нет. Помимо этого посетить кабинет психолога должны все члены семьи, которые будет проживать с усыновленным на одной территории. Социально психологическое обследование – обязательная мера для усыновителей.
4. Получение разрешения на переезд. Если вы оформили опеку, то приняв решение переехать, должны будете получить разрешение от органов. Раньше достаточно было предупреждения, сегодня же их разрешения нельзя перевезти несовершеннолетнего.
5. Отличное здоровье. Если раньше усыновители не могли иметь злокачественные опухоли и туберкулез открытой формы, то в новом законопроекте к этим болезням добавляется ВИЧ и гепатит С. Казалось бы, что есть смысл в этом требовании, но не позволяется воспользоваться опекой даже людям, у которых инфекционные заболевания не передаются в бытовых условиях и хорошо контролируются медицинскими препаратами.

Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».

В законе 48 об опеке и попечительстве прописаны 32 статьи и 8 глав, в которых вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. А именно:

• обязанности и права опекунов;
• общие моменты;
• назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;
• государственная поддержка;
• временные рамки, обозначающие вступление закона в силу;
• случаи, при которых аннулируются полномочия;
• ответственность, которая ложится на опекунов;
• защита имущества детей.

Установить опекунство можно в следующих случаях:

• возраст до 15 лет;
• смерть родителей;
• лишение родительских прав отца и матери;
• поспавшие без вести родители;
• родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.

Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:

• заявление;
• справка с места работы, с указанием заработной платы за год;
• выписка из домовой книги;
• справка, полученная в ОВД;
• свидетельство о заключении брака;
• медицинская справка о состоянии здоровья;
• письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
• справка из ПФРФ.

В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия. Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход. После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.

Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.

Если вы усыновили ребенка, то, наверняка, знаете, что нужно ежегодно предоставлять отчет. К обязательным пунктам относятся:

• Имущественное положение. Нередко случается ситуация, когда оба родителя погибают, но у них остается недвижимость, автомобили и ценные бумаги. В большинстве случаев они передаются их наследнику, за которые до его совершеннолетия несете ответственно вы как опекун.
• Доходы, полученные в результате распоряжения имущества подопечного. Если вам пришлось продать имущество усыновителя, то стоит предоставить документы о покупке новой квартиры, это целесообразно сделать при увеличении жилплощади.

Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2020 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 20 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.

Вся информация прикрепляется в личное дело. Перед тем как сдать отчетность необходимо запросить бланк, в котором можно писать шариковой ручкой или печатать на компьютеры. Даже если вам требуется изменения, они имеют место быть. Все суммы должны прописываться в рублях, даже если доход был получен в иностранной валюте.

В завершении хочется сказать, что изменения, касающиеся федерального закона в сфере опеки и попечительства неутешительные, так как людям будет сложно оформить усыновление. Представьте ситуацию: в семье есть 4 кровных ребенка, и они хотят оформить опеку, например, над сыном хорошего знакомого после его смерти. И согласно новому проекту он не смогут этого сделать, так как количество несовершеннолетних будет превышать 4.

Выплаты при опеке и попечительстве в 2020 году

Существует 2 варианта оформления отношений между приемными родителями и детьми. В первом случае ребенок становится членом семьи и взрослые обладают всеми правами биологических родителей. Это касается и выплат, а также другой помощи от государства.

Приемные родители могут рассчитывать на единовременное пособие при усыновлении. Его размер в 2020 и январе 2021 года составит 18143,96 р. на каждого ребенка. Если подопечный – инвалид, то эта сумма увеличивается до 138634,62 р.

Индексация выплат производится ежегодно с 1 февраля. Точный размер повышения зависит от уровня инфляции. На 2020 год применяется коэффициент 1,038.

За второго ребенка в семье также положен материнский капитал. С 1 января 2020 года сертификат предоставляет право на сумму в 466 617 р. Если был усыновлен младенец возрастом до 90 дней, то приемные родители имеют право на декрет. Отпуск длится 70 дней (100 дней при одновременном усыновлении нескольких детей) и оплачивается исходя из усредненного размера заработной платы за 2 предыдущих года.

Ежемесячные выплаты составляют 40% от среднего официального дохода за прошедшие 2 года.

В 2020 году верхний предел повышен до двойного размера прожиточного минимума и составляет 27984,66 р. Кроме того родители имеют право на дополнительные выплаты от местных властей. Однако их количество и размер зависит от решения региональных властей. Поэтому данный вопрос необходимо уточнять в органах социальной защиты.

