Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени. Раньше выручка считалась разновидностью прибыли. Однако в 2020 году данный вопрос оспаривается множеством специалистов.
От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия. Если этих средств очень мало, организация считается убыточной.
Подобный показатель является важнейшим понятием в деятельности компании. Расчет его проводится для следующих целей:
• Анализ спроса на предоставляемые услуги и продаваемые товары. На основании результатов анализа предприниматель может составить стратегический план производства, определить план закупок.
• На основании размера выручки можно получить представление об экономической успешности компании.
• Это ключевой показатель деятельности компании. Если выручка отсутствует, это является верным сигналом о необходимости внесения перемен в работу.
• На основании выручки корректируется стоимость продаваемых продуктов, определяется тираж, на который точно будет спрос.
Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Но данная информация может запрашиваться и деловыми партнерами, и кредиторами, и инвесторами.
Главная функция выручки – компенсация расходов, средств, которые были затрачены на закупку товаров или на их производство. Финансовые средства, полученные от деятельности предприятия, поступают на счета.
Своевременные переводы обеспечивают:
• стабильность деятельности компании;
• непрерывность оборота товаров.
Обычно выручка тратится на следующие цели:
• оплата услуг поставщиков;
• приобретение продукции или материалов для ее производства;
• выплата зарплаты сотрудникам;
• оплата налоговых сборов;
• расширение предприятия.
То есть, средства обычно вкладываются в развитие бизнеса и поддержание его жизнеспособности.
Поступление выручки с задержками ведет к негативным эффектам:
• убытки предприятия;
• уменьшение показателей прибыли;
• выплаты штрафов, начисленных за срыв сроков по кредитным выплатам;
• нарушение договорных обязательств перед деловыми партнерами;
• невозможность оплатить все счета.
Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное получение выручки. Без регулярного и своевременного поступления средств бизнес не может существовать.
В состав рассматриваемого показателя входят:
• закупочная стоимость, по которой приобретена продукция;
• добавленная стоимость, которая появилась при реализации товара.
То есть, выручка учитывает полную цену проданной продукции.
Источниками выручки является:
• Основная деятельность предприятия (к примеру, продажа товаров и предоставление услуг).
• Инвестиции (работа с ценными бумагами, продажа акций).
• Иная финансовая деятельность (к примеру, получение средств от компании, в которую ранее были направлены инвестиции предприятия).
Перечень источников зависит от конкретной компании и ее рода деятельности.
Магазин продает стиральные машины по стоимости 5 000 рублей. За месяц было реализовано 100 стиральных машин. Стоимость бытовой техники умножается на количество единиц проданного товара. То есть, выручка магазина составит 500 000 рублей в месяц.
Размер выручки необходимо указать в бухгалтерском учете. Прописывается данный показатель в строфе 2110 «Выручка».
Выручка облагается налогом, а потому из этого значения необходимо вычесть налоговые отчисления.
Выручка представляет собой совокупность средств, полученных от деятельности. Расходы предприятия данное значение не учитывает. Прибыль – это разница между выручкой и расходами. Под расходами понимаются затраты на обеспечение деятельности предприятия.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• Исчисление. Размер выручки может быть нулевым или положительным. Прибыль может принимать негативные значения.
• Состав. Для получения сведений о выручке достаточно знать все доходы предприятия от его деятельности. Для вычисления прибыли необходимо знать не только о размере доходов, но и о сумме расходов.
• Реальное выражение. Выручка может быть потенциальной. К примеру, предприятие предоставляет клиентам возможность оформить рассрочку. Средств на счету компании может не быть, но есть гарантия их появления. Прибыль «виртуальной» быть не может. Она рассчитывается на основании фактических значений.
• Выражение. Выручка – определение, которое можно истолковывать в единственном значении. Прибыль же может подразделяться на две формы: валовая и чистая. Чистая прибыль обозначает размер дохода, полученный после уплаты всех налоговых сборов.
Прибыль и выручка значительно отличаются между собой по ключевому ряду признаков.
Выручка может быть или нулевой, или положительной. Если все доходы предприятия отсутствуют, значение будет нулевой. Это свидетельствует о том, что компания не занимается никакой деятельностью. Связана данная особенность с тем, что из выручки ничего не вычитается. Если она отсутствует полностью, значит в компанию не поступает вообще никаких средств.
А вот прибыль может быть отрицательной. К примеру, компания продала товар на сумму 10 000 рублей, а стоимость аренды офиса составляет 20 000 рублей. В данном случае организация уйдет в минус на 10 000 рублей.
