Толерантность – это такое отношение к окружающим, самому себе, когда присутствует, как минимум, терпимое поведение в отношении всего непохожего, неприятного, непонятного, как максимум, ещё и внутренняя убеждённость в необходимости такого терпимого поведения. В последнем случае речь идёт о личностной характеристике, мировоззренческой позиции. При этом, как и любая другая личностная характеристика, толерантность имеет полюсное строение: «максимально выраженная толерантность – минимально присутствующая толерантность». Крайние позиции, т. е. когда толерантности слишком много или слишком мало, обозначаются термином интолерантность. Под толерантностью мы понимаем толерантность именно оптимальную. Другими словами толерантность может быть только оптимальной или не быть толерантностью как таковой. Оптимальная толерантность – это определённые границы принятия чужого, иного (как с точки зрения понимания необходимости мирного сосуществования и собственного развития только за счёт появления нового, так и с позиций необходимости сохранения своих собственных взглядов, установок, укоренившихся в поведении субъекта с действующим эмоциональные запретом, табу на разрушение имеющихся представлений о мире, о себе, разрушения собственной личности) при возможности понимания другого (чужого, иного). Понять – не значит принять, тем более, принять абсолютно. Понимание, т. е. рациональный анализ на основе имеющейся информации об объекте, даёт возможность для разумного, спокойного анализа чужого. Как следствие – ассертивное поведение («живи сам, и жить давай другим»).
Зачем нужна толерантность?
Оптимальный уровень толерантности определяется спецификой развития конкретного человека и, по большому счёту, социума, в определённых условиях (это то, что делает человека и, в целом, общество, потенциально более жизнеспособным). Оптимальная толерантность обеспечивает относительно бесконфликтную интеграцию разных членов общества в группы, обеспечивает развитие человека и общества через принятие нового. А с другой стороны предполагает сохранение единства группы, общества, человеческой личности (восприятие самого себя в целостности и последовательности мыслей и поступков).
Каковы источники толерантности?
Другими словами, откуда она, толерантность, берётся? С биологической точки зрения терпимое поведение в большей или меньшей степени запрограммировано в развитии любого стайного животного. Терпимое поведение обеспечивает биосоциальное развитие индивида, являясь элементом выживания и конкурентоспособности биологического вида.
В социуме мы можем наблюдать возникновение толерантного поведения вследствие 3 факторов как минимум. Во-первых, страха разного генеза (страха неприятных последствий, наказания со стороны другого человека, администрации-начальства, общества и т. д.). В результате какого-то страха мы можем и не замечать, что наше поведение стало «толерантным», а дальше, дальше проявление терпимости в определённых условиях становится просто привычным, закрепляясь на поведенческом уровне. А через некоторое время человек относительно устойчиво и без серьёзных «самоистязаний» начинает проявлять толерантное поведение. Правда, если толерантность не проникла на уровень внутренней убеждённости, личностной позиции, эта устойчивость наблюдается только в рамках конкретной деятельности (профессиональной, например), специфических условий.
Во-вторых, под влиянием искусства и культуры, когда происходит индокринация, внедрение идеи терпимого отношения в сознание человека по большей части на эмоциональном уровне.
В-третьих, под влиянием общего «развития личности» на основе индивидуально-психологических характеристик-предпосылок (тут уж речь идёт ещё и об осознанном использовании идеи толерантности в «системе стиля жизни», относительно независимом от общества понимании содержания оптимальной толерантности и стабильном проявлении толерантности в поведении человека).
Все эти источники толерантного поведения действуют на человека в совокупности, однако доминирование того или иного – факт. Источники толерантности можно назвать и средствами формирования поведения, так как они активно используются для коррекции интолерантности (чаще всего без вмешательства специалистов-психологов).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Конечно, интолерантность может быть проявлением неких внешних негативных педагогических или идеологических воздействий и сформированных под их влиянием мысленных и поведенческих установок, ожиданий. В качестве примера: специфика нетерпимого к другим, иным семейного воспитания или попытки дестабилизации политической обстановки в стране (причём, как это следует из нашего понимания интолерантности, к такому эффекту приведёт как катастрофический недостаток толерантности, так и её избыток).
Другой источник – индивидуально-психологические характеристики самого субъекта, человека. Агрессия, высокая тревожность, рабская зависимость и отсутствие своего мнения, злоба, отсутствие навыков социального взаимодействия и эмоциональной саморегуляции и пр. Всё то, что, собственно, и делает нас стабильно нетерпимыми не только к другим людям, но и ко всему происходящему вокруг.
