Академическое определение термина “дефолт” (от англ. default – невыполнение обязанностей) претерпело существенные изменения за последние 10-15 лет.
Изначально он относился к сфере эмиссии и обращения государственных и корпоративных облигаций и означал осознанный отказ эмитента от исполнения обязательств по уплате процентов и суммы займа.
Новая финансовая история расширила значение термина.
События в России, проверившие на прочность банковскую систему, а заодно и психику тогдашнего среднего класса, скорректировали сугубо финансовое значение термина на следующее.
В широком определении этот термин стал обозначать отказ правительства следовать ранее принятым безусловным обязательствам – в первую очередь, исполнять платежи по государственным займам, во вторую – исполнять прочие (дипломатические, торговые) соглашения и договоры.
Таким образом, причиной дефолта является силовое или вынужденное политическое решение с финансовой подоплекой. Дефолту всегда предшествуют обстоятельства экономического или политического кризиса.
Мгновенным эффектом от дефолта “первого уровня”, т.е. государственного, являются последующие за ним отказы кредитно-денежных организаций страны платить по эмитированным ценным бумагам и исполнять свои прочие обязанности – например, выплачивать проценты по вкладам.
На макроуровне процесс сопровождается ростом инфляции, девальвацией, иногда для упрощения расчетов власти проводят деноминацию.
Этот набор “спецэффектов” уже знаком россиянам по событиям второй половины 1998 года. С учетом исторического опыта этого времени революцию 1917 года можно было бы тоже назвать дефолтом.
Существующие виды дефолта – технический, корпоративный, заемщика – уточняются термином-приставкой.
Так, “технический” дефолт видоизменяет понятие включением в него причины – срабатывания операционных рисков (это все, что связано со сбоями платежных систем, ошибками персонала, влекущими неисполнение операций в срок).
Технический дефолт возникает вопреки воле эмитента ввиду отсутствия возможностей для оплаты, в дальнейшем прецедент подлежит урегулированию согласно соглашению сторон.
Корпоративный дефолт означает невозможность выплат корпорацией-эмитентом.
Дефолт заемщика спускает значение на уровень экономических отношений физических лиц – это отказ заемщика от очередных выплат, например, по кредиту.
Возможности избежать дефолта.
С повышением уровня дефолта он оказывает все увеличивающиеся последствия. Один только намек на возможность дефолта на уровне государства мгновенно портит его международную репутацию перед инвесторами и заставляет их выводить капиталы.
До недавнего времени считалось, что кредитные рейтинги, которые рассчитывает и присваивает эмиссионным обязательствам “большая тройка” рейтинговых агентств Standard&Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings, в полной мере отражают вероятность дефолта эмитента.
Рейтинги, имеющие вид буквенно-цифровых обозначений, сообщают инвестору о вероятности дефолта. Например, ААА по версии S&P’s означает минимальный риск дефолта, а D – высокий.
Однако после банкротства ведущих игроков ипотечного рынка Bearn Sterns, Fannie Mae и Freddy Mac, работавших с облигациями наивысшей степени надежности (AAA), доверие к системе рейтингов покачнулось.
Более того, недавнее снижение рейтинга России на фоне незыблемого ААА государственных облигаций прецессирующей Америки вызывает недоумение инвесторов и наводит на мысли о двойных стандартах – ведь хозяева агентств базируются на территории США.
Конечно, последние пласты финансовых знаний содержат кое-какие рекомендации по хеджированию (страхованию) подобных рисков. Но полностью устранить вероятность дефолта невозможно.
Дефолт
Правительство, вполне вероятно, столкнется с дефолтом России. Что может нанести такой сокрушительный удар по бюджету Российской Федерации? На этот вопрос, проанализировав нынешнее состояние российской экономики, попытались ответить ведущие аналитики агентства Standard&Poor's (S&P).
Каковы причины дефолта России?