Выручка – важное понятие при ведении бизнеса. Позволяет определить все доходы предприятия. Дает представление о спросе на продукцию или услуги, стабильности работы. На основании ее устанавливаются цены на товар, определяется их тираж. Отличается от прибыли тем, что из рассматриваемого показателя ничего не вычитается. Обычно средства из полученной выручки идут на нужды бизнеса и обеспечение его бесперебойной работы.
Выручка при УСН в 2020 году
Для того чтобы иметь возможность использовать в своей деятельности один из самых простых режимов налогообложения — упрощенку, юрлицу или ИП необходимо соответствовать ряду определенных числовых показателей (ст. 346.12 НК РФ):
• Численность работающих — не больше 100 человек.
• Остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн. руб.
• Доля участия других юрлиц — не более 25%.
• Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 150 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Иными важными критериями являются (ст. 346.12 НК РФ):
• Отсутствие филиалов.
• Неосуществление определенной деятельности (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
В случае если хотя бы один из перечисленных критериев перестает соблюдаться, применять УСН становится нельзя.
Если организация планирует перейти на УСН с очередного года, ей необходимо учитывать, что ее выручка за 9 месяцев текущего года тоже регламентирована. Лимит по УСН на 20 год, превышение которого не позволит перейти на спецрежим с 202 года, составляет 112,5 млн. руб.
Установленный для перехода на упрощенку лимит УСН действует только для организаций. Если перейти на УСН решит индивидуальный предприниматель, ограничение по размеру выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для него не установлено.
Оба предела (по доходу за 9 месяцев и для всего годового дохода) по УСН в 2020 году изменения (индексации) лимита доходов в зависимости от величины коэффициента-дефлятора не предусматривают.
Несмотря на то, что их индексация предусмотрена текстом ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, применение коэффициента-дефлятора к значениям лимита УСН на 2020 год не осуществляется, потому что индексация заморожена на период до 2021 года (закон «О внесении изменений…» № 243-ФЗ).
Если доходы «упрощенца» в каком-либо из периодов 2020 года превысят установленный УСН-лимит доходов, равный 150 млн. руб., он теряет возможность работать на УСН.
Лимит по УСН на 2020 год в части общей величины годового дохода будет применяться до 2021 года, не подвергаясь индексации.
Доходы для определения лимита УСН на 2020 год, как и раньше, рассчитываются кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). Учитывать в них нужно также все авансы, которые поступили на расчетный счет или в кассу фирмы. Если же имел место возврат денег, то он также учитывается в том периоде, когда был осуществлен, но со знаком минус.
Планируя переход на УСН, организации должны учитывать лимит по УСН, установленный по отношению к доходам за 9 месяцев года, предшествующего переходу на этот спецрежим. Такой лимит УСН на 2020 год для ООО составляет 112,5 млн. руб.
Действующие плательщики УСН (как организации, так и ИП) должны контролировать предельную величину годовой выручки, превышение которой влечет запрет на применение этого спецрежима. Доходный лимит УСН 2020 года равен 150 млн. руб.
Доходы для определения лимитов УСН на 2020 год определяются кассовым методом.
В 2020 году решение о переходе на единый налог на вмененный доход индивидуальные предприниматели и юридические лица могут принять в добровольном порядке. При этом существуют ограничения для применения ЕНВД, которые мы предлагаем рассмотреть в этом материале.
Индивидуальные предприниматели могут применять ЕНВД, если на них не распространяются следующие ограничения:
1. Если деятельность ИП или ООО ведется в рамках договора о совместной деятельности.
2. Если деятельность ИП или ООО осуществляется по договору доверительного управления имущества. Однако Минфин РФ не запрещает совмещать ЕНВД с той деятельностью, которая ведется по договору доверительного управления имущества (письмо Минфина № 03-11-06/3/286).
3. Крупнейшие налогоплательщики не вправе применять ЕНВД.
4. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек в течение календарного года (п.2.2 ст.346.26 НК РФ).
5. Если образованное юридическое лицо имеет в своем составе долю участия других организаций более 25%.
6. Учреждения, относящиеся к сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, в части деятельности, имеющей отношение к услугам общественного питания (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), если данные услуги оказываются непосредственно указанными учреждениями и являются частью их функционирования в целом.
7. Организации и индивидуальные предприниматели, которые сдают в аренду автозаправочные и автогазозаправочные станции.
8. Организации со статусом государственного или муниципального органа управления, (постановление президиума ВАС РФ № 561/10).
9. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
10. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
11. ЕНВД нельзя применять в тех муниципалитетах, в которых в отношении торговой деятельности введен торговый сбор. Данная норма закона, закреплена в гл. 33 НК РФ. В ст.413 НК РФ имеется перечень видов деятельности, для которых введен торговый сбор. К таким видам деятельности относятся:
• торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
• торговля через объекты нестационарной торговой сети;
• торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
• торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
12. ЕНВД можно применять только для конечного потребителя - физического лица, а не организации.
