Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Экономисту » Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики



Центральные банки. Сущность, функции и роль в регулировании экономики

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

  • История возникновения и сущность центральных банков
  • Основные функции центральных банков
  • Проведение валютной политики
  • Регулирование деятельности банков
  • Функция финансового агента правительства
  • Организация платежно-расчетных отношений
  • Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков

    История возникновения и сущность центральных банков

    На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

    Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX — начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции — в 1848 г,. Банк Испании — в 1874 г.

    В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, — Банк Японии, — Банк Англии и Банк Франции.

    Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.




    После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ — Бундесбанк и Австрии — Резервный банк Австрии (1960 г.).

    В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

    Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

    В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что «в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.

    Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

    В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.  Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

    Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет — в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет — в ФРГ.

    Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

    С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с момента его национализации в 1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

    Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

    Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

    Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

    Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

    Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена в Западной Европе и США только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

    Здесь наличное обращение занимает крайне скромное место даже в расчетах населения — обычно менее 5—10%. Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически «продаются» банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жесткого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

    Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, почти не отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

    ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

    В государствах Западной Европы и США на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В качестве обеспечения выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы выпуска бумажных денег.

    О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается, в основном, отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

    Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования) и в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

    Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота; безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность; перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства эффективный инструмент.

    Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

    Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономичес1дто политику.

    Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика преследует своей целью борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируются ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

    Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетами налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

    Основные функции центральных банков

    Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк.

    Основными функциями центрального банка являются:

    —           эмиссия банкнот;

    —           проведение денежно-кредитной политики;

    —           рефинансирование кредитно-банковских институтов;

    —           реализация валютной политики;

    —           регулирование деятельности кредитных институтов;

    —           функция финансового агента правительства;

    —           организация платежно-расчетных отношений. Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

    Эмиссия банкнот — эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным.

    В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск 8 обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

    В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла

    Денежно-кредитная политика центрального банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

    Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

    Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей, расчетных отношении постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения и, прежде всего, системы безналичных расчетов доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, (удельный вес золотых монет был еще меньше), а в настоящее время не превышает 5—10%.

    Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров трансформации денежной массы в обращении.

    Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути, означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

    Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (в США), либо прогноза (в Японии).

    Прослеживается прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральным банком.

    Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, которые обеспечивают выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.

    Как свидетельствует опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

    Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, — кредитная рестрикция.

    Все эти методы используются в единой системе.

    Главными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

    —           установление минимальных резервных требований;

    —           регулирование официальной учетной ставки;

    —           операции на открытом рынке.

    Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

    Варьирование норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, следует отнести к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

    Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 1930е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном процентном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств упрощала страхование коммерческих банков. Ведь может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств, вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

    Другая и сегодня основная функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в кредитные операции. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1-2 процентных пункта — эффективное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972—1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства достигала 30%, для 5ессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Средняя же резервная ставка всех кредит1ЫХ институтов ФРГ в августе 1984 г. равнялась 6%.

    Итак, норма минимальных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического положения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия стираются.

    Следует четко уяснить, что регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

    Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

    Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требования предъявляются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность удалять из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи, например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов.

    Расчет минимальных резервных требований осуществляется на основании месячной и квартальной базы, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце конкретного периода можно точно определить среднюю их величину.

    Как правило, расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 мес., хотя возможны и исключения.

    При длительном применении резервных требований в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

    —           повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;

    —           широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

    Регулирование официальной учетной ставки центрального банка

    Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

    Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.

    Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его частое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк стремится уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

    Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

    Использование процентной ставки центрального банка особенно активно практикуется в условиях, когда нарушено равновесие платежного баланса и обостряется валютный кризис. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, которая проводится им в периоды валютных кризисов, падения курса фунта стерлингов и усиления инфляционных процессов.

    Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

    Манипулирование процентными ставками во многих государствах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.

    Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг.

    Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг (преимущественно Обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

    В период избыточной конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

    В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при продаже ценных бумаг) или уменьшается (при покупке ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

    Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения, хотя в отдельных странах (Японии и Франции) проводятся операции также с негосударственными ценными бумагами.

    Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования используются в США, где рынок ценных бумаг достаточно развит (прежде всего, в связи с частым применением краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной денежной массы из обращения. В этих целях операции на открытом рынке активно проводятся в Германии. В Великобритании же они используются преимущественно для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, что обусловлено весомой ролью Банка Англии в качестве банка банков.

    Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

    —           условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции — операции РЕПО);

    —           объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами);

     —          срочности сделки — краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

    —           сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка);

    —           способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком).

    В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах — частных векселей и векселей ЦБ.

    Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции, выполняемые на основе так называемые регулярной доставки, предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

    Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения в промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в ФРГ объектами операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами.

    Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся достаточно мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

    Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух важнейших факторов:

    —           институционального (т.е. от структуры кредитной системы);

    —           законодательного (который стимулирует или сдерживает реализацию операций с ценными бумагами).

    В тех государствах, где центральные банки ориентируются на использование данного инструмента регулирования (Япония, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг, что является важной предпосылкой увеличения масштабов и эффективности операций ЦБ на открытом рынке.

    При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его влияние на количественные параметры денежного рынка становится все более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции его развития, позволяющая ЦБ оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

    Меры административного воздействия — важные инструменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

    Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно, прежде всего, для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.

    В последнее время наблюдается отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов — в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах — например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность.

    Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительством объема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. Чтобы сдержать чрезмерную кредитную экспансию, центральные банки прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль над соблюдением введенных нормативов.

    Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки вводятся персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов.

    В результате установления центральным банком ограничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих резервов, что для них крайне невыгодно.

    При введении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках или их ужесточении наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки, где им легче удовлетворять их потребности в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие применения данного метода регулирования — необходимость установления жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.

    Важное место в административном регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики).

    К основным механизмам селективной кредитной политики относятся:

    —           установление количественных параметров на кредиты, которые направляются в приоритетные отрасли;

    —           создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке;

    —           распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики.

    Портфельные ограничения, в рамках которых коммерческие банки обязательно должны инвестировать часть своих ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере.

    Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов значительно ослабили действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 1980е гг. переключились на использование преимущественно рыночных инструментов.

    Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности ЦБ. Цель рефинансирования заключается в том, чтобы влиять на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

    Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка — источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

    Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

    —           формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

    —           методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, выдаваемые на основе проведенных аукционов);

    —           сроков предоставления (среднесрочные — на 3—4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);

    —           целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

    Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

     Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о центральном банке каждой страны приводится перечень этих требований.

    Общая сумма ссуд любого из ЦБ, выделяемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ограничений объема учетных кредитов, имеющихся в распоряжении банков, посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований — важный инструмент воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитного обращения.

    Ломбардные кредиты, предоставляемые ЦБ коммерческим банкам, — процентные ссуды под залог ценных бумаг.

    Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты применяются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу.

    В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются коммерческие и казначейские векселя, отвечающие соответствующим требованиям, беспроцентные казначейские обязательства и другие обязательства центральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.

    Залог является обеспечением возвратности ссуд ЦБ. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к ЦБ. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

    Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 мес. (по договоренности этот срок может быть продлен).

    Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые центральным банком банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других источников.

    Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах, то центральные банки могут предоставлять им кредиты более длительного срока пользования.

    К числу учреждений, активно использующих кредиты ЦБ, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании, прежде всего, сельского хозяйства.

     Кредитные аукционы — широко практикуемая центральным банком форма предоставления кредитных ресурсов. Сложился следующий порядок проведения центральными банками кредитных аукционов: потенциальные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, заявки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления и минимальную сумму запрашиваемого кредита.

    При определении исходной процентной ставки по выдаваемым кредитам используются два способа — голландский и американский. В обоих случаях выявление исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе распределяются с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения.

    Право на участие в аукционе получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком на аукцион и его проведение.

    Такой способ аукциона называется американским. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участника здесь считается ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой — наименьшая ставка, указанная в «выигравших заявках».

    Второй способ проведения кредитных аукционов — голландский — предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошедшей в число выигрышных ставок.

    Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с порядком, определенным центральным банком.

    Другим способом предоставления ЦБ кредитов рефинансирования являются прямые кредиты, которые выдаются кредитно-банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.

    Проведение валютной политики

    Центральный банк осуществляет валютную политику, включающую в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики обусловливаются и политической ситуацией в государстве, состоянием его платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия этой страны в международных валютно-кредитных организациях.