Интолерантное поведение и интолерантные установки могут возникать и ситуативно и характеризовать отношение человека только к определённой группе людей, к определённому мнению, к определённой характеристике. К примеру, такой распространённый в наше время случай – криминальное нападение на улице представителя другой национальности, этнической группы. Или просто человек приходит к выводу, что представитель некой другой национальности в твоей же стране живёт много лучше и комфортнее. Что дальше? Далее следует перенос отношения на всю этническую, национальную, профессиональную и пр. группу. Социально-психологические механизмы этого явления известны и давно описаны.
На таком понимании источников толерантного и интолерантного поведения, собственно, и строится сегодня вся коррекция нежелательных проявлений этого явления. В том числе и идеологическое воздействие с постоянным повторением и внедрением в сознание людей мысли о необходимости терпимого поведения (или абсолютно нетерпимого к чему-либо, какому-либо явлению, поведению, каким-либо мыслям и пр.). Здесь, как утверждают представители поведенческой психологии, нужна ещё и ясная, доступная и привлекательная модель – демонстрация желаемого поведения. Не помешает для некоторой части «электората» и разъяснение, логическое обоснование необходимости требуемого поведения.
Ну и, конечно, то, что проще всего – знакомство с санкциями за нарушения принятого в конкретном месте поведенческого кодекса.
Далее собственно психологические методы – обучение навыкам эмоциональной саморегуляции от психофизиологических методик до попыток изменить самоотношение и отношение к окружающим через перестройку ценностной сферы.
Каковы перспективы внедрения идеи толерантности в нашей стране?
В первую очередь следует отметить тот парадоксальный, на первый взгляд, факт, что идея толерантности последнее время всё чаще вызывает довольно негативные эмоциональные реакции в целом. Почему? Вызывает отторжение идея абсолютной толерантности (интолерантности по сути) как на субъективно-личностном уровне, так и с позиций политической реакции общества (абсолютная толерантность, как показывает современная история, губительна для сообщества, государства). Мы можем предположить, что сама идея толерантности часто воспринимается как попытка разрушения этноса (саморегулирующейся социальной системы, в том числе и в отношении терпимости к иной культурной традиции) и как попытка разрушения мировоззренческой позиции каждого отдельного субъекта.
Чаще всего у людей, отвергающих толерантность, это понятие ассоциируется лишь с вседозволенностью окружающих и запретом противостоять каким бы то ни было, физическим или психологическим внешним нападкам. Даже у некоторых учёных нет понимания этого явления как некой необходимой, но обязательно нормативной, «оптимальной» составляющей развития.
Далее наши исследования межэтнической толерантности показывают, что на протяжении всех этих лет внедрения идеи толерантности в отечественную ментальность соотношение толерантных и интолерантных людей в российском обществе практически не изменилось. На 10 процентов по настоящему (оптимально) толерантных субъектов в обществе приходится 90 интолерантных (со слишком высоким уровнем толерантности или слишком низким). Даже в педагогической среде, где толерантность входит в число профессиональных требований, оптимальный уровень толерантности – 10%, нетерпимость – 45%, ситуативный уровень толерантности (частичный, кое-где) – 45%.
Вероятно, есть некие социальные механизмы регуляции соотношения приятия-неприятия иного, другого. И в нашей изначально многонациональной стране они, похоже, намного сильнее, чем, скажем, в западноевропейский странах, где сегодня политика жёсткого и интенсивного внедрения толерантных идей привела к росту недовольства населения и требованиям перейти от абсолютной толерантности, к примеру, в области национальной политики, к жёстким мерам противодействия иным культурным ценностям, традициям и пр.
Так нужно ли вообще активно вмешиваться в этот процесс? С позиций политики – нет. Тут максимально эффективно лишь противодействие граничащему с криминалом низкому уровню поведенческой интолерантности и создание условий для спокойной экономической, политической, психологической обстановки в стране, городе, районе и т. д. Наши изыскания с этой области показывают, что количество оптимально толерантных субъектов в России положительно коррелирует с экономическим благосостоянием граждан того или иного населённого пункта и их общим позитивным эмоциональным фоном. Причём, экономическая стабильность и обеспеченность должны сочетаться с психологической устойчивостью, отсутствием тревоги и достаточно спокойным эмоциональным фоном. Если хотя бы один из этих компонентов «подкачал», то и количество по-настоящему толерантных людей неуклонно снижается.
А вот что действительно необходимо, так это кропотливая профессиональная психологическая и педагогическая работа по формированию оптимально толерантного поведения, мышления, мировоззрения на основе исследования механизмов и условий личностного развития.