Основных причин, на которые указывает агентство Standard&Poor's (S&P), несколько:
- предвыборные обещания-поручения президента «тянут» на 8% ВВП, особенно, «оборонка» (4,8 трлн. руб.), образование и здравоохранение, «падающие» на региональный бюджет;
- доходы (доходная база) снижаются (надежды на их рост из-за роста поступлений от налога на прибыль – маловероятна по реальным данным о собираемых налогах, которых в 50% регионах не хватает для текущих расходов);
- госдолг регионов РФ вырастет примерно в 1,5 раза (Минфин утверждает, что к началу года долг субъектов РФ был равен 1,171 трлн. руб., а в 19 регионах - выше 50% доходов);
- муниципалитеты вынуждены будут активно занимать, привлекать средств с рынка, причем рост заимствований будут расти (более 700 млрд. руб.);
- быстрый рост цен нефти – маловероятен, темп роста их снизится;
- российским регионам уже сейчас местами не хватает средств на заработную плату, а «естественный» их источник - отказ от расходов, которые можно будет сократить (например, на капитальное строительство и реконструкции) или перенаправить (например, из дорожного в социальные фонды) – уже «не источник» (да и средства в регионы спускаются чаще целевым образом, они не могут быть израсходованы не по назначению);
- ухудшаются мировая конъюнктура и инвестиционные возможности, что приведет к дефициту национальных бюджетов, потребует значительной финансовой дополнительной помощи из федерального бюджета;
- правительство ограниченно в своей популярности и ему усилить фискальную политику не удастся (как и повысить популярность у электората различными преференциями в налоговой политике);
- имеющиеся у правительства накопления (активы в резервных фондах, от приватизации госпредприятий, заимствования) могут быть далее использованы только по прямому назначению.
Все перечисленные выше факторы, приведут в конечном итоге к огромному дефициту бюджета, что неминуемо приведет к дефолту России в 2013 году.
Дефолт доллара
Дефолт по доллару, независимо от способа, которым он и в сочетании с какой операцией прикрытия (с войной или без войны) будет проведен, не повлечет за собой обмена долларов на амеро (если новый доллар будет называться именно так) по курсу 1 к 10 или еще по какому-нибудь курсу. В этом нет смысла. Ничего коренным образом не изменится в мировых финансах, если 100 трлн. долларов будут обменены на 10 трлн. амеро. Ничего не произойдет.
Долги США такими же и останутся и их точно также невозможно будет выплатить. Поэтому дефолт должен быть именно дефолтом, т.е. отказом платить по обязательствам и отказом принимать доллары, вращающиеся вне США как платежное средство. Допускаю, что может быть будет, предложен какой-то обмен, как это было по ГКО. Типа меняем по курсу 1 к 100, но выплаты начинаем через 20 лет, а заканчиваем через 100 лет, т.е. тогда, когда все кто сейчас живет уже умрут. Немного утрированно, но примерно так, т.е. как платежное средство доллар исчезнет и никакого реального обмена не будет.
О рубле, евро и т.д.
Теперь о том, что произойдет с евро, рублем и т.д. Сначала о рубле.
Может кто-нибудь помнит о слухах, которые ходили в России в ноябре-декабре о том, что напечатаны новые деньги и в России будет денежная реформыа в виде деноминации (уберут с купюр один или два нуля). В. Путину даже пришлось в день ответов на вопросы россиян в начале декабря отвечать на вопрос о том, будет ли денежная реформа? Помните, что он ответил? Что это чушь, что никакой денежной реформы не будет.
Он достаточно честно ответил. Деноминации не будет. Слухи появились из-за утечек информации, что огромное количество денежной наличности (новых рублей) завезено во все регионы России. Если раньше водители грузовиков «Гознака» (а именно спец грузовики «Гознака» развозят деньги на расстояние до 700-800 км от Москвы, на большие расстояния используются ж/д и авиатранспорт) ездили в командировки 2-3 раза в месяц, то осенью командировки участились до 2-3 раз в неделю.
Так вот мое мнение таково, что в регионы был осуществлен завоз новых рублей, которые будут в обращении после самой острой стадии кризиса. После дефолта по доллару произойдет немедленная замена рубля на новый рубль, чтобы защитить финансовую систему Росси от разрушения. А чтобы не наступил полный коллапс системы наличного денежного обращения (коллапс безналичных расчетов на какое-то время будет иметь место), для этого и были завезены заранее деньги в регионы. Чтобы людям было чем платить зарплату, чтобы было, на что хлеб купить и т.д. А старые рубли обменяют на новые в течение какого-то времени. Может быть даже по курсу 1 к 1. При этом без сомнений, с одновременной проверкой источников происхождения рублей и того, уплачены ли были налоги с них, не имеют ли они коррупционное или иное незаконное происхождение. В любом случае в результате таких событий количество рублевой массы сократится раза в два-три. Что будет с банками, лишившихся долларовых активов – просчитайте сами.
Примерно то же самое будет и с евро. Так как евро это тоже резервная валюта, как доллар, то, скорее всего по ней тоже будет отказ от приема или существенное ограничение приема евро как платежного средства особенно происходящих из-за границ ЕС. Что будет с курсом евро после проседания (на грани краха) европейских банков из-за исчезновения их долларовых активов – этот вывод тоже сделайте сами.
Дефолт год
Дефолт (англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.
Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.