13. Ограничения по видам деятельности. Закрытый список видов деятельности, разрешенных к применению на ЕНВД, содержится в статье 346.26 НК РФ.
14. Ограничения при совмещении ЕНВД и других систем налогообложения. Совмещение ЕНВД и ЕСХН запрещено, если продукция производится в рамках ЕСХН и реализуется через собственные торговые точки (абз. 2 п. 7 ст. 346.2 НК РФ).
Решение о введении торгового сбора принимается на местном уровне. По решению властей торговый сбор может быть введен в Москве, Санкт-Петербурге и в городе Севастополе, а также в муниципальных образованиях, которые не входят в состав городов федерального значения. На сегодняшний день торговый сбор введен только в г. Москва.
Соответственно предприниматели, работающие в Москве, применять ЕНВД не имеют возможности.
Итак, мы перечислили условия, при которых ЕНВД применять нельзя. Внимательно изучив, все вышеперечисленные пункты и исключая их поочередно, для применения своей деятельности, Вы можете определить, возможно ли применение ЕНВД в конкретном для ИП или ООО случае.
Законодательством РФ постоянно вносятся изменения в перечень ограничений для применения ЕНВД. Ранее Минфин РФ планировал отменить действие ЕНВД во всех регионах РФ. Минфин запланировал перенести срок отмены ЕНВД на 1 января 2021 года. Согласно последним данным, нового переноса срока отмены ЕНВД не планируется. По всей вероятности, с 2021 года ЕНВД прекратит свое существование.
С 1 января 2020 года вступили в силу поправки в НК РФ в части запрета ЕНВД для тех, кто торгует следующими товарами, подлежащими обязательной маркировке:
Ограничения для патентной системы налогообложения в 2020 году:
• приобретать патент могут только индивидуальные предприниматели;
• численность работников ИП не должна превышать 15 человек;
• патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;
• предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей. Если ИП совмещает режимы УСН и ПСН, то доходы от реализации учитывают суммарно по двум режимам.
Ранее регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект РФ - республика, край или область. Можно предположить, что доход предпринимателя на ПСН, оказывающего услуги в областном или краевом центре, должен быть больше, чем доход предпринимателя в районном центре или поселке этого же региона. Стоимость же патента для них была одинакова, но и действовал он на всей территории данного региона.
Закон № 244-ФЗ внес изменения в ст. 346.43 и 346.45 НК РФ, согласно которым в 2020 году регионом для патентной системы налогообложения является муниципальное образование, кроме патентов на автоперевозки и развозную (разносную) розничную торговлю.
С одной стороны, благодаря этому изменению, расчет стоимости патента стал более справедливым – дороже в центрах регионов и ниже в малонаселенных пунктах. Но с другой стороны, действие патента теперь ограничивается территорией только этого муниципального образования.
Стоимость патента, так же, как и на ЕНВД, представляет собой фиксированную сумму, что может быть выгодным при значительных доходах, но не слишком выгодным, если доходы невелики. Налоговая ставка на патентной системе налогообложения равна 6%, а налоговой базой, с которой рассчитывают стоимость патента, является потенциально возможный годовой доход (ПВГД). Устанавливается такой доход региональными законами.
Регионы имеют право увеличивать максимальный размер потенциально возможного годового дохода до десяти раз!
ПВГД может быть увеличен:
• до трех раз - для автотранспортных услуг, техобслуживания и ремонта транспорта;
• до пяти раз - по всем видам патентной деятельности в городах с населением свыше одного миллиона человек;
• до десяти раз - для сдачи в аренду недвижимости, розничной торговли и общепита.
При расчете стоимости патента в некоторых случаях учитывают и такие показатели, как численность работников, площадь торгового зала или зала обслуживания, количество транспортных средств, арендная площадь.
Как происходит расчет стоимости патента, если на протяжении срока его действия изменяется количество работников?
Минфин РФ в письме № 03-11-11/14921 отвечает на этот вопрос так:
1. Если численность работников или другой показатель, учитываемый при расчете стоимости патента, уменьшились, то перерасчет в сторону уменьшения не производится.
2. Если же показатель увеличился, например, число работников с пяти выросло до восьми, то на разницу этих показателей надо приобретать новый патент.
Под налогом на ПСН понимают сумму, уплачиваемую за патент или его стоимость.
Так же, как и на других спецрежимах, стоимость патента заменяет для ИП уплату следующих налогов:
• НДФЛ на доходы, полученные от патентных видов деятельности;
• НДС, кроме того, что уплачивают при ввозе в Россию;
• налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности по патентным видам деятельности.