Другой вариант оформления приемного ребенка подразумевает своего рода контракт между опекуном и государством. Воспитание сироты считается официально оплачиваемой работой. Однако другие выплаты в этом случае не предусмотрены, а у повзрослевшего воспитанника нет никаких обязанностей перед приемными родителями.

Дополнительно государство выделяет помощь на покупку мебели, одежды и канцелярских принадлежностей. Однако ее наличие зависит от политики региональных властей. Поэтому в зависимости от места проживания могут быть существенные изменения в размерах выплат.

Кроме непосредственной материальной помощи государство предлагает и другие формы поддержки семей с приемными детьми. В частности, родители имеют право на уменьшение налогооблагаемой базы при подаче отчетности в ФНС вплоть до предела годового дохода в 355000 р.

Если опекун воспитывает детей в одиночку или второй родитель отказался от прав на налоговый вычет, то его размер удваивается до 2800 р. и 6000 р. соответственно. За воспитание детей-инвалидов положен дополнительный вычет 6000 р. Он суммируется с основной суммой и также может удваиваться.

Нетрудоспособным родителям опекунство начисляется как трудовой стаж, который влияет на размер пенсии.

Региональные меры поддержки семей с приемными детьми могут включать широкий список дополнительных льгот.

Их количество полностью зависит от местных властей, и наиболее распространенные:

• более низкие цены на покупку продуктов питания или выдача пайков;
• компенсация оплаты услуг ЖКХ;
• льготная очередь при поступлении в ДОУ и ВУЗы;
• скидки на оплату детского сада, питания в школе;
• возмещение трат на оздоровительный отдых детей в пределах установленной суммы;
• бесплатная выдача средств для реабилитации приемных детей с инвалидностью.

Еще одна существенная льгота – упрощенные условия ипотечного кредитования. Дополнительно опекуны имеют право на внеочередное получение земельных участков под возведение жилья.

Основной документ, который необходим для начисления любых форм помощи от государства – договор опекунов с органами опеки. Что касается непосредственного оформления пособий и льгот, то наиболее эффективный способ – обратиться в территориальный орган социальной защиты. Местные специалисты подскажут необходимый список документов, который надо собрать.

В дальнейшем подать заявление на выплаты можно через МФЦ или портал Госуслуг. Официальный срок оформления – 10 дней. Но он отсчитывается только с того момента, как был собран весь пакет документов. Поэтому при необходимости подавать запросы в другие регионы, придется ждать ответа вплоть до 2-3 месяцев.

Документы для попечительства над ребенком в 2020 году

Основной документ, который подается в ООП – это заявлению о намерении стать опекуном/попечителем, которое заполняется на специальном бланке (порядок заполнения и готовый образец – выше).

Перечень документов, которые обязательно прилагаются к заявлению (согласно п. 4 Постановления Правительства РФ №423):

• краткая автобиография;
• справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы за последние 12 месяцев;
• другие документы, подтверждающий доход (постоянный, временный);
• медицинское заключение о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, препятствующих заботе о ребенке;
• свидетельство о браке;
• письменное согласие на принятие ребенка в семью от членов семьи опекуна/попечителя (старше 10 лет);
• сертификат о прохождении обучения лиц, готовых принять в семью ребенка-сироту или ребенка, который остался без родительской заботы.

В перечень документов в 2020 году не входят справки и выписки, которые ООП запрашивает самостоятельно:

• справку об отсутствии судимостей;
• справку о размере пенсионных и страховых выплат;
• справку о составе семьи по месту прописки.

Список дополнительных документов (в зависимости от оснований передачи ребенка под опеку/попечительство и других обстоятельств):

• свидетельство или паспорт о рождении ребенка;
• согласие на назначение опеки или попечительства (если ребенку уже исполнилось 10 лет);
• медицинское заключение о состоянии здоровья;
• страховой полис;
• документы о праве собственности ребенка;
• документы, подтверждающие причины, по которым ребенок остался без родительской заботы (свидетельство о смерти, решение суда о лишении свободы, о лишении или ограничении родительских прав, заявление родителей, акт об оставлении отцом или матерью ребенка в организации или медицинском учреждении, постановление ООП об отобрании ребенка).

Согласно ст. 35 ГК РФ, опекун или попечитель должен быть назначен не позже чем через 1 месяц с после того, как ООП стало известно, что ребенок остался без родительской заботы.

На практике приблизительная длительность процесса оформления опекунства – 1-2 месяца, что включает:

1. Сбор документов. Срок сбора документов – не ограничен. Но каждый документ имеет определенный срок действия:
• медицинское заключение — 6 месяцев;
• сертификат о прохождении обучения в школе замещающих родителей – 2 года;
• направление на знакомство с подопечным – 10 дней;
• заключение (разрешение органа опеки и попечительства) – 2 года;
2. Прохождение обучения в школе для замещающих родителей – до 1 месяца;
3. Подача запросов и истребование дополнительных данных – в течение 2 дней после подачи заявления.
4. Осмотр жилого помещения по месту проживания опекуна/попечителя. Представитель ООП обязан посетить кандидата в опекуны/попечители в течение 3 дней после принятия письменного заявления. Не исключены повторные проверки.
5. Вынесение заключения – 10 дней;
6. Подбор подопечного и получение направления на знакомство (неограниченное количество раз до назначения опеки);
7. Знакомство и налаживание отношений с подопечным – 10 дней;
8. Назначение опеки или попечительства.

Гражданин, который намерен стать опекуном или попечителем, может получить отказ в оформлении опеки/попечительства (иногда — даже при наличии заключения).

Причины для отказа:

• не удалось установить близкий контакт с ребенком;
• у ребенка есть близкий родственник, который оформляет опеку/попечительство;
• заболевание ребенка, которое препятствует совместному проживанию с опекуном/попечителем;
• заболевание опекуна/попечителя, несовместимое с выполнением обязанностей;
• отсутствие постоянного места жительства;
• неудовлетворительные жилищно-бытовые, санитарные условия по месту проживания;
• отсутствие постоянного дохода;
• несогласие законного представителя ребенка;
• несогласие самого ребенка (если он уже достиг 10 лет);
• ошибки, допущенные при подготовке заявления;
• недостаток документов.

Некоторые из вышеперечисленных обстоятельств могут быть устранены, после чего может быть назначено опекунство, другие – не исключают подбора другого подопечного и назначения опекунства.

Кроме того, опекун/попечитель может обжаловать отказ исполнительного или муниципального органа опеки в судебном порядке.

Обжалование происходит путем подачи иска, к которому прилагаются:

• Паспорт;
• Письменный отказ ООП с указанием мотивов и причин отказа;
• Полный пакет документов для получения заключения или назначения опеки.

За подачу такого иска не взимается государственная пошлина.

После рассмотрения иска, суд выносит решение. Положительное решение суда обязывает ООП выдать заключение или назначить опеку/попечительство.

Изменения в опеке и попечительстве в 2020 году

Деятельность органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда жестко регламентировалась семейным и гражданским законодательством, подзаконными актами Правительства РФ, Минобразования России, Минздравсоцразвития России, в ряде случаев МВД России и другими федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления, включенные в этот процесс нормами Семейного кодекса РФ, обязаны были лишь исполнять федеральное законодательство и отслеживать его исполнение другими лицами на своей территории в интересах несовершеннолетних или граждан, признанных судом недееспособными. Однако в 2020 году последние изменения российского законодательства полностью трансформировали сложившуюся модель разграничения полномочий в данной сфере.

Федеральный закон №258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные ) законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"(далее - Федеральный закон № 258-ФЗ) внес изменения в Семейный кодекс РФ (далее - СК РФ), Федеральные законы № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ).

Суть данных изменений сводится к следующему:

• полномочие по осуществлению опеки и попечительства переводится в разряд государственных и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
• для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая конструкция «органы местного самоуправления имеют право на "участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству"».

Данная правовая конструкция вынесена за рамки обязательных к исполнению вопросов местного значения и внесена в специальную статью, введенную Федеральным законом № 258-ФЗ для всех государственных полномочий, для которых существует иной режим исполнения, отличный от норм гл. 4 "Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона № 131-ФЗ.

Данный особый режим заключается в том, что органы местного самоуправления любого типа могут осуществлять перечисленные в ст. 14.1,15.1 и 16.1 государственные полномочия исключительно за счет средств местных бюджетов. Однако это норма не является передачей государственных полномочий, т. к. не обязывает органы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать решение. В настоящей статье мы не будем давать правовую оценку данной нормы с точки зрения чистоты разграничения полномочий. В задачи статьи входит лишь методическое обеспечение полномочия по опеке и попечительству, а также его перевода в "право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству" если органы местного самоуправления примут такое решение.