После распада СССР Россия в 1990-е годы почти постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд. долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные краткосрочные обязательства/облигации федерального займа) и фондовом рынке - свыше 36 млрд. долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд. долларов в год.
Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.
По мнению экспертов, тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились 3 июля 1998 года после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю, сказавшего, что даже в случае исполнения Москвой всех требований фонда, его организация вряд ли сможет организовать заем на 15 млрд. долларов, который запросила Россия.
7 июля ЦБ РФ прекратил выдачу банкам ломбардных кредитов.
9 июля в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имела реальные шансы в течение 2-х лет получить новые кредиты на сумму 22,6 млрд. долларов.
10 июля, комиссия ООН для Европы: "Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение".
20 июля МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере 14 млрд. долларов. Угроза девальвации рубля отступила.
24 июля ЦБ РФ понизил ставку рефинансирования до 60%.
29 июля директор Института экономического анализа Андрей Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.
5 августа правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд. долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд. долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.
11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.
12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.
13 августа рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.
14 августа у банков стали появляться первые очереди вкладчиков, желающих вернуть депозиты.
15 августа президент Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.
17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.
Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.
В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: "проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств".
18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, сказав, что "не смог уберечь президента". Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.
19 августа правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта - недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).
20 августа зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций. Сергей Дубинин объявил, что Центробанк отныне гарантирует вклады населения во всех банках.
21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.
23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.
По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.
В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП.
С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн. долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.
В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.
Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 года его признали банкротом и в банке ввели временное арбитражное управление.
По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия.
Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.
Дефолт в США 2013
США стоят на пороге самого крупного дефолта, однако некоторые аналитики считают, что США вряд ли признает себя банкротом. Экономический кризис в Штатах начался из-за того, что администрация Обамы и Конгресс вовремя не смогли согласовать бюджет страны на следующий финансовый год. Подробности дефолта в США в октябре 2013 года читайте на нашем портале.
Дефолт в США 2013.
В международном рейтинговом агентстве Moody's считают, что правительство США не объявит дефолт в своей стране, по крайней мере, до 17 октября. В этот день должен быть согласован верхний потолок госзаимствований США. Министр финансов Америки Джейкоб Лью, назвал эту дату ключевой в разрешении конфликта.
Дефолт в США в октябре 2013.
Эксперты высказывают разные оценки относительно состояния экономики США и способности США платить по своим госдолгам. Говорят, что четверть мирового госдолга США находится в руках Китая, а потому США приходится считаться с этой мировой азиатской державой. Обама 17 октября предпримет еще одну попытку договориться с республиканцами в Конгрессе о повышении размера госдолга (сейчас государственный долг США составляет 16,7 трлн. долларов). Гендиректор Moody’s Рэй Макдэниэл высказывает оптимистические прогнозы относительно развития ситуации с госдолгом. По его мнению, платежи казначейства США имеют самый высокий приоритет и будут исполнены.
А вот авторитетное агентство Bloomberg считает, что отсутствие консенсуса между администрацией президента США и конгрессменами может привести к разрушительным последствиям, причем далеко не только для американской экономики. Как полагают эксперты агентства, дефолт крупнейшей экономики приведет к дестабилизации фондовых площадок, программа кредитования, столь зависимая от госбумаг США, будет заморожена. Курс доллара, основной мировой валюты, неизбежно упадет и ситуация может сравниться с той, что была в середине 30-х годов XX века. Таким образом, если противоборствующие стороны не договорятся 17 октября о повышении планки госдолга, уже на следующий день, то есть 18 октября, правительство США может объявить дефолт.
Оценки экономических экспертов эхом повторяют высказанное в прошлом месяце предупреждение министра финансов США Джейкоба Лью о том, что правительство исчерпает свои разрешенные законом возможности займа к середине октября, и оно останется всего с 50 млрд. долларов.
Правительство никогда раньше не объявляло дефолт по своим обязательствам. Повышение $16,7-триллионного долгового потолка для Обамы и республиканцев обещает быть трудным.
Дефолт в Украине
Украина заняла 7-е место в рейтинге стран, которым грозит дефолт в ближайшие 5 лет. К слову в прошлом наша страна была на шестом месте. Рейтинг составило экономическое агентство Standard & Poor's. Аналитики компании увеличили шансы украинского дефолта с 34,8% до 44,25%.
Первые шесть мест перед нами занимают Кипр, Греция, Аргентина, Пакистан, Венесуэла и Египет, а за Украиной — Португалия, Хорватия, Черногория. Еще в прошлом году лидировала Греция с вероятностью дефолта 99%, но в этом году стал лидером Кипр, который был на грани банкротства. А Египет обогнал Украину после революции.