Одним из самых существенных недостатков патента надо признать необходимость его оплаты авансом, то есть не по итогам налогового периода, как на других налоговых режимах.
Правда, в 2020 году сроки оплаты патента стали не такими жесткими:
• Патент, выданный на срок до шести месяцев, надо оплатить в полном объеме не позднее срока окончания его действия;
• Если срок действия патента составляет от шести месяцев и до года, то одну треть его полной стоимости надо оплатить не позднее 90 дней после начала действия, а две трети - не позднее срока окончания действия патента.
Что произойдет, если ИП не внесет стоимость патента в указанные сроки? Ранее налоговики настаивали на том, что такой предприниматель лишался права на ПСН и все полученные от патентной деятельности доходы должны облагаться, согласно общей системе налогообложения с того момента, когда патент был выдан (а это НДФЛ в размере 13%, НДС и налог на имущество). Однако после изменения статьи 346.45 НК РФ несвоевременная оплата патента перестала быть основанием потери права на этот спецрежим, но за просрочку надо уплатить пени и штраф (письмо ФНС № СД-19-3/19@).
Ограничения по выручки для ИП в 2020 году
Для начала хотелось бы пояснить, что речь не идёт о прибыли. Под оборотом подразумевается валовый доход предпринимателя, то есть общая сумма, которую видно по движению средств. То есть в неё будут включаться и расходы.
Очень часто бывает так, что налоговый режим применяется к определённому виду деятельности. Например, предприниматель совмещает УСН и ОСНО. В таком случае оборот ИП нужно рассчитывать только по тому виду деятельности, по отношению к которому используется УСН.
Когда речь идёт о максимальной сумме оборота у ИП, подразумевается конкретная цифра, после наступления которой предприниматель теряет право использовать льготный налоговый режим.
Это требование в той или иной степени актуально для:
• УСН (упрощёнки);
• ЕНВД;
• патента.
Естественно, в каждом конкретно взятом случае есть свои нюансы. И с ними обязательно нужно разобраться.
С максимальным оборотом при упрощёнке всё достаточно конкретно регламентировано. Ограничения установлены в статье 346.12 НК РФ. Там сказано, в частности, что годовой оборот не должен быть больше 150 миллионов рублей. Эта сумма остаётся актуальной и для 2020 года.
Для организаций, которые решили перейти на спецрежим, существуют дополнительные ограничения. У них, в частности, проверяют оборот за 9 месяцев. Но если вы наткнулись где-то на такое требование, помните: оно не касается ИП!
Максимальный оборот в год для ИП рассчитывается достаточно просто. Для этого налоговая принимает во внимание все кассовые операции. Кроме того, авансы тоже учитываются.
Обратите внимание на то, что требование придерживаться максимального оборота касается любого варианта УСН. То есть вы можете выбрать ставку 6% от валового дохода или же 15% – принципиальной разницы всё равно нет.
С понятием максимального оборота для ИП приходится сталкиваться и тем, кто находится на патенте. Здесь ограничения ещё более жёсткие: 60 миллионов в год. Если вы превысите этот показатель, то вам дадут выбрать между УСН или же ОСНО. Причём со стороны ФНС РФ такая возможность – большое послабление, ранее всех автоматически переводили на общий налоговый режим.
С 2020 года можно будет брать один патент на несколько видов деятельности сразу. С одной стороны, это существенная экономия. Но с другой – ограничение по максимальному обороту тоже надо будет рассчитывать сразу по всем видам деятельности, на которые распространяется патент.
Многих также интересует максимальный годовой оборот для ИП на ЕНВД. Тут всё просто: конкретных ограничений по суммам нет. Это налоговый режим не могут применять крупнейшие налогоплательщики. Однако к большинству индивидуальных предпринимателей данное понятие не относится.
Нужно учесть, что с 2020 года ЕНВД планировали отменить. Но действие режима продлили до 2021 года включительно. Тем не менее понятно, что пользоваться им осталось недолго.
Итак, максимальная сумма годового оборота актуальна для разных налоговых режимов.
Как видите, всё относительно просто. В плане ограничений по максимальному обороту выгоднее всего ЕНВД, где никакой предельной суммы в принципе нет. Однако это довольно специфический налоговый режим: в нём хватает других ограничений. К тому же через несколько лет он потеряет актуальность, так что привыкать к этому варианту не стоит.
Патент удобен по целому ряду причин. Но здесь довольно жёсткий лимит, который часто подходит только начинающим предпринимателям. Поэтому при желании развиваться и двигаться дальше имеет смысл подумать об УСН. Максимального оборота в 150 миллионов рублей достаточно, чтобы не чувствовать себя скованным.