Опека (попечительство) - это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан).

Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возник-новения и прекращения, определяет основные права и обязанности опекунов (попечителей). Этим вопросам посвящены ст. 31-40 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст. 47-155 СК РФ).

Под опекой федеральное законодательство подразумевает вид правовой помощи, устанавливаемой в целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия.

Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (физическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В Федеральном законе № 131 -ФЗ полномочие по опеке и попечительству по-разному определено для муниципальных районов (городских округов) и поселений. Для му-ниципальных районов (городских округов) это просто как опека и попечительство (п. 13 ст. 15, п. 21 ст. 16).

В подобной формулировке органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) при исполнении данного полномочия могут осуществлять две основные функции:

• в муниципальное образование само в лице своих органов является опекуном (попе-чителем) нуждающихся в этом граждан;
• в муниципальное образование в лице своих органов правомочно назначать опекуна (попечителя) нуждающимся в этом гражданам.

Для поселений Федеральным законом №131 -ФЗ данный вопрос местного значения существенно сужен. Поселения в лице своих органов могут лишь оказывать содействие в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения (п. 16 ст. 14).

В регламентирующих правоотношения опеки и попечительства правовых нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском и Семейном кодексах РФ) не определен круг вопросов, очерчивающий содействие в установлении опеки. В разных муниципальных образованиях может быть свой перечень. Однако совершенно четко определено, что органы местного самоуправления поселений не в праве выступать в роли опекунов и попечителей; самостоятельно устанавливать опеку (попечительство) над нуждающимися в этом гражданами и представлять интересы опекаемых лиц в судебных инстанциях (в т. ч. выступать в их защиту).

В области гражданских правоотношений органы опеки и попечительства муни-ципальных районов (городских округов) имеют право:

• назначать опекунов и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ);
• назначать помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ;
• самостоятельно исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073,1074,1076 ГК РФ);
• выступать в судебных органах как за расширение дееспособности (эмансипацию) несовершеннолетних (ст. 27 ГК РФ), так и за ограничение права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ);
• подавать заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"; 0 осуществлять контрольные функции в отношении соблюдения прав опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ); освобождать и отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ); давать согласие на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар; принимать решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в психоневрологическое учреждение для социальной реабилитации (п. 2 ст. 23 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании);
• контролировать условия содержания, воспитания и образования детей, находящихся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (ст. 147 СК РФ);
• давать в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; в т. ч. давать согласие на зачисление несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части (ст. 16 п. 3 ст. 24 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
• контролировать выезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на новое место жительства, в т. ч. за границу; а также их регистрацию по новому месту пребывания (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 20 Федерального закона № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). В области имущественных прав органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) имеют право:
• давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ);
• давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовер-шеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК РФ), а также согласие на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ;
• определять кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного и заключать с ним договор доверительного управления имуществом подопечного (п.1ст.38ГКРФ);
• подыскивать доверительного управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним договор доверительного управления (ст. 43 ГК РФ);
• нести имущественную ответственность за вред, причиненный по вине органов местного самоуправления имуществу или личности подопечного лица (ст. 16 и 1069 ГК РФ);
• предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении последствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных (ст. 171 ГКРФ);
• уведомлять в течение 5 дней налоговые органы по месту жительства об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными; об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних физических лиц; физических лиц, ограниченных судом в дееспособности; дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа; физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом (п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ);
• оформлять договоры о передаче жилья в собственность ребенка в порядке приватизации или давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление в случаях, предусмотренных (ч. 3 ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В области семейных отношений органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) обязаны:

• сохранять право ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ) и защищать права и интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ);
• при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при-нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
• производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание; представлять суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ);
• предъявлять в суд иски о лишении и об ограничении родительских прав (ст. 70,73 СК РФ), иски об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ);
• рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (п. 1 ст. 150 СК РФ);
• обязывать опекуна (попечителя) не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п. 1 ст. 55, ст. 8 СК РФ, а также п. 1 ст. 56, ст. 67 СК РФ), давать согласие на контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах (ст. 75 СК РФ);
• разрешать разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка (п. 2 ст. 62 СК РФ);
• сохранять интересы ребенка и его право при перемене имени, фамилии (п. 4 ст. 57, ст. 58,59 СК РФ);
• разрешать разногласия между родителями ребенка по поводу его воспитания и образования (п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 78 СК РФ), назначать представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ);
• участвовать в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (п. 2 ст. 28 СК РФ);
• участвовать в рассмотрении судом дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (п. 2 ст. 66 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ); об установлении усыновления (ст. 125 СК РФ) и о его отмене (ст. 140 СК РФ);
• давать суду заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (ст. 125, 129, п. Зет. 48 СК РФ);
• выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет, выбирать форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
• подбирать приемных родителей, заключать договор о передаче ребенка в приемную семью (ст. 151 СКРФ) и исполнять обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению договора в необходимых случаях, а также контролировать исполнение приемными родителями своих обязанностей;
• предъявлять в суд иски о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ), предъявлять иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним или совершеннолетним недееспособным членам семьи в соответствии со ст. 102 СК РФ;
• осуществлять назначение и выплату опекуну (попечителю) денежных средств на содержание подопечных детей (п. 5 ст. 150 СК РФ, а также приказ Минобрнауки России № 199).

Из представленного перечня функциональных обязанностей органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) органы местного самоуправления поселений реально, не нарушая положений российского законодательства, в качестве содействия установлению опеки и попечительства могут взять на себя следующие функции:

- в области гражданских правоотношений:
• содействовать органам опеки и попечительства муниципального района в подаче заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния";
• по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района контролировать соблюдение прав (в т. ч. имущественных) опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ);
- в области семейных отношений:
• по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуществлять наблюдение за сохранением прав ребенка, переданного на воспитание в семью (ст. 54 СК РФ), и содействовать защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ);
• при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при-нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
• по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять органу опеки и попечительства акт обследования для формирования органами опеки и попечительства заключения по существу спора для судебного рассмотрения (п. 2 ст. 78 СК РФ);
• выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей, предлагать органам опеки и попечительства формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по соглашению с органами опеки и попечительства осуществлять последующее наблюдение за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
• подбирать и рекомендовать органам опеки и попечительства муниципального района приемных родителей для заключения с ними договора о передаче ребенка в семью (ст. 151 СК РФ), а также по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуществлять наблюдение за исполнением обязанностей приемными родителями. Следует обратить внимание на то, что употребленное в данном тексте выражение "по соглашению с органами опеки и попечительства" не означает соподчинения специалистов, осуществляющих в поселении функции содействия в установлении опеки и попечительства, органам опеки муниципального района. Органы местного самоуправления поселения вполне самостоятельны в своих действиях, однако в таком специфическом вопросе, как опека и попечительство, жестко регламентированном федеральным законодательством, целесообразно, чтобы органы местного самоуправления поселений оговаривали с муниципальным районом круг функциональных вопросов данной сферы, в котором поселения готовы участвовать.

Определить объем необходимого финансирования для осуществления полномочий по содействию установлению опеки непросто. На наш взгляд, обязательными в этом случае являются только расходы на содержание специалиста, который осуществлял бы данное содействие, а также на расходные материалы для выполнения закрепленных функциональных обязанностей. Обеспечение ребенка временным приютом в случае санкционированного изъятия из семьи при наличии угрозы его физическому или психическому состоянию; транспортировка к месту постоянного определения по решению органов опеки и попечительства муниципального района; предоставление в случае необходимости одежды и средств гигиены до момента определения на постоянное жительство в детские специализированные учреждения или под опеку* - все это должно осуществляться за счет переданных поселению в рамках заключенного соглашения средств бюджета муниципального района.

Выявление граждан, не имеющих родственников и нуждающихся в помещении в ста-ционарное государственное учреждение социальной и психологической реабилитации, судебное установление их недееспособности, транспортировка и разовая социальная поддержка также финансируются органами опеки и попечительства муниципального района, поскольку ответственность государственного учреждения за таких граждан, как правило, наступает лишь после их приема в него.

Вместе с тем исходя из формулировки вопроса местного значения поселения как "содействие установлению опеки и попечительства" при наличии собственных средств и доброй воли органы местного самоуправления поселений также могут участвовать в софинансировании перечисленных вопросов в оговоренных с муниципальным районом пределах функциональных обязанностей своего специалиста.

Вместе с тем понятно, что данное полномочие должно быть наиболее приближено к населению, т. к. выявление детей и недееспособных граждан, попавших в трудные жизненные обстоятельства и нуждающихся в защите и поддержке, проще осуществлять по месту жительства.