Риск дефолта вырос во многих странах после заявления Федеральной резервной системы США о возможном сокращении программы "количественного стимулирования" экономики.
Вероятность дефолта Украины - "практически стопроцентная"
Новость заставила инвесторов избавляться неопределенных активов, среди которых есть и украинские еврооблигации.
1. Некорректно сравнивать американскую и украинскую модель экономики.
Разговоры о банкротстве украинской экономики банкротстве ведутся с 2009-го. "Вероятность дефолта в Украине на сегодня — 42 %, в 2009-м этот показатель был 98 %, но дефолта не произошло, — аргументирует эксперт Александр Охрименко. — В большинстве рейтингов за основу сравнения берется американский рынок, который ничего общего с украинским не имеет. Но сравнение некорректно: в мире обращается американских облигаций на $17 трлн., а украинских — около $8 млрд. Время от времени государство их погашает. Например, в начале года правительство разместило еврооблигации на $2 млрд., а в мае погасило на 1 млрд. еврооблигаций — ценных бумаг, которые продаются только за рубежом для покрытия дефицита госбюджета. Так делают и другие страны. По сравнению с США у нас очень малые суммы".
С ним согласен завсектором денежно-финансовой стратегии НИСИ Алексей Молдаван. "Уровень госдолга по отношению к ВВП в Украине — 43–45% — по мировым меркам, не очень велик. Возможно, пессимизм исследователей связан с тем, что об Украине идут не очень позитивные данные о текущем состоянии экономики. Но в целом правительство держит границу долга по отношению к ВВП на безопасном уровне", — говорит Молдован.
Эксперт-экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь говорит, что от дефолта не застрахована ни одна страна. "Украина за последние пять лет быстро нарастила госдолг, и уже сейчас на его обслуживание тратим больше, чем на армию. Если так будет продолжаться, то не исключено, что объявить дефолт станет выгодно, а деньги — направить куда-то еще", — говорит Жолудь.
Эксперты отмечают, что первая причина, по которой дефолта не произойдет, — положительный платежный баланс. "Сальдо нашего торгового баланса показывает позитивные изменения в международной торговле. В связи с кризисом и экономией газа, сейчас существенно снизились темпы импорта", — говорит Молдаван.
Слова эксперта подтверждаются еще одним рейтингом: по результатам прошлого года, Украина в 2012-м заняла 37-е место с объемом экспорта $68,5 млрд. Улучшение баланса внешней торговли товарами во многом вызвано сокращением на 26,8% закупок газа, на который приходится 13,3% общего объема импорта. Впрочем, закупка газа к отопительному сезону приведет к увеличению дефицита баланса.
3. Украинцы не скупают валюту.Одним из показателей кризиса является скупка валюты. Но с мая этого года украинцы больше продают долларов, чем покупают. "За май по валюте позитивное сальдо — продавали валюту чуть больше, но всего на 70 млн. Всего валютных операций украинцы совершили на 3 млрд. грн", — говорит Жолудь.
Но по лету делать прогнозы рано: сейчас украинцы активно меняют валютные кубышки, чтобы поехать на отдых. Но и осенью опрошенные "Вестями" экономисты не ждут очередей под обменщиками: "Валюту скупали, потому что у населения было больше денег, а сейчас это не отражается на общем фоне", — сказал "Вестям" экономист Молдован.
Охрименко говорит, что Кабмину удастся поддержать бюджет в нормальном состоянии благодаря новым законам. "Перед закрытием Рада проголосовала за финансовые векселя, с их вводом дефицит бюджета уменьшится. А когда введут налог на покупку/продажу валюты для импортеров-экспортеров (такой проект Мин доходов готов подать на рассмотрение в парламент в сентябре. — Ред.), это существенно уменьшит долларизацию экономики", — говорит Охрименко.
Эксперт Алексей Молдован считает, что векселя — крайняя мера для наполнения бюджета и их не будут массово всем навязывать. Эксперты сходятся в одном: Кабмин на осень готовит новые варианты сборов на алкоголь, табак и импортные авто — для поддержки бюджета.
5. Рекордный урожай пополнит бюджет.
По прогнозам, урожай зерна в этом году в Украине составит 53–54 млн. т, что является рекордом за годы Независимости. Продажа зерновых на внешних рынках может существенно пополнить бюджет. Однако эксперты не исключают и риски для Украины.
В Минэкономики не задумываются о возможном дефолте Украины
"Хороший урожай на зерновые даст результаты во втором полугодии. Но ситуация зависит не только от нас, а от России и Польши — наших основных конкурентов на рынке зерновых. У них тоже может быть хороший урожай, и закупочные цены пойдут вниз", — говорит Алексей Молдован. В выигрыше останутся зерно трейдеры, которые имеют возможность недорого хранить урожай до повышения цен.
Последствия дефолта
Значение термина «Дефолт» за десятилетие значительно изменилось.
Вначале это понятие относилось к эмиссии и обращению корпоративных и государственных облигаций и обозначал добровольный отказ эмитента от выполнения обязательств по выплачиванию процентов и суммы долга. Предпосылкой дефолта всегда является кризис — экономический или политический.
События, произошедшие в России в конце 90х годов привели к расширению значения этого термина. В тот период банковская система была испытана на крепость и прочность, а вместе с ней и нервная система граждан России. Результатом государственного дефолта являлись следующие за ним отказы финансовых институтов страны совершать выплаты по ценным бумагам, а также проценты по вкладам.
При дефолте характерен рост инфляции. В таких случаях Правительство проводит деноминацию валюты. Понятие «Дефолт» используется на каждом из уровней экономических отношений. Дефолт бывает техническим, корпоративным, дефолт заемщика.
Для технического дефолта характерно наличие каких-то технических рисков, например, сбои в программе платежных систем, или же оплошности сотрудников. В результате операции не выполняются в сроки.
Корпоративный дефолт образуется против воли эмитента, в связи с тем, что отсутствует возможность выплат эмитентом. Если взять отношения обычных граждан — то это отказ заемщика от осуществления уплаты по кредиту.
Насколько велика вероятность возникновения дефолта? Ответить на этот вопрос вряд ли кто-то сможет.
В тех экономических условиях, которые существуют ныне, возможность возникновения дефолты значительно ниже, чем десятилетие назад. Но все же, основной компонент решения о дефолте — политический.
Если Правительство страны осознает последствия нового дефолта она всеми возможными методами должна избежать его.
Последствия дефолта следующие:
1.Абсолютная потеря доверия у среднего класса. Это уверенные граждане нашей страны, в возрасте 25-40 лет, которые кладут средства на депозиты. После кризиса 1998 года доверие у среднего класса того времени (сейчас это люди в возрастном диапазоне 40-70 лет) было окончательно утрачено, в связи с потерей своих сбережений. Если к этой группе людей прибавятся нынешние представители среднего класса, то впоследствии банковская система лишится потребителей своих услуг.
2.Стремительное снижение уровня жизни населения в условиях, созданных мировым кризисом и волна локальных дефолтов.
3.Напряженность в социальной сфере. Увеличение политических беспорядков, увеличение роста преступности. Даже допускается смена власти из-за неудовлетворенности населения всем происходящим. Для руководителей этот пункт наиболее опасен и им стоит задуматься над тем, как не допустить возникновения явления дефолта.
Дефолт 2014
Дефолт представляет собой – не выполнение обязательств, то есть не выполнение договора займа и неоплата процентов лицу, с которым вы заключили договор. Банкротство может объявляться как определенной группой лиц, так и правительством.
Обособленный дефолт 2014 существует защитным действием для кампании, у которой появились определенные денежные трудности, а с другой - защищает со-кредитора от не выполнения кампанией, заключенных по договору обязательств. Различают два вида дефолта: банкротство и технический дефолт.
Банкротство означает-невозможное выполнение задолженности, заемщиком. Если это не большая кампания, но назначается специально - определенная кандидатура, которая будет заниматься вопросам, по решению возврата долга заемщику. А если же дефолт провозглашает государство, то все займы и вопросы, рассматриваются и решаются на высочайшем уровне.
Технический дефолт-это, когда заимодатель не выполняет пункты, ранее заключенного документа, хотя имея все возможности его выполнить в течение нескольких месяцев. Технический банкротство происходит не посредственно вопреки заемщику, из-за отсутствия денежных средств, в будущем этот неприятный инцидент, решают по совместному соглашению.
В истории, такого вида дефолты происходили довольно таки часто. Наше государство часто оказывалось, в такой не приятной ситуации. В основном из-за курса валют.
Технический дефолт
Президент США Барак Обама заявил, что пенсии могут быть не выплачены уже в августе, если Белый дом и конгресс не придут к соглашению о поднятии потолка госдолга. У американской администрации есть несколько недель, чтобы избежать технического дефолта, который может произойти уже после 2 августа, если конгресс не проголосует за повышение уровня потолка.
Президент США Барак Обама заявил, что пенсии могут быть не выплачены уже в августе, если Белый дом и конгресс не придут к соглашению о поднятии потолка госдолга. У американской администрации есть несколько недель, чтобы избежать технического дефолта, который может произойти уже после 2 августа, если конгресс не проголосует за повышение уровня потолка.
Дефолт (англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.
Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.
Дефолт объявляется как государством ("суверенный дефолт"), так и компаниями, или частными лицами, которые не способны выполнить все или часть своих обязательств.
Дефолт бывает двух видов: просто дефолт (банкротство) и технический дефолт.
Первый вид дефолта (банкротство) обозначает банкротство заемщика, то есть невозможность выполнения заемщиком своих обязательств.
Технический дефолт - это ситуация, когда заемщик нарушил контракт задолженности, но физически он этот контракт выполнять может. Нарушение договора может подразумевать, как отказ платить проценты или основную часть обязательства, так и отказ предоставить необходимые документы (например, годовой отчет) или любое другое нарушение пункта договора обязательства. Тогда кредитор может объявить технический дефолт заемщику. Дальнейшая судьба заемщика и кредитора зависит от причин невыполнения обязательств и корпоративного законодательства в стране. Достаточно часто технический дефолт не заканчивается банкротством заемщика.
Эксперты говорят о возможности технического дефолта в США после 2 августа 2011 года, если Конгресс не проголосует за повышение уровня долгового потолка.
Потолок госдолга - уникальное определение, существующее только в США. Впервые американский конгресс определил максимальный уровень государственного долга в 1917 году; тогда он составлял всего 11,5 млрд. долларов. До этого Конгресс должен был утверждать каждое размещение долговых обязательств.
С марта 1962 года потолок для американского госдолга повышался 74 раза, в том числе десять раз за период с 2001 года.
В последнее десятилетие запускать печатный станок США приходилось из-за дорогостоящих войн в Ираке и Афганистане и последовавших за ними программ помощи "молодым демократиям", а также из-за мирового финансового кризиса. Если более 30 лет назад размер госдолга оценивался в 908 млрд. долларов, то с начала 1980-х гг. он начал расти стремительными темпами и уже в 1982 г. составил 1 трлн. долларов, а к 1996 г. - 5 трлн.
Показателя в 10 трлн. госдолг достиг когда из-за рецессии существенно снизился объем собираемых налогов, а правительству пришлось тратить большие средства на социальные программы и борьбу с безработицей.
Сейчас потолок госдолга составляет 14,3 трлн. долларов, США преодолели его еще в мае. Администрация Барака Обамы предлагает повысить этот предел на 2 трлн. 400 млрд. долларов. Однако республиканцы считают, что сначала Белый дом должен представить план снижения расходов на госуправление на 2 трлн. долларов в ближайшие 10 лет.
Ранее министр финансов США Тимоти Гайтнер предупредил, что, если лимит не будет повышен до 2 августа, то США ждет дефолт, то есть невозможность платить по государственным обязательствам.
По мнению экспертов, технический дефолт может инициировать цепную реакцию системного риска в США и по всему периметру развитых рынков. Произойдет падение стоимости финансовых активов банков и других финансовых институтов, далее последует неплатежеспособность финансовых институтов по своим обязательствам. А следом - нарушение платежей и "набеги" клиентов на банки.
Исследование двух американских профессоров - Терри Звини и Дика Маркуса - показывает, что в 1979 г. США уже оказывались неплатежеспособными. Тогда президент Джимми Картер тоже долго не мог договориться с парламентом по поводу повышения порога заимствований. Сделку заключили в последний момент, что привело к задержке выплат на сумму 122 млн. долларов. Решить проблему удалось за три недели, однако отсрочка платежей привела к потере доверия инвесторов. Из-за этого выросли процентные ставки и, соответственно, цена обслуживания долга. Тот мини-дефолт обошелся США в миллиарды долларов.
Дефолт 1998 года
Дефолт 1998 года был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В значительной степени он стал итогом следования указаниям МВФ, которые не отвечали интересам России.
Основными причинами дефолта были огромный государственный долг России, низкие цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).
Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.
Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.
Причины кризиса с позиций международной экономики.
В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.
Возможные сценарии кризиса.
Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:
- напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции,
- объявить дефолт по внешнему долгу,
- объявить дефолт по внутреннему долгу.
Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для молодого Российского государства.
Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории.
Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Однако история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд. долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.
Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путем обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.
Последствия.
Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес CSFB, контролировавший до 40 % рынка.
Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996—1997 годов.
Дефолт банков
Большая доля глобальных банковских кризисов исторически ассоциировалась с наличием государственных дефолтов по внешнему долгу, испытывающих банковский кризис, и аналогичным образом рассчитанную долю стран, испытывающих дефолт по внешнему долгу или его реструктуризацию. Государственные дефолты участились в начале Первой мировой войны (так же как и банковские кризисы) и продолжались во время Великой депрессии и Второй мировой войны (когда несколько развитых экономик присоединились к клубу стран, испытывающих дефолты). Десятилетия, которые за этим последовали, были сравнительно спокойными, пока кризисы долга не охватили развивающиеся рынки в начале 80-х и в 90-х годах.
Каналов, с помощью которых глобальная финансовая нестабильность приводит к более частым кризисам по суверенному долгу на развивающихся рынках, очень много, и они достаточно сложны.
Банковские кризисы в глобальных финансовых центрах (и кредитные крахи, сопровождающие их) создают «внезапную остановку» в предоставлении кредитов странам на периферии (используем термин, который был предложен Гильермо Кальво)9. В большинстве своем потоки капитала «с севера» пересыхают на развивающихся рынках независимо от фундаментальных экономических основ. Когда кредиты трудно получить, экономическая активность на развивающемся рынке снижается и долговое бремя давит тяжелее на иссякающие ресурсы правительства.
Банковский кризис исторически был «заразным» в том смысле, что инвесторы стремятся уйти от рисков, переносят опыт работы с одной страной на другие и снижают собственную вовлеченность в кредитную деятельность, по мере того как их богатство уменьшается. Последствия понятны и заключаются в том, что рынки развивающихся стран теряют возможность брать кредиты и обслуживать государственный внешний долг.
Банковский кризис в одной стране может вызвать потерю доверия к соседней или схожей стране, по-скольки кредиторы рассматривают возможность возникновения и схожих проблем.
В том, что касается данной публикации, остается понять, приведет ли глобальная волна нестабильности в финансовом секторе в начале XXI века к аналогичному результату в цикле дефолтов по государственному внешнему долгу. Однако прецедент, кажется негативным в этом отношении. Резкий рост числа государственных дефолтов в текущей глобальной финансовой среде вряд ли будет неожиданным.
Дефолт после олимпиады
Олимпийские игры в Сочи будут проводиться в начале следующего года, но уже сейчас многих людей волнует вопрос, будет ли дефолт после Олимпиады. По данным статистики, стоимость Олимпийских игр в 5 раз превысила запланированный бюджет и в настоящее время составляет 1.4 триллиона рублей.
Большая часть данной суммы покрывается из государственного бюджета, что, по мнению многих специалистов, может привести к существенным проблемам в экономике. С другой стороны, в строительстве олимпийских объектов принимают участие различные инвесторы, которые после окончания Зимних олимпийских игр в Сочи получат доступ к объектам инфраструктуры, а также смогут получить отличную рекламу во время трансляций игр.
Отвечая на вопрос «ждать ли дефолта», необходимо тщательно проанализировать прибыль, которая будет получена во время проведения Олимпийских игр. Прежде всего, необходимо оценить телевизионные права, которые будут проданы ведущим мировым компаниям. Как правило, данный вид дохода приносит наибольшую прибыль организаторам.
В настоящее время принимаются многочисленные меры, связанные с необходимостью удержать на приемлемом уровне стоимость транспортных услуг и проживания в Сочи, но, вероятнее всего, данная статья доходов также будет очень высока. Также не стоит забывать и о продаже билетов и различной сувенирной атрибутики, которая также может существенно пополнить бюджет.
Огромные затраты на проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи вызывают протесты со стороны людей, проживающих в различных городах нашей страны, в том числе, и в Красноярске. Фактически, Олимпийские игры повысят престиж страны, но вряд ли инфраструктура, оставшаяся после проведения соревнований, будет активно использоваться при проведении других спортивных форумов.
Сочи находится в южной части нашей страны, поэтому различные виды зимних видов спорта не пользуют у местных жителей большой популярностью. Кроме того, поклонники зимних видов спорта вряд ли проделают настолько дорогостоящее путешествие для того, чтобы увидеть любимых спортсменов на одном из этапов кубка мира.
По мнению многих специалистов, не стоит ожидать дефолта после Олимпиады, так как состояние российской экономики в настоящее время относительно стабильное, а многие негативные процессы могут быть нейтрализованы благодаря имеющимся в распоряжении правительства денежным ресурсам, а также возможностью повысить некоторые виды налогов и сборов.
Кредитный дефолт
Кредитный рай, свалившийся на головы россиян несколько лет назад, сегодня для многих вполне может обернуться долговым адом. По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), число безнадежных кредитов в розничном портфеле российских банков за год увеличилось в два раза - с 800 тыс. до 1,6 миллиона.
В наибольшей степени это относится к владельцам кредитных карт. Так, доля карточных кредитов, признанных банками безнадежными к взысканию, за год выросла почти в 2,5 раза - до 1,4%. При том, что по состоянию на 1 августа 2012 г. доля безнадежных карточных кредитов составляла всего 0,6% от общего объема просроченных кредитов.
В то же время банки стали почти в полтора раза чаще признавать безнадежными и потребительские ссуды. По данным ОКБ, доля потреб кредитов, которые невозможно взыскать, по состоянию на 1 августа 2013 г. достигла 1,2% (в начале августа прошлого года показатель составлял 0,9%).
Как сообщает РБК , доля просроченных кредитов растет в портфелях всех основных банков, работающих на рынке потребительского кредитования. В частности, у "Сбербанка" она выросла с 2,3% до 3,6%, у "Русского стандарта" - с 6,7% до 8,8%, у банка "Хоум Кредит" - с 8,7% до 10,5%.
Виновными в происходящем можно считать как нерадивых заемщиков, так и сами банки. В последнее время многие из них приступили едва ли не к прямому навязыванию своих услуг клиентам через широкую рекламу и рассылку кредитных карт всем без разбора. В погоне за расширением портфелей выданных кредитов, они свели до минимума процесс проверки потенциального заемщика на платежеспособность.
Более того, благодаря огромному спросу на розничные кредиты, банки получили возможность устанавливать необоснованно высокие ставки по займам, в значительной степени компенсирующие риски неплатежей. Таким образом, платя завышенный процент по кредиту, добросовестный заемщик фактически компенсирует банку потери, понесенные в результате неплатежей нерадивых клиентов.
Не лучшим образом обстоят дела и с отношением к кредитам со стороны самих заемщиков. К сожалению, финансовая грамотность населения остается достаточно невысокой. С полной ответственностью к получению кредита граждане относятся лишь тогда, когда заем сопровождается залогом какого-либо имущества - автомобиля или недвижимости. При получении без залогового кредита заемщик не видит прямой угрозы лишиться, в случае невозврата займа, своего имущества.
Другим довольно тревожным моментом стало втягивание в кредитные отношения маргинализированных групп населения. Этому опять же способствует активная реклама кредитных продуктов банков, прямая рассылка банковских карт и отсутствие должного контроля платежеспособности клиента.
В результате займы и кредитные карты все чаще оказываются в руках наркоманов, алкоголиков и людей с ослабленной психикой. Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство таких кредитов никогда не будет возвращено.
В то же время процесс уже запущен, и скорого изменения ситуации к лучшему ждать не приходится. Экономическая обстановка в стране продолжает ухудшаться, что неизбежно приведет к снижению доходов населения. Учитывая, что значительная его часть уже сейчас загружена кредитами под завязку, риск волны дефолтов по кредитам физическим лицам становится неоправданно высоким.
Риск дефолта
Данные Федерального резерва о доходности различных облигаций. Сравните процентные ставки по последним облигациям с рейтингами AAA и ВВВ.
Одно из свойств облигации, влияющих на ставку процента, — риск дефолта (неплатежа, отказа выплачивать долг). Риск неплатежа возникает, когда эмитент не может или не хочет выплачивать проценты или номинал облигации в надлежащий срок. Корпорация, несущая большие убытки, может приостановить выплату процентов по своим облигациям, как это сделала, например, компания Chrysler в 1970-х годах. Следовательно, риск дефолта по таким облигациям довольно велик. Напротив, казначейским облигациям вовсе не присущ риск неплатежа, поскольку федеральное правительство всегда может увеличить налоги, чтобы выплатить долги. Облигации, для которых риск неплатежа равен нулю, называются без рисковыми.
Однако при обсуждении проекта бюджета в Конгрессе США в 1995 и 1996 годах республиканцы говорили об угрозе дефолта по казначейским облигациям. О том, как это повлияло на рынок облигаций, рассказано во врезке Применение теории.) Спред между ставкой процента по рисковым и без рисковым облигациям называется премией за риск. Премия за риск — дополнительная сумма процента, при которой рисковые облигации станут привлекательными. Почему премия за риск по рисковым облигациям всегда положительна (и чем выше риск неплатежа, тем выше премия за риск)? Для получения ответа на этот вопрос применим модель спроса и предложения.
Чтобы изучить влияние риска дефолта на процентные ставки, рассмотрим диаграммы спроса и предложения для рынков без рисковых (казначейских) и рисковых (корпоративных) долгосрочных облигаций. Для простоты предположим, что сначала корпоративные облигации были такими же без рисковыми, как и казначейские.