Налогоплательщиков часто беспокоит вопрос: а что будет, если они превысят лимит? Это зависит от того, на каком именно режиме вы находитесь. Итак:
1. Если вы используете ЕНВД, то такая ситуация невозможна. Как я уже и говорил, установленного лимита там.
2. Если вы выбрали патент и превысили установленный максимум, то у вас есть 2 варианта: переходить на УСН или на ОСНО. Первый, естественно, лучше. Но учтите, что вам надо будет следить за своими показателями. И когда вы увидите, что за конкретный период цифры больше необходимого, то вам потребуется написать заявление в налоговую, чтобы вас перевели на упрощёнку. В противном случае вы автоматически окажетесь на ОСНО.
3. Если вы находитесь на УСН и превысили лимит, то в таком случае вы можете выбрать ЕНВД, если те виды деятельности, которыми вы занимаетесь, подпадают под этот налоговый режим. Как и в предыдущем пункте, здесь надо написать заявление, чтобы вас не перевели на общий режим.
Переход на ОСНО для индивидуального предпринимателя не просто неприятен тем, что ему придётся платить больше налогов. Дело в том, что ОСНО предполагает обязательное ведение бухгалтерской отчётности. Непосредственно же переход на налоговый режим происходит с 1 числа того отчётного периода, в рамках которого и произошло превышение.
То есть само по себе превышение лимита не является нарушением. Но с вас могут потребовать бухгалтерскую отчётность, которую вы не вели, а при её отсутствии – впаять серьёзный штраф и назначить выездную проверку. Поэтому за оборотом нужно внимательно следить.
С максимальным оборотом у ИП связано несколько подводных камней, которые стоит учитывать:
• Во-первых, многие предприниматели, стараясь удержаться в рамках оборота, могут не показывать всё движение средств. Они рассчитывают на то, что ФНС РФ обычно проверяет ИП не так жёстко. Однако налоговые тренды в последние годы меняются, и сейчас к индивидуальным предпринимателям приковывается всё больше внимания.
• Во-вторых, если показывать постоянно пограничные суммы, то есть близкие к превышению лимита, то тем самым вы попадёте в зону риска в плане камеральной или выездной налоговой проверки. И опять же, не стоит недооценивать её последствия для ИП. В отличие от компаний, индивидуальный предприниматель отвечает по взятым на себя обязательствам (в том числе и перед государством) всем своим имуществом.
Именно поэтому к вопросу лимита нужно относиться максимально осторожно. Чтобы он не увеличивался, постарайтесь:
• не допускать движений средств, которых можно было бы избежать;
• своевременно оформлять все возвраты;
• постоянно следить за общей суммой, чтобы при её превышении успеть написать заявление о переходе на УСН или ЕНВД.
Выручка малого предприятия в 2020 году
Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в 2020 году микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.
Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:
• размер доходов;
• численность работающих;
• доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.
При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.
Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Такими условиями являются:
• средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
• общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
• годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.
Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).
Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.
Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ):
• вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);
• вновь зарегистрированные ИП;
• ИП, применяющие только ПСН.
При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.
Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.
Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.
Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.
Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.
Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).
Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, Постановление Правительства № 265).
Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.
Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.
Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:
• стоимость ее основных средств не превышает 150 млн. рублей;
• у нее нет филиалов;
• другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.
Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858.
Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность.
К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:
• правила внутреннего трудового распорядка;
• положение об оплате труда;
• графики отпусков и пр.
Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.
Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.
Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).
Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.
Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие - регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.
На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.
Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.
Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
• Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
• Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
• Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР № 3210-У);
• Минимум кадровой документации;
• Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок);
• Право на субсидии и гранты;
• На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).
Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.
Безопасная доля прибыли в выручке в 2020 году
Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и в 2020 году рассматривается в двух аспектах:
• Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
• Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.
Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период.
Например, с:
• Выручкой (с НДС или без НДС).
• Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
• Налоговой базой для расчета конкретного налога.
• Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
• Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.
Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.
Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.
Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.
Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:
• Приказе ФНС РФ № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
• Письме ФНС РФ № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).
В настоящее время письмо ФНС № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.
Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.
Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:
• Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
• Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
• Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
• Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
• Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.
При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:
• Убытки, отраженные в декларации.
• Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
По НДС рассматривают в совокупности два показателя:
• Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
• Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных).
В виде формулы это отобразится так:
ННприб = 100 х Нприб / (Дреал + Двнер), где:
• ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
• Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;
• Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;
• Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.
Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.
Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
• Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
• Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
• Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:
• Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
• Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
• Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.
Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.
Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:
ННндс = 100 х Нндс / НБрф, где:
• ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
• Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
• НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).
Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:
ННндс = 100 х Нндс / (НБрф + НБэксп), где:
• ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
• Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
• НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);
• НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).
Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:
• продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
• продаже предприятия как комплекса;
• СМР;
• авансам полученным.
Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.
Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:
• Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
• Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.
На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:
• Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
• Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
• Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.