В этой связи возможны два варианта решения вопроса:

• передача законом субъекта РФ государственного полномочия по опеке и попечительству органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями на его осуществление;
• либо создание государственных территориальных органов по опеке и попечительству на территории муниципальных образований.

В первом случае для муниципальных подразделений по опеке и попечительству ничего не меняется, во втором случае они должны будут переведены в статус государственных служащих. В государственную собственность при этом передаются вся имеющаяся в органах архивная документация, а также движимое и недвижимое имущество, закрепленное за органами опеки и попечительства для осуществления их функциональных обязанностей. В чем же заключается "участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству" для органов местного самоуправления? На наш взгляд, здесь могут быть любые действия органов местного самоуправления в помощь государственным органам: помощь в материально-техническом обеспечении органов, помощь в выявлении несовершеннолетних или нуждающихся в опеке (попечении) граждан, помощь в обеспечении защиты несовершеннолетнего или опекаемого гражданина, сохранении их имущества и другие действия. Важно только, чтобы эти действия осуществлялись в помощь органам опеки, а не подменяли органы опеки.

Направления деятельности органов опеки и попечительства в 2020 году

Органы опеки и попечительства (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, социальных и медицинских услуг, подбора и информирования граждан, которые изъявили желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

В 2020 году актуален вопрос работы отдела опеки и попечительства, поскольку целью работы данного отдела является осуществление единой государственной политики в области несовершеннолетних и осуществления социально–правовой защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.

Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью является опека и попечительство. Данная форма устройства позволяет, с одной стороны, устроить ребенка таким образом, чтобы он был наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой стороны, – обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов ребенка.

Основные задачи деятельности отдела опеки, попечительства – это защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки имеют законное право на представлять интересы несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью.

Работа в области защиты прав несовершеннолетних многопланова, ее объем постоянно увеличивается. На специалистов по охране и защите прав детей возложены самые сложные участки работы: это выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет и устройство их в семьи граждан, в государственные детские учреждения, контроль за рынком жилья, собственниками которого являются несовершеннолетние, трудоустройство детей, участие в судебных заседаниях по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и целый ряд других вопросов. Данные проблемы затрагивались в трудах многих российских ученых.

В целях содействия восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка органами опеки и попечительства ведется прием граждан, рассматриваются письменные и устные обращения. Работа с обращениями и жалобами позволяет выявлять наиболее типичные нарушения прав детей, что ложится в основу аналитической работы и практической деятельности отдела опеки и попечительства, направленной на защиту прав и законных интересов детей.

Профилактика социального сиротства является одной из острых проблем. Очевидно, что наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, однако это не всегда возможно. В связи с этим важной частью работы специалистов органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является проведение профилактической работы с родителями, направленной на возвращение их к нормальному образу жизни и изменении отношения к ребенку. Поэтому специалисты по охране прав детей тесно взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, органами правопорядка и именно благодаря специалистам этих служб орган опеки и попечительства имеет возможность своевременно выявить и оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

Одним из направления развития деятельности органов опеки и попечительства является применение современных информационных технологий.

Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной властей является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

В настоящее время отработана схема взаимодействия по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В том числе и информационное взаимодействие. Проблематикой информационного взаимодействия органов власти занимались также ряд российских исследователей.

Специалисты по охране прав детства, в свою очередь, выезжают на акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, проводят профилактические беседы с родителями, в случае необходимости дают рекомендации по трудоустройству и лечению от алкоголизма и наркомании.

Таким образом, деятельность отделов опеки, попечительства и медицинского обслуживания осуществляется в соответствии с его функциями и задачами.

Проблема опеки и попечительства в 2020 году

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России в 2020 году является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2020 году ситуация по-прежнему остается критической.

В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст. 29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя». Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст. 39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно». Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве».

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти - акта органа опеки и попечительства. Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму. Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании). Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений. Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к. превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и/или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

тема

документ Повышение пенсий 2020
документ Погашение кредита 2020
документ Подотчетные лица 2020
документ Подоходный налог 2020
документ Получение гражданства 2020

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

важное

Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
Дефолт в России в 2020 году
Предоставление кредитных каникул в 2020 году
Девальвация рубля в 2020 году
Как получить квартиру от государства в 2020 году
Не стоит покупать доллары в 2020 г.
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Изменения ПДД с 2020 года
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами.