Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления или исполнительной власти, которое от своего имени выпускает денежные знаки, платежные карты или ценные бумаги для финансирования или развития совей деятельности. Воспользовавшись правом эмиссии (предъявляется на определенных условиях), эмитент берет на себя обязательства по предоставлению прав, закрепленных выпущенными ценными бумагами, их владельцам. В числе ценных бумаг, выпускаемых по эмиссии: дорожные чеки, акции, облигации, кредитные карты.
Согласно законодательству РФ, эмитентами в России могут стать только акционерные общества. Они могут выпускать все виды акций, разрешенных к обращению на территории страны. Государственные ценные бумаги (облигации и займы) не разрешены к выпуску по эмиссии.
Основные эмитенты в России: Министерство финансов (представляет государственную власть), крупные предприятия, ставшие в результате реорганизации акционерными обществами, органы местного самоуправления, ведущие банки страны и другие кредитные учреждения.
Эмитенты ценных бумаг всегда занимают позицию продавца на фондовом рынке. Акция или другая ценная бумага — это «товар», качество которой определяется статусом эмитента и результатами его деятельности. Все эмиссионные ценные бумаги подлежат государственной регистрации.
Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг
Приказом ФСФР России. N 11-46/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, которым вносятся существенные изменения в действующий порядок раскрытия информации эмитентами.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее – Положение) вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. На дату составления настоящего обзора Положение опубликовано не было.
Положение приводит порядок раскрытия информации в соответствие с действующими нормами Федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также в значительной мере изменяет ранее действовавшие правила раскрытия дополнительной информации эмитентами ценных бумаг, которые были определены ранее действовавшей редакцией Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденной Приказом ФСФР России N 06-117/пз-н.
Раскрытие информации в сети Интернет
Положение устанавливает обязанность эмитентов при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Эмитент, ценные бумаги которого включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет помимо страницы в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, должен использовать страницу в сети Интернет, электронный адрес которой включает доменное имя, права на которое принадлежат указанному эмитенту.
Раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг:
1. Изменение порядка раскрытия сообщения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Наиболее существенным изменением процедуры эмиссии является изменение порядка раскрытия сообщения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и порядке доступа к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг – исключена обязанность публикации данного сообщения в печатном средстве массовой информации.
Соответственно изменены сроки начала размещения ценных бумаг путем подписки – размещение должно начаться не ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в ленте новостей.
2. Изменение требований к содержанию проспекта ценных бумаг.
Изменены требования к содержанию ряда разделов проспекта ценных бумаг.
Установлено, что в случае, если на дату утверждения проспекта ЦБ эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента, в проспекте ценных бумаг вместо части информации, предусмотренной Положением, может содержаться ссылка на такую информацию, раскрытую эмитентом, с указанием адреса страницы в сети Интернет, на которой раскрыта данная информация, а также наименования и иных идентификационных признаков документа (отчетного периода, за который составлен соответствующий ежеквартальный отчет), в котором раскрыта данная информация.
Указание в проспекте ценных бумаг вместо информации, предусмотренной Положением, ссылки на такую информацию, ранее уже раскрытую эмитентом, допускается при условии, что ранее раскрытая информация, на которую дается ссылка, не изменилась и является актуальной на дату утверждения проспекта ценных бумаг.
3. Изменены сроки доступности информации на странице в сети Интернет.
Сроки доступности информации на странице в сети Интернет:
• Сообщения, раскрываемые на этапах процедуры эмиссии - не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного Положением для их опубликования, а если они опубликованы после истечения такого срока, – с даты их опубликования в сети Интернет.
• Текст зарегистрированного решения о выпуске (доп. выпуске) ЦБ - до погашения всех ценных бумаг этого выпуска (доп. выпуска).
• Текст проспекта акций - до истечения не менее 5 лет с даты опубликования текста отчета (уведомления) об итогах выпуска (доп. выпуска) акций.
• Текст проспекта иных ЦБ (облигаций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок) - до погашения всех ЦБ выпуска, в отношении которого был зарегистрирован проспект.
• Текст отчета (уведомления) об итогах выпуска (доп. выпуска) ЦБ - в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован после истечения такого срока, – с даты его опубликования в сети Интернет.
Раскрытие информации в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности
30-й статьей Федерального закона «О рынке ценных бумаг» установлена обязанность эмитентов, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (далее – ежеквартальный отчет), раскрывать информацию в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента. Пунктом 12 указанной статьи определено: «Сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
В соответствии с Положением сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента и (или) группы организаций, являющихся по отношению друг к другу контролирующим и подконтрольным лицами либо обязанных составлять такую отчетность по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, если хотя бы одной из указанных организаций является эмитент), составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок составления консолидированной финансовой отчетности регулируется Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» N 208-ФЗ, в соответствии с которым консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
Закон «О консолидированной финансовой отчетности» распространяется на кредитные и страховые организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Однако пунктом 2 ст. 2 этого закона также предусмотрено, что в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Данная формулировка позволяет распространить требование об обязанности составления консолидированной отчетности на всех эмитентов, раскрывающих информацию в форме ежеквартального отчета эмитента, опираясь на выше приведенные формулировки закона «О рынке ценных бумаг». Поскольку норма допускает неоднозначное толкование, желательно получить разъяснения ФСФР России, благо время для этого еще есть.
Обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность возникает начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 160н Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения международных стандартов финансовой отчетности вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале "бухгалтерский учет" (опубликованы в Приложении к журналу "Бухгалтерский учет", N 12, дата подписания в печать Таким образом, консолидированная финансовая отчетность должна составляться начиная с отчетности за 2012 год.
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России N 34н,
• Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации N 112.
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
1) головная организация обладает более пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
- доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества и доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
- головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.
В соответствии с Положением раскрытию подлежит годовая и промежуточная (полугодовая) отчетность.
Годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается:
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего финансового года;
2) в составе ежеквартального отчета эмитента за второй квартал, а в случае ее составления до даты окончания первого квартала - в составе ежеквартального отчета эмитента за первый квартал.
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала;
2) в составе ежеквартального отчета эмитента за третий квартал.
Обязательное раскрытие информации акционерными обществами
Положением внесены изменения в порядок обязательного раскрытия информации открытыми акционерными обществами, а также закрытыми акционерными обществами, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее - акционерные общества):
1. Изменены требования к содержанию годового отчета общества.
2. Изменен порядок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности.
Если в соответствии с предыдущей редакцией Положения годовая бухгалтерскую (финансовую) отчетность путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет раскрывали только акционерного общества, не обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента, то теперь публикация отчетности на странице в сети Интернет является обязательной для всех акционерных обществ. Также изменены сроки публикации годовой бухгалтерской отчетности.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в случае если акционерное общество - эмитент обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
3) Введено требование об обязательном раскрытии информации о содержании каждого зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, которые не являются погашенными (находятся в процессе размещения или в обращении).
Соответствующая информация раскрывается акционерным обществом путем опубликования текста зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (текста зарегистрированных изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг) на странице в сети Интернет.
Текст зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг) публикуется на странице в сети Интернет в срок не более 2 дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг) акционерного общества на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом соответствующего письменного уведомления регистрирующего органа, в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.
Текст зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг) должен быть доступен в сети Интернет до погашения всех ценных бумаг этого выпуска (дополнительного выпуска).
4. Раскрытие акционерным обществом дополнительных сведений.
Акционерное общество обязано раскрывать сообщения о следующих дополнительных сведениях:
1) о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
2) о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;
3) об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
4) о проведении общего собрания акционеров акционерного общества.
В предыдущей редакции Положения данная информация раскрывалась только теми акционерными обществами, на которые не распространялись требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Новая редакция предусматривает обязательность раскрытия соответствующей информации, за исключением информации о проведении общего собрания акционеров, всеми акционерными обществами.
В случае если эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах, сведения о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества, ценные бумаги которого включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, либо стоимость активов которого составляет или превышает 5 млрд. рублей, раскрываются таким эмитентом в форме сообщения о существенном факте.
Раскрытие дополнительных сведений осуществляется акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события:
- в ленте новостей - не позднее 1 дня;
- на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
Текст сообщения о дополнительных сведениях должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета
К наиболее существенным изменениям в порядке раскрытия информации в форме ежеквартального отчета эмитента следует отнести следующее.
1. Возможность составления ежеквартального отчета в сокращенном варианте.
В случае если ценные бумаги эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, и эмитент не является организацией, предоставившей обеспечение по облигациям другого эмитента, которые включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на организаторе торговли на рынке ценных бумаг, в ежеквартальный отчет может не включаться следующая информация:
2. Изменяется порядок предоставления отчета в регистрирующий орган.
Ежеквартальный отчет эмитента облигаций с ипотечным покрытием в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала представляется в регистрирующий орган, а ежеквартальный отчет эмитента облигаций с ипотечным покрытием, являющегося кредитной организацией, - также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
С 1 сентября 2012 года ежеквартальные отчеты иных эмитентов в регистрирующий орган не представляются.
3. Изменяются сроки размещения ежеквартального отчета на странице в сети Интернет.
Как и ранее, в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 5 лет с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет (ранее – не менее трех лет).
4. Определен порядок внесения изменений в ранее размещенный в сети Интернет ежеквартальный отчет эмитента.
В случае обнаружения в ежеквартальном отчете, текст которого опубликован на странице в сети Интернет, недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, эмитент вправе внести в ежеквартальный отчет необходимые изменения и опубликовать текст ежеквартального отчета с внесенными изменениями на странице в сети Интернет взамен ранее опубликованного текста ежеквартального отчета.
Одновременно с опубликованием текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями на странице в сети Интернет должно быть опубликовано сообщение об изменении текста ежеквартального отчета.
Сообщение об изменении текста ежеквартального отчета должно быть доступно на странице в сети Интернет с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета с внесенными изменениями и до истечения срока, установленного для обеспечения доступа на странице в сети Интернет к тексту ежеквартального отчета, в который внесены изменения.
Раскрытие информации в форме существенных фактов
Положением перечень раскрываемых существенных фактов приведен в соответствие с их перечнем, определенным статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Увеличен срок, в течение которого текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет - с 6 до 12 месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, – с даты его опубликования в сети Интернет.
Введен порядок корректировки информации, содержащейся в ранее опубликованном в ленте новостей сообщении.
Эмитент вправе изменить (скорректировать) информацию, содержащуюся в ранее опубликованном им в ленте новостей сообщении, путем опубликования в ленте новостей нового (другого) сообщения, которое должно содержать:
• указание на то, что оно публикуется в порядке изменения (корректировки) информации, содержащейся в ранее опубликованном сообщении;
• ссылку на ранее опубликованное сообщение, информация в котором изменяется (корректируется);
• полный текст публикуемого сообщения с учетом внесенных изменений, а также краткое описание внесенных изменений.
Риск эмитента
Но не следует забывать, что помимо определенной привлекательности выпуск субфедеральных займов сталкивается с такой проблемой, как риск. Существует несколько видов рисков, связанных с выпуском субфедеральных займов: риск инвестора и риск эмитента.
Риск инвестора - это вероятность того, что доход на вложенный капитал окажется меньше предполагаемого. В реальной жизни существует опасность потерять весь вложенный капитал и ничего не получить взамен.
Рассмотрим несколько видов рисков:
- риск финансового рынка, когда доходность вложений в облигации окажется ниже по сравнению с вложениями в другие ценные бумаги из-за изменений ставок процента на финансовом рынке;
- риск инфляции, когда в условиях инфляции, если даже номинальная доходность облигации не подвергается риску, реальная доходность окажется ниже предполагаемой;
- риск “колл” (риск “отзыва” облигации) связан с теми облигациями, при выпуске которых оговаривается возможность их выкупа ранее срока погашения;
- ликвидный риск: облигации, которые инвестор может купить или продать быстро без существенной скидки в цене, считаются ликвидными, а чем сложнее это сделать, тем выше ликвидный риск;
- политический риск - это риск изменений, которые могут снизить возможности заемщика выплатить долги или негативно повлиять на получение инвестором выгоды от покупки долговых обязательств;
- кредитный риск, когда в результате изменения финансового положения эмитента он не может вернуть инвесторам заемные средства;
- риск обмана со стороны эмитента (история финансовых “пирамид”).
Риск эмитента при организации займа - это вероятность негативного воздействия различных факторов, которые могут повлиять на успешность его реализации.
Различают несколько случаев, при которых займ нельзя считать успешным:
- если значительная часть облигаций не была размещена среди инвесторов или на каком-то этапе принято решение прекратить размещение займа;
- если не достигнуты цели займа, т. е. не реализованы те проекты, на которые администрация занимала деньги;
- если возникли проблемы возврата средств инвесторам;
- если ошибки, совершенные в ходе проведения займа привели к потере доверия инвесторов.
К рискам эмитентов относятся:
- проектный риск возникает, когда цель займа недостаточно продумана эмитентом, не проведен экономический анализ проекта (в том числе оценка его окупаемости).При выборе цели займа следует исходить из интересов населения. Оправданным считается инвестирование средств в конкретные проекты. инвестиционный проект, под который проводится заем должен отвечать следующему требованию: оплата долговых обязательств перед инвесторами в необходимом объеме и в требуемые сроки должна обеспечиваться за счет окупаемости инвестиционного проекта. Для снижения проектного риска необходима совместная работа организаторов займа и привлеченных экспертов по выбору инвестиционного проекта, а именно:
- предварительный отбор инвестиционных проектов. Государство может взять на себя долговые обязательства в том случае, если заемные средства были направлены на создание объектов с длительным сроком эксплуатации, что приведет к росту стоимости земли в городе,
- экспресс-анализ отобранных инвестиционных проектов. На основе главных финансовых показателей оценивается возможность выплаты долговых обязательств за счет средств, полученных в результате окупаемости проекта, т. е. выбор наиболее подходящего проекта,
- подробный инвестиционный анализ проекта на базе маркетингового исследования, оценка рисков инвестиционного проекта,
- политический риск, обусловлен нестабильностью законодательства - одним из показателей неустойчивости политической ситуации - причина рисков, связанных с любой экономической деятельностью в России,
- рыночный риск: при определении доходности облигаций необходимо, чтобы, с одной стороны, облигации были привлекательны для инвесторов, которые сопоставляют их доходность с доходностью других ценных бумаг, с другой стороны - заемные средства становятся не выгодными для эмитента. Риск непривлекательности для инвесторов может быть вызван следующими причинами: при разработке схемы размещения займа не учтены все возможные группы инвесторов и их интересы; у инвесторов нет открытого доступа к информации о займе; нет адекватной рекламы,
- кадровый риск, может быть связан со следующими причинами: недостаточно высокий уровень профессионализма участников займа; совмещение различных функций в лице одного участника займа; отсутствие независимых экспертов. Выходом из данной ситуации является привлечение к организации муниципального займа независимых экспертов.