На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:
• Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
• Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.
Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:
• Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
• Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
• Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
• Наличием СМР, приводящих к росту базы.
• Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.
Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.
Выручка для обязательного аудита в 2020 году
Меняются лимиты, нужные для установления необходимости пройти обязательный аудит отчетности. Они будут увеличены в 2020 году.
В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2020 году этот лимит будет увеличен.
Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307.
В частности, это следующие обстоятельства:
• Отчетность ведется акционерными обществами.
• Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями.
• Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей. При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины. В 2020 году лимит составит 800 000 000 рублей.
• Сумма активов баланса на завершение прошлого года составляет 60 000 000 рублей. В 2020 году значение будет равняться 400 000 000 руб.
Обязательный аудит проводится тогда, когда присутствует хотя бы одно из приведенных условий.
Обязательный аудит годовой отчетности проходят (ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ) любые организации, у которых в году, предшествовавшем отчетному, выручка от реализации без НДС (строка 2110 отчета о финансовых результатах) более 400 млн. руб. или сумма активов на 31 декабря (строка 1600 бухгалтерского баланса) более 60 млн. руб.
Организация, которая должна пройти обязательный аудит, сдает аудиторское заключение в статистику вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Заключение, которое к этому моменту еще не готово, сдайте в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его подписания, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Представлять аудиторское заключение в налоговую не надо, так как оно не входит в состав отчетности (Письмо Минфина N 03-02-07/1/1724).
За непроведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в статистику (ст. 19.7 КоАП РФ):
— для организации — от 3 000 до 5 000 руб.;
— для должностного лица — от 300 до 500 руб.
Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб.
Норма НДС от выручки в 2020 году
Безопасная доля вычетов — один из критериев для отбора кандидатов на комиссию и выездную проверку (письмо ФНС России № АС-4-2/12722). Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону — смотрите ниже список городов безопасной доли вычетов по НДС в 2020 году.
Безопасная доля вычетов в 85 регионах России: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Москва, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область.
Даже когда ваша компания вписалась в безопасные пределы, ей грозит углубленная проверка, если контрагенты заявили сверхнормативные вычеты. Налоговики захотят убедиться, что сделки провели не на бумаге. В результате можно потерять миллионы. Будьте готовы к запросам налоговиков по «встречке». Представьте им досье на контрагента, чтобы убедить их в своей должной осмотрительности. Вам нужно доказать, что сделка реальна и исполнил ее именно ваш партнер. Иначе доначислений не избежать.
Когда доля вычетов у компании выше среднего, инспекторы могут запросить пояснения. Если ваши доводы их не убедят, руководителя и главбуха могут пригласить для беседы или компанию включат в план выездных проверок.
Высокий показатель может быть по объективным причинам. Тогда в ответе на требование достаточно написать, что высокая доля вычета — не ошибка. Поясните причины. Они могут быть разные: закупили дорогое оборудование, заявили вычеты с предыдущих кварталов и пр. К пояснениям приложите копии счетов-фактур с большими суммами.
Продажа валютной выручки в 2020 году
Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают в оплату своих товаров (работ, услуг), проданных за границу, иностранную валюту.
В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки в 2020 году государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций.
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами - юридическими лицами и резидентами - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.
Инструкцией ЦБ РФ №111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона №173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов.
Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
• сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
• сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
• валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет;
• сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Сумма валютной выручки резидентов, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте:
• оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
• уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
• выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
• иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.
В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет. Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента.
Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:
• денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
• денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
• денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
С транзитного валютного счета денежные средства списываются для осуществления продажи иностранной валюты, включая и обязательную продажу части валютной выручки.
Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление. В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.
Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту.
Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.
Распоряжение юридического лица - резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица - резидента. Распоряжение индивидуального предпринимателя - резидента подписывается физическим лицом - индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии).
Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет. В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.
Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.
Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку.
Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.
В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.
Приказ Минфина Российской Федерации №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (далее план счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрен счет 52 "Валютные счета".
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
К счету 52 открываются субсчета:
52-1 "Валютные счета внутри страны"; 52-2 "Валютные счета за рубежом".
Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка:
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации №34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации".
Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации №2н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000" (далее ПБУ 3/2000). В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.
Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 "Валютные счета".
Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 57 "Переводы в пути".
Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте. Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" и субсчет 91-2 "Прочие расходы" соответственно.
Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетные счета".
Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации №33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.
МСФО выручка в 2020 году
Выручка должна измеряться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению возмещения.
Сумма выручки, возникающей от операции, обычно определяется договором между предприятием и покупателем или пользователем актива. Она измеряется по справедливой стоимости возмещения, полученного или подлежащего получению, с учетом суммы любых торговых или оптовых скидок, предоставляемых предприятием.
В большинстве случаев возмещение предоставляется в форме денежных средств или эквивалентов денежных средств, а суммой выручки является полученная или подлежащая получению сумма денежных средств или эквивалентов денежных средств. Однако в случае, если поступление денежных средств или эквивалентов денежных средств откладывается, справедливая стоимость возмещения может быть меньше полученной или подлежащей получению номинальной суммы денежных средств. Например, предприятие может предоставить беспроцентный кредит покупателю или принять от него вексель к получению с процентной ставкой ниже рыночной в качестве возмещения при продаже товаров. Когда договор фактически представляет собой операцию финансирования, справедливая стоимость возмещения определяется дисконтированием всех будущих поступлений с использованием вмененной ставки процента.
Вмененная ставка процента — это наиболее точно определяемая величина из следующих:
a) преобладающая ставка для аналогичного финансового инструмента эмитента с аналогичным рейтингом кредитоспособности;
b) процентная ставка, которая дисконтирует номинальную сумму финансового инструмента до текущих цен товаров или услуг при продажах за наличные.
Разница между справедливой стоимостью и номинальной суммой возмещения признается процентным доходом в соответствии с пунктами 29–30 и в соответствии с МСФО (IFRS).
Если товары или услуги обмениваются на товары или услуги, аналогичные по характеру и стоимости, обмен не рассматривается как операция, создающая выручку. Это часто происходит с такими продуктами, как масло или молоко, когда поставщики обменивают запасы в различных местах для своевременного удовлетворения спроса в конкретном месте. При продаже товаров или предоставлении услуги в обмен на отличающиеся товары или услуги, обмен рассматривается как операция, создающая выручку. Выручка измеряется по справедливой стоимости полученных товаров или услуг, скорректированной на сумму переведенных денежных средств или их эквивалентов. Если справедливая стоимость полученных товаров или услуг не может быть надежно измерена, выручка измеряется по справедливой стоимости переданных товаров или услуг, скорректированной на сумму переведенных денежных средств или их эквивалентов.
Кассовая выручка в 2020 году
Работа с наличкой в организациях строго регламентирована. За любое отклонение от установленного порядка предусмотрены серьезные дисциплинарные взыскания. Разберемся, каков порядок ведения кассовых операций в 2020 году. Обозначим, какие изменения подготовил Центробанк России на будущий год.
Любое применение наличных денег в деятельности экономического субъекта обязывает к соблюдению кассовой дисциплины. Все категории операций разделены по содержанию, и для каждой группы предусмотрены свои правила и ограничения.
Выделяют следующие категории:
1. Выручка или поступление оплаты по реализации. Например, когда организация принимает оплату за реализуемый товар/услугу/работу, наличными деньгами. Такие операции должны проводиться через специальные кассовые аппараты, работающие в режиме онлайн. Но для некоторых бизнесменов и категорий сделок действуют исключения.
2. Расчеты с персоналом. Категория выплат в пользу подчиненных имеет тенденцию к уменьшению. Большинство компаний и ИП предпочитают перечислять зарплаты на банковские карты работников. Но сотрудник может решить получать вознаграждения наличными.
3. Расчеты с контрагентами. В данную категорию операций попадает самая значимая часть расчетов. Ведь контрагентами и подрядчики, и поставщики, и прочие партнеры организации. Для расчетов с контрагентами установлен лимит в рамках одного договора.
4. Подотчетные средства. Группа операций предусматривает выдачу денег работникам на командировочные расходы, либо на закупки для хозяйственных нужд организации. Выдача средств производится не только наличными. В последнее время все чаще применяются корпоративные карты.
Если в деятельности компании или ИП присутствует хоть один из перечисленных категорий операций, то соблюдение кассовой дисциплины - ключевая задача. За малейшее нарушение предусмотрена административная и дисциплинарная ответственность.
Общий алгоритм ведения кассовых операций устанавливает Центробанк России. Так, в Указаниях №3210-У закреплены действующие нормы.
Основные правила предусматривают:
1. Применение контрольно-кассовой техники при поступлении наличных от выручки.
2. Оформление приходных кассовых ордеров при поступлении денежных средств в кассу.
3. Составление расходного ордера при выдаче наличных на любые траты и нужды фирмы.
4. Соблюдение установленных ограничений и лимитов в порядке ведения кассовых движений.
5. Оформление кассовой книги. Отражение всех движений наличности в хронологическом порядке.
Допуск к наличным имеет специальный работник компании. Например, это кассир, бухгалтер, операционист, либо иной сотрудник компании. С ответственным сотрудником заключается договор о материальной ответственности. И если вдруг деньги из кассы пропадут, то кассир будет возмещать убытки.
Работодатель обязан под роспись ознакомить кассира с правилами ведения кассовых операций. Иначе привлечь к ответственности сотрудника не получится. Допускается положения и нормативы включить в должностные инструкции кассового работника, и ознакомить с ними специалиста под роспись.
Конкретная сумма денежных средств, которая может ежедневно храниться в кассе организации, называется лимитом остатка кассы. Любое превышение не допускается. Излишки должны быть сданы в банк на расчетный счет компании.
Превысить допустимый лимит можно только в дни выплаты заработной платы, пособий и стипендий. На этот период допускается, что наличных будет больше. В остальные дни нарушать предусмотренный лимит нельзя.
Каждый экономический субъект рассчитывает свой лимит остатка в кассе. Предусмотрено два варианта:
• По поступлениям за определенный период времени;
• По выбытиям за определенный период времени.
Полученное значение следует утвердить отдельным приказом руководителя компании. Напомним, что субъекты малого предпринимательства а также ИП вправе не устанавливать лимит остатка. Правило действует для всех категорий бизнеса, имеющих право вести упрощенный учет. Важно проверить распоряжения прошлых лет. Если лимит был утвержден в прошлых годах, то следует отменить действие приказа новым распоряжением.
Второе ограничения в работе с наличкой - это лимит по расчетам. Чиновники установили, что не допускается производить оплату по договорам свыше введенного ограничения.
Практически все компании и ИП, принимающие выручку наличными, были обязаны установить кассовые аппараты нового поколения. После этого времени работать без онлайн-кассы было запрещено. Чиновники предусмотрели некоторые исключения, но большинство фирм и ИП уже ввели новые ККТ в работу.
Введена очередная отсрочка. Помимо освобожденных от применения онлайн кассы, чиновники предоставили отсрочку до 1 июля 2020 года отдельным категориям компаний.
Так, перейти на ККТ во втором полугодии 2020 года могут экономические субъекты, осуществляющие:
• расчеты за услуги в сфере ЖКХ, причем услуги ресурсоснабжающих компаний не исключенье;
• расчеты с водителями или кондукторами в салоне общественного транспорта, это покупка проездных и транспортных билетов.
Положения введены ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ.
Выдать деньги под отчет теперь можно на основании одного из документов: заявления работника или же приказа руководителя. Ранее было необходимо оформить оба эти формуляра.
В 2020 году можно выдавать суммы под отчет даже тем работникам, за которыми числятся непогашенные авансы.
Лимит по командировочным расходам утверждает компания самостоятельно. Учитывая свои финансовые возможности и цели поездки. При налогообложении важно учитывать нормы по суточным, указанные в статье 217 НК РФ. Если сумма выплат превышает установленный лимит, то с превышающей разницы начислите взносы и удержите НДФЛ.
Обновлены и обязательные реквизиты фискального чека и бланков строгой отчетности, которые могут быть выданы взамен чека.
Так, к уже имеющимся сведениям, было добавлены:
1. Наименование компании-клиента или же ФИО, если клиент физлицо.
2. ИНН клиента.
3. Сведения о стране происхождения товара, если реализуется импортная продукция.
4. Сумма акцизного сбора, если он присутствует в платеже.
5. Регистрационный номер таможенной декларации (если она имеет место быть).
Обновления должны быть учтены при расчетах с подотчетными лицами. Так, если работник, от имени фирмы, приобретает товар, то в чеке или БСО, должны быть отражены соответствующие сведения о клиенте. То есть, должны быть указаны наименование и ИНН компании.
Расходование наличной выручки в 2020 году
Порядок проведения наличных расчетов регламентирует Указание ЦБ РФ № 3073-У. В пункте 4 этого документа перечислены цели, на которые можно расходовать наличную выручку. Этот список ограничен.
На что можно тратить наличную выручку:
• на выдачу работникам заработной платы, стипендий, пособий, денежных средств под отчет;
• на оплату поставщикам и заказчикам товаров (за исключением ценных бумаг), работ, услуг (за исключением аренды недвижимости);
• на возврат денежных средств покупателям товаров, работ, услуг, оплаченных наличными.
Предел расчетов наличными в рамках одного договора составляет 100 000 руб. Это ограничение не применяется в отношении расчетов с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей. Например, вы, как юридическое лицо, ведете расчет с ИП — в этом случае соблюдайте предел расчетов наличными в 100 000 рублей.
На что нельзя тратить наличную выручку:
• на аренду недвижимости;
• на операции с ценными бумагами;
• на проведение азартных игр;
• на выдачу и возврат займов.
Если вы потратили выручку на неразрешенные цели, и при проверке налоговая это выявила, то компанию могут оштрафовать по ст. 15.1 КоАП РФ (штраф до 50 000 руб.).
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?