    В самом общем виде валютная политика включает в себя:

    —           регулирование валютного курса;

    —           проведение валютного регулирования и валютного контроля;

    —           формирование официальных валютных резервов и управление ими;

    —           осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.

    Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

    Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере.

    Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. При золотом стандарте в основе валютного курса лежал валютный паритет — отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота в денежной единице другого государства; валютные курсы характеризовались относительной устойчивостью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну при бумажноденежных системах границы колебаний валютного курса фактически отсутствуют.

    Основные режимы валютных курсов, при выборе которых центральный банк исходит из сравнительных преимуществ (применительно к конкретным экономическим условиям данного государства):

    —           фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины);

    —           «свободно плавающий» (стихийно складывающийся под воздействием спроса и предложения на иностранные валюты);

    —           «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты);

    —           система множественности валютных курсов (использование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономических операций);

    —           двойная система (двойная корректировка курса национальной валюты — раздельно по коммерческим и финансовым операциям).

    Важнейший механизм регулирования валютных курсов — валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

    Другой часто практикуемый способ регулирования валютного курса — дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

    Валютное регулирование и валютной контроль — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение прочих целей во внешнеэкономической сфере.

    Одна из форм валютного регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

    Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

    Валютные резервы центрального банка — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

    Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

    В случае если центральный банк наделяется функцией полного или частичного распределителя официальных валютных резервов, он самостоятельно вырабатывает формы и методы управления ими, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

    В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне центральные банки управляют ими, т.е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

    Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

    В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Вместе с тем в качестве резервных валют все чаще используются японская йена, фунт стерлингов, а также евро - валютная единица стран -   членов ЕС.

    Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей. Наиболее привлекательными и широко используемыми являются государственные ценные бумаги США, преимущественно казначейские обязательства.

     В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому ЦБ устанавливают лимиты по странам, в банках которых они открывают депозиты, а также по каждому банку-контрагенту.

    Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков (которое предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе), контролируя их деятельность.

    Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами — источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

    Регулирование деятельности банков

    Контроль над работой банков проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

    Банковский надзор преследует две цели:

    —           защиту вкладчика от возможных потерь;

    —           поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

    При реализации центральным банком функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:

    —           выдача лицензий на банковскую деятельность;

    —           проверка отчетности, предоставляемой банками;

    —           ревизии на местах;

    —           контроль соблюдения норм банковских операций.

    Выдача лицензий на банковскую деятельность. Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

    Главный вопрос процесса лицензирования — анализ информации относительно особенностей создаваемого кредитного учреждения, в число которых включаются:

    —           состав основных акционеров банка;

    —           источники первоначально инвестируемого капитала;

    —           компетентность руководства;

    —           круг предполагаемых операций и стратегия банка;

    —           правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

    —           политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.

    При решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать и другие факторы. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Отдельно могут быть оговорены порядок утверждения центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты, механизм слияний, а также изменения названия, возможности уменьшения оплаченного капитала.

    Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Постоянный контроль отчетности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

    Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие в себя годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, банки ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов и представлять их в течение месяца, который следует за отчетным периодом. Примерно раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

    Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящими от внутрибанковской системы управления, являются:

    —           достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

    —          качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

    —           доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);

    —           ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.

    Финансовое состояние банка во многом обусловливается качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление их элементов, которые не возвращаются или же имеют завышенную стоимость, могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. Однако предоставляемую банком отчетную документацию следует рассматривать как информацию о состоянии его активов и на ее основе в некоторой степени можно оценить кредитные риски банка.

    От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.

    При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную и кредитную политику банка, систему наблюдения за кредитным риском и взысканием долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

    Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связана с его доходностью (прибыльностью). На базе отчетной документации может быть определена доходность как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей сумме активов.

    Во многих странах органы надзора устанавливают показатели ликвидности, которые отражают требования по поддержанию банками определенного соотношения между ликвидными активами и величиной депозитов с разбивкой их по типам.

    Такими показателями следует считать соотношения между:

    —           предоставленными кредитами и депозитами;

    —           ликвидными активами и депозитами (или суммой депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках);

    —           основными депозитами (которые, вероятнее всего, останутся в банке) и общей их суммой.

    На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение о его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

    Ревизии на местах позволяют центральному банку осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется, прежде всего, анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

    Основные цели проведения ревизии:

    —           обеспечение объективной оценки финансового положения банка;

    —           анализ качества управления банка и оценка работы его директора;

     —          определение комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового положения банка и совершенствования его операций;

    —           обеспечение соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.

    Процедуры, используемые для выполнения данных задач, включают в себя оценку обоснованности принимаемых решений, исполнения законов и инструкций.

    Надзор за соблюдением норм банковских операций осуществляется по следующим позициям:

    —           соотношение капитала с активами;

    —           установление лимитов кредитования одного заемщика;

    —           соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности;

    —           изменение доходности в результате колебаний процентных ставок,

    —           выполнение правил регулирования банковских слияний.

    Функция финансового агента правительства

    Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, центральный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

    Важная роль центрального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его роли кредитора своей страны.

    В зависимости от места размещения государственные займы подразделяются на внутренние (размещаемые внутри страны) и внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках в валюте либо страны-кредитора, либо государства-заемщика, либо в валюте третьей страны).

    По способу размещения внутренние государственные займы бывают свободно обращаемые, реализуемые по подписке и принудительные; по видам доходности — процентные (по которым ежегодно выплачивается равными долями твердый доход), выигрышные и лотерейные (доход по которым может быть получен в случае выхода облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

    Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К числу важнейших мероприятий в этой области относится выявление источников новых займов и кредитов, их размеров и условий привлечения, способов размещения.

     Распределение функций в сфере управления государственным долгом между центральным банком, казначейством или министерством финансов зависит от особенностей исторического развития страны, ее традиций и положения центрального банка.

    Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:

    —           денежная эмиссия;

    —           прямые кредиты центрального банка;

    —           выпуск государственных займов.

    Наиболее простой способ финансирования государственного долга и государственного бюджета — денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счет разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Самым серьезным отрицательным последствием широкого использования денежной эмиссии становится переполнение каналов денежного обращения платежными средствами, не обеспеченными реальными активами, которое ведет к обесценению денег и усилению инфляции.

    Длительное время весьма распространенным способом покрытия дефицита государственного бюджета были прямые кредиты центрального банка правительству, но в последние годы их использование в ряде стран с рыночной экономикой весьма ограничено.

    Государственные займы применяются для покрытия бюджетных дефицитов страны путем аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц (населения, банков, страховых, промышленных и прочих компаний), предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

    Существуют рыночные, нерыночные и специальные выпуски облигационных займов. Рыночные ценные бумаги свободно покупаются и продаются на денежном рынке и не могут быть предъявлены к погашению до установленных при выпуске государственного займа сроков. Нерыночные ценные бумаги нельзя продавать или покупать, но они могут быть досрочно предъявлены к погашению. Специальные выпуски государственных займов распределяются среди конкретных учреждений и фондов — их ценные бумаги не подлежат купле-продаже на денежном рынке.

    Держателями государственных займов являются коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.

    Выполняя функцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета — прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

     Согласно международной практике существуют казначейская, банковская и смешанная системы кассового исполнения бюджета. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на особые органы министерства финансов — приписные кассы, при банковской — на центральный банк, при смешанной — на казначейство и центральный банк. На ранних этапах развития кредитно-финансовой системы кассовое исполнение бюджета являлось функцией казначейства; по мере развития банковской системы эта обязанность постепенно перешла к банкам, в основном, к центральному банку.

    В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк, таким образом, выступает кассиром правительства.

    Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность постоянно контролировать поступление средств на его счет и отслеживать движение кассовой наличности, своевременно предотвращать кассовые разрывы, обеспечивать централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образующих в совокупности бюджетную систему страны.

    В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.

    Организация платежно-расчетных отношений

    Центральные банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей — перехода к бумажноденежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

    Задачами центрального банка в организации платежной системы страны являются:

    —           поддержание стабильности финансовой структуры;

    —           обеспечение эффективного функционирования платежной системы;

    —           проведение денежно-кредитной политики.

     Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т.е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам, и дает возможность устранять возникающие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создающую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом).

    Именно этот риск, называемый системным, отчасти предупреждается центральным банком, который организует систему зачета взаимных платежей, т.е. клирингов, или контролирует деятельность частных клиринговых палат.

    Для нормального функционирования экономики представляется чрезвычайно важным обеспечить эффективную работу платежных систем. Задержки в оплате коммерческих сделок незамедлительно отражаются на состоянии экономики страны. Чтобы избежать этого, создаются специальные клиринговые палаты, осуществляющие безналичные расчеты путем зачета взаимных требований. Такая централизация системы расчетов способствует их ускорению и удешевлению. Совершенствование системы клиринговых расчетов предполагает расширение сферы ее действия с помощью электронно-вычислительной техники.

    Важнейшая задача в области повышения надежности платежных систем — снижение рисков, и она решается посредством:

    —           усовершенствования системы нетто-расчетов, т.е. расчетов, при которых чистое сальдо определяется для каждого участника платежной системы при осуществлении клиринговых операций;

    —           внедрения системы брутто-расчетов в режиме реального времени, когда платежи производятся сразу и окончательно.

    Минимизация рисков при системе нетто-расчетов достигается путем установления за ними контроля с целью своевременного принятия мер по устранению возможных потерь.

    Среди вышеупомянутых мер следует выделить:

    —           допуск к участию в платежных системах лишь платежеспособных банков, обладающих техническими и операционными возможностями по управлению рисками;

    —           фиксирование для каждого участника пределов по взаимному нетто-кредиту и общего предела кредитования в течение дня;

    —           быстрое устранение возникающих перебоев в расчетах, связанных с неплатежеспособностью одного из участников;

    —           предоставление обеспечения под кредиты.

    Система брутто-расчетов в режиме реального времени (ее надежность обусловлена платежеспособностью расчетного агента — центрального банка), минимизирует риски, возникающие вследствие отсутствия достаточных денежных средств на счетах одного из участников клиринга.

    Платежная система используется центральным банком для реализации денежно-кредитной политики.

    В случае неустойчивости и ненадежности платежной системы центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятий в этой сфере.

    Средства коммерческих банков, поступающие на счета центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платежной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах. Кроме того, совершенные, эффективно функционирующие платежные системы способствуют ускорению обращения денег.

    Степень участия центрального банка в организации платежей зависит от исторических традиций, сложившихся в стране. Например, в Германии, Великобритании, Бельгии, Швеции, США центральные банки являются активными участниками осуществления платежей в клиринговых палатах, а в Греции и Португалии инициатива в этой области принадлежит частному сектору.

    В зависимости от степени участия в функционировании клиринговых систем при решении трех вышеперечисленных основных задач центральные банки используют два главных инструмента: содействие в проведении клиринговых операций (внутренний контроль) и надзор за работой частных клиринговых систем (внешний контроль), посредством которого центральный банк обеспечивает определенный уровень их надежности.

    Возможность контролировать деятельность частных клиринговых палат предоставляется в зависимости от того, как ЦБ выполняет функции кредитора последней инстанции. Центральные банки оказывают помощь лишь в том случае, если частные клиринговые палаты не в состоянии решить определенные проблемы (например, управление риском), возникшие в результате их неэффективной деятельности.

    Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платежной системе страны, непосредственно участвуя в работе частных клиринговых палат или осуществляя контроль за их деятельностью.

    Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков

    Монетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться в соответствии с законами № 3941 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Данные законы со всеми последующими изменениями являются правовой основой денежно-кредитной политики России. В этих законах определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции, порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля работы коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

    ЦБ России (ЦБР) — главный банк государства. Он не зависим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР — экономически самостоятельное учреждение. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Он подотчетен только Федеральному Собранию Российской Федерации. Задача ЦБ РФ заключается в том, чтобы методами экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики способствовать укреплению и развитию экономики России.

    Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банкнот, организация платежно-расчетных отношений, регулирование деятельности кредитных институтов путем формирования денежно-кредитной политики и рефинансирования кредитно-банковских институтов, осуществление валютной политики, а также исполнение функций финансового агента правительства.

    В настоящее время ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

    Денежно-кредитная политика ЦБР является составной частью государственного регулирования экономики. Она включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

     При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк РФ использует прямые и косвенные меры воздействия в единой системе.

    Одна из основных мер влияния на денежно-кредитную политику заключается в установлении минимальных резервных требований и выражается в формировании Фонда обязательного резервирования (ФОР). Этот метод относится к косвенным методам регулирования денежного обращения. Минимальные резервы — это обязательная норма депозитов в центральном банке, определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств, устанавливаемая в законодательном порядке.

    В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 г.; тогда была установлена единая норма в 2% без дифференциации по видам вкладов. В 1992 г. одна из антиинфляционных мер выразилась в том, что нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены в следующих размерах: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворить сразу по требованию клиента—20%; по вкладам, которые могли быть затребованы клиентом после истечения определенного срока —15%.

    В настоящее время норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам — 7,0%. Расчет минимальных резервных требований осуществляется в течение месяца за каждый день, т.е. на месячной основе.

    Другим косвенным инструментом влияния на денежно-кредитную политику стало регулирование официальной учетной ставки Центрального банка. Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям Центрального банка. Таким образом, ЦБР определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Уровень официальной учетной ставки ориентировочно определяет рыночные ставки по банковским кредитам. Влияние ставок рефинансирования, устанавливаемых Центральным банком, распространяется на всю экономику России.

    ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. На протяжении 1991—1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 210% годовых в зависимости от экономической ситуации в стране. Учетная ставка постоянно изменялась и сегодня она составляет 23% годовых.

    Еще одним методом регулирования объемов кредитных ресурсов являются операции на открытом рынке.

    Возможность проведения операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения Центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения.

    В России под операциями на открытом рынке подразумевается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

    Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить через ЦБ РФ временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения временно свободных денег для Правительства; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным банком России кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении, а также повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения ценных бумаг, гарантированных государством.

    Центральный банк России является проводником валютной политики, которая предусматривает комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Цель валютной политики Банка России  проведение валютного регулирования и валютного контроля; формирование официальных валютных резервов и управление ими, регулирование валютного курса, а также осуществление международного валютного сотрудничества России.

    Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

    До 1992 г. в России валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку в 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). На бирже регулярно устанавливается курс рубля по отношению к доллару США. Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Учитывая роль валютного курса и его влияние на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

    Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Суть ее состоит в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействовать на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако ЦБ РФ благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны.

    ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, которое способствует укреплению денежного обращения.

    К таким мерам, в частности, относятся:

    —           решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

    —           ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

    —           разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту;

    —           установление верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке — «валютного коридора», который позволил ЦБ РФ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.

    После кризиса 1998 г. валютный курс вновь устанавливается по результатам торгов.

    Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты для совершения официальных операций с иностранной валютой.

    В начале 1995 г. Правительство и ЦБ РФ приняли совместное заявление об экономической политике. В нем декларировалось, что правительство и ЦБ РФ будут и впредь развивать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом систему единого валютного курса.

    Еще одной составной частью валютной политики следует считать формирование официальных валютных резервов и управление ими.

    Валютные резервы ЦБ РФ состоят из золота, официальных запасов иностранной валюты, находящихся на счетах Центрального банка, а также в банках за рубежом, либо вложенных в иностранные ценные бумаги.

    Они используются для проведения международных расчетов и обеспечивают стабильность национальной валюты.

    В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБР управляет ими.

    Контроль над деятельностью банков проводится для обеспечения их устойчивости и поддержания стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

    Контроль ЦБР предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

    Осуществляя функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков, Центральный банк РФ выполняет и другие задачи: выдает лицензии на банковскую деятельность, проверяет отчетность, представляемую банками, проводит ревизии на местах и контролирует соблюдение банками норм банковских операций.



    тема

    документ Внешнеэкономическая деятельность
    документ Финансовое состояние предприятия
    документ Учет операций с продукцией
    документ Сущность и структура оборотных средств
    документ Основные средства предприятий оптовой торговли



    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами

    важное

    1. ФСС 2016
    2. Льготы 2016
    3. Налоговый вычет 2016
    4. НДФЛ 2016
    5. Земельный налог 2016
    6. УСН 2016
    7. Налоги ИП 2016
    8. Налог с продаж 2016
    9. ЕНВД 2016
    10. Налог на прибыль 2016
    11. Налог на имущество 2016
    12. Транспортный налог 2016
    13. ЕГАИС
    14. Материнский капитал в 2016 году
    15. Потребительская корзина 2016
    16. Российская платежная карта "МИР"
    17. Расчет отпускных в 2016 году
    18. Расчет больничного в 2016 году
    19. Производственный календарь на 2016 год
    20. Повышение пенсий в 2016 году
    21. Банкротство физ лиц
    22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
    23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
    24. Как получить квартиру от государства
    25. Как получить земельный участок бесплатно


    